Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Тренажер «Координационная лестница» как средство поддержания двигательной активности учащихся Выполнили: Учитель физической культуры Макей Василий Маврикович Учитель физической культуры Ипатова Светлана Валерьевна Введение «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А.Сухомлинский Образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности. Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения РК и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования. Актуальность Традиционно, одной из основных задач государственной политики является создание условий для развития физической культуры и спорта, как эффективного средства привлечения детей, подростков и молодёжи к активному образу жизни, их оздоровления, повышения уровня физического развития и профилактики правонарушений. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие заниматься спортивными играми, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы. В связи с объявлением ВОЗ пандемии, введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан, и переходе учебного процесса на дистанционные образовательные технологии на период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в Республике Казахстан двигательная активность учащихся резко снизилась. Тема выбрана исходя из попытки найти простое и эффективное средство, не требующее дополнительных финансовых затрат и специальной подготовки детей. Ребёнку на уроках физкультуры необходимо осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия. Именно поэтому необходимо развивать скоростные и координационные способности у школьников, искать новые средства, повышающие интерес к урокам физической культуры, к игровым занятиям. Одним из путей решения данной проблемы является использование координационных (скоростных) лестниц в физическом воспитании в школе, что усиливает положительный эффект от занятий, у детей повышается интерес к игровым занятиям и тренирует нейронные связи. Цель проекта: поддержание двигательной активности и совершенствование физических качеств учащихся в домашних условиях при использовании тренажера «Координационная лестница». Задачи: 1. Изучить литературные источники о развитии физических качеств подростков; 2. Проанализировать возрастные особенности развития скоростных и координационных качеств учащихся; 3. Разработать модель тренажера «Координационная лестница» из подручных средств, возможную к самостоятельному созданию учениками в домашних условиях и создать инструкцию по ее сборке в условиях актуальной ситуации в Республике Казахстан (Дистанционное обучение); 4. Разработать комплекс упражнений с тренажером на развитие скоростных и координационных качеств для учащихся. Основное содержание проекта 1. Теоретическое обоснование проблемы Результатом ухода на ДО перед нами возникла проблема преподнесения обучающего материала до учащихся, отсутствие визуализации и обратной связи. Все больше людей задумываются о своем здоровье и стараются, как можно раньше начинать работу по его сохранению. Доступность упражнений из различных видов спорта и на различные группы мышц опубликованных в Интернете, позволяют устроить спортзал прямо дома. А если жилищные условия не пригодны для установки большого количества спортивного оборудования? Тогда на помощь приходит инвентарь, который входит в спортивную сумку, который можно использовать при занятии на уличных площадках. В сумку можно положить гантели, эспандеры, скакалку, и более современные – маркеры, скоростную лестницу, парашют. Координационная лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий и тренировок спортсменов во многих видах спорта. Лестница является снаряжением, нацеленным на активные спортивные упражнения. Скоростные лестницы тренируют, как мышцы большие и быстрые, так и близко лежащие к костному аппарату, которые образуют каркас опорно-двигательного аппарата. Каркасные мышцы труднее всего тренировать, т.к. они глубокие, и ограниченное количество видов упражнений способно их задействовать. Упражнения на лестнице заставляют неврологическую систему человека посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает человеку быть быстрее, подвижнее и ловчее. Использование лестницы в урочной деятельности и тренировочном процессе у детей школьного возраста позволяет разнообразить занятия, помочь учащимся развивать скоростные, скоростно-силовые и координационные качества. Иными словами способствовать развитию двигательно-координационных способностей. 2. Характеристика двигательно – координационных способностей Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономично и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определённой мере разбить на три группы: Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений. Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие. Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности). Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т. д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста 7) общей подготовленности занимающихся и др. Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности. Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий – низкая. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений. В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня. В онтогенетическом развитии двигательных координаций способность ребёнка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек. При воспитании двигательно-координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) по специально направленному их развитию. Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития двигательно-координационных способностей создаёт широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности. Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития двигательно-координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида, во втором - избранной профессией. Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны, что применимо при использовании «координационной лестницы». «Координационная лестница из магазина». Тренажёр «Координационная лестница» можно приобрести в спортивном магазине или заказать через интернет. Стоимость такого тренажера довольно высокая. Однако достаточно легко можно изготовить координационную лестницу своими руками. 3. Изготовление «Координационной лестницы». Плоская лестница Для изготовления лестницы в домашних условиях нам понадобится: кусочки линолеума, мягкая веревка или киперная лента, канцелярский нож, рулетка. Для начала мы должны определиться какой длины будет лестница, сколько ячеек в ней будет и какой шаг (расстояние между поперечинами). Мы будем изготавливать лестницу длиной 4 метра с длиной шага 40 см и шириной 50 см. Следовательно, у нас получится 8 ячеек. 1. Нарезаем кусочки линолеума для перекладин длиной 50 см и шириной 5 см (9 штук); 2. По краям перекладин вырезаем канцелярским ножом или дрелью просверливаем по два отверстия таким диаметром, чтобы наша веревка смогла спокойно в них пройти. 3. Продеваем веревку в отверстия, с обеих сторон перекладин, при этом соблюдая расстояние между ними (40 см). 4. Лестница готова к использованию! Характерные особенности нашей координационной лестницы: Вариативность • в применении в разных видах двигательной активности, различных упражнениях (ходьба, бег, прыжки, упоры, с предметами; • в изготовлении из разнообразных материалов (веревки, линолеум, клейкие ленты, и мн. др.) Доступность • используется детьми всех уровней физической подготовленности (от простого школьника и до профессионального спортсмена); • используется людьми разного возраста (от 3 лет и до старческого возраста). Безопасность • мягкие, плоские перекладины из полимерных материалов (линолеума) плотно прилегающие к поверхности пола; Мобильность • Независимо от длины тренажера, он достаточно удобен в эксплуатации, так как в сложенном состоянии не занимает много места. • Его можно легко и быстро разложить для выполнения тренировки, а затем сложить для хранения. • Самодельную спортивную лестницу можно использовать для физических упражнений на поверхности земли, на асфальтированной площадке или в спортзале. • На тренажере одновременно может заниматься поочередно целая группа учащихся, выполняя разные упражнения. • Не требует особых материальных затрат. 4. Методика использования координационной лестницы. Тренажер располагается на горизонтальной поверхности и раскладывается во всю длину. Учащийся получает карточку-задание (в одном варианте со схематично нарисованным упражнением, в другом – с описанием упражнения) и, изучив её, выполняет упражнения: ходьба в медленном темпе, ходьба с ускорением, прыжки, бег, бег с ускорением. Конкретные упражнения на тренировке подбираются в зависимости от поставленной задачи и подготовленности занимающихся. Упражнений с координационной лестницей существует множество. Часть из них является специализированной для конкретного вида спорта, часть является универсальной, но практически все они направлены на улучшение ловкости, координации движений, скорости работы ног, техники движений и равновесия. 1. 1. И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на двух ногах, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы. 2.То же на правой ноге. 3.То же на левой ноге. 2. 1. И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы. 2.То же с высоким подниманием бедра. 3.То же с захлестыванием голени назад 3. 1. И.п. – стоя правым боком к лестнице. Прыжки на двух ногах правым боком, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы. 2. То же на правой ноге. 3. То же на левой ноге. 4. 1. И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед, каждый раз наступая в ячейки лестницы, указанные учителем. 2. То же с высоким подниманием бедра. Примеры упражнений: https://www.youtube.com/watch?v=_5svhK3Tobc https://www.youtube.com/watch?v=DnL3dWe_7wY | |
Просмотров: 1383 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|