Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

"Дистанционное обучение физической культуре: опыт управления".
"Дистанционное обучение физической культуре: опыт управления".

Нынешняя эпидемиологическая ситуация изменила не только привычный уклад нашей жизни, но и внесла изменения в систему образования. С целью сохранения здоровья учащихся - учебные заведения перешли на дистанционный формат обучения. Перед каждым учителем физической культуры возник вопрос как в данной ситуации осваивать программу по физической культуре? Как мотивировать учащихся для занятий в домашних условиях, поддержать физическую активность подрастающего поколения, какие формы и методы применить для успешного усвоения программного материала, учитывая специфику предмета?
Представляю вашему вниманию свой небольшой опыт работы в дистанционном формате. Что же такое дистанционное обучение - это процесс передачи и формирования ЗУН с помощью удаленного взаимодействия между учеником и учителем.
Учебная программа по физической культуре предполагает формирование знаний по истории развития физической культуры и спорта, совершенствование основных физических качеств, развитие спортивно- физических умений и навыков, формирование морально-волевых качеств. Следуя целям и задачам обновлённого содержания образования, мною на протяжении ряда лет осуществлялась научно- методическая работа в рамках методической темы «Самостоятельные занятия физическими упражнениями как средство совершенствования физических качеств и формирования навыков саморегуляции и самоконтроля у школьников». Данная тема актуальна в свете реализации задач раздела обновлённой программы «формирование морально –волевых качеств обучающихся» и особенно актуальна при дистанционном формате обучения.
В практике нашей работы сложилась определенная система управления процессом формирования навыков самостоятельных занятий по физической культуре. В этой системе ключевыми понятиями выступают: физическая активность, воля, саморегуляция, самоконтроль.
Напомню, что морально - волевые качества в педагогической науке понимаются как совокупность личностных характеристик, регулирующих поведение человека в обществе (П.И. Пидкасистый, И.Ф. Харламов, В.Б. Шапарь и др.). А процесс формирования морально- волевых качеств описан в трудах А.С.Макаренко, Б.М. Теплова, Р.С.Немова и др.
Морально - волевое воспитание является важнейшей составной частью воспитания школьников, а физического воспитания в особенности.
Морально- волевые свойства личности связаны с преодолением внешних и внутренних препятствий в сочетании с нравственными установками. В физическом воспитании наиболее значимы такие волевые качества личности как: дисциплинированность и организованность, настойчивость и целеустремленность, самообладание и выдержка, терпеливость, смелость, ответственность и уверенность в собственных силах.
Понятие « воля» тесно сопряжено с понятиями « саморегуляция» и « самоконтроль».
Мы понимаем, что в процессе ДО большую часть учебного материала ученик осваивает самостоятельно. Что приучает его к самодисциплине, которая основывается на таких важных качествах как саморегуляция и самоконтроль.
Саморегуляция- это способность личности осознавать цель, содержание и средства деятельности, добровольно прилагать усилия к ее успешному осуществлению. Это очень важно для целедостижения в области физического совершенствования и формирования здорового образа жизни.
Самоконтроль- это выявление, измерение и оценивание достигнутых результатов развития; в контексте рассматриваемой нами темы - это изменение физических и функциональных показателей организма.
Для меня, как для педагога, важным является выбор правильных управленческих действий. Для себя я определила следующие: планирование, поддержка (мотивация), контроль.
Планирование урока физической культуры при дистанционном обучении отличается тем, что необходимо отобрать эффективные видеоресурсы обучения.
Поддержка (мотивация) включает в себя видео о спортивных достижениях Костанайских и Казахстанских спортсменов. Теоретические сведения рассказывающие об исторических фактах, о роли влияния физической нагрузки на молодой организм способствуют повышению интереса учащихся к здоровому образу жизни и самостоятельным занятиям. Хотелось бы отметить, что в данное время группой учащихся нашей школы разрабатывается проект о выдающихся спортивных достижениях земляков, который планируется продемонстрировать на НОУ.
Контроль - не смотря на то, что безоценочное обучение по предмету физическая культура, я осуществляю персональный за каждым ребенком, по средством фото и видеоотчетов.
Именно внедрение самостоятельных занятий физическими упражнениями на ряду с учебными заданиями, на мой взгляд, помогает формировать интерес обучающихся к физической культуре, изменить режим дня в сторону ЗОЖ, повысить работоспособность, развивать навыки саморегуляции и самоконтроля и другие волевые качества.
Каким же образом осуществляется наша работа с учащимися в дистанционном формате.
Помимо того, что в режиме учебного дня учащиеся выполняют учебные задания, размещенные мною на платформе "Күнделік", я предлагаю им выполнить еще и комплексы утренней - гигиенической гимнастики, комплексы силовых упражнений, упражнений направленных на развитие физических качеств и т.д.

Так же предлагаю выполнить упражнения направленные на развитие навыков саморегуляции.

Пример: упражнение «Яблоки».
Инструкция: стоя, представьте что перед вами растет яблоня, с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоко, потянитесь правой рукой как можно выше за ним, поднимитесь на носки и сделайте резкий вдох. Теперь сорвите яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в корзину, стоящую на земле. Медленно выдохните на счет 1,2,3,4.
Обратная связь с учащимися осуществляется с помощью небольших фото и видеоотчетов о проделанной за день работе
При дистанционном обучении оценить изменения функциональных и физических показателей ученика мы конечно не можем. Но с целью мотивации достижения положительной динамики физических качеств и повышения навыков саморегуляции, учащимся был предложен Лист оценивания достижений с критериями. Предложенные критерии дают возможность учащимся определять уровень собственных достижений, анализировать успехи и моменты, которые еще необходимо доработать.
Представленная вашему вниманию система дистанционного обучения физической культуре дает следующие положительные результаты:
- это повышение активности при занятии физическими упражнениями у слабомотивированных учащихся.
- Так же отмечу, что учащиеся которые имели стеснения на уроке, без каких - либо комплексов и психологических неудобств выполняют задания на камеру.
- Уровень стремления к выполнению физических нагрузок повысился.
В заключении отмечу, что в процессе дистанционного обучения ни один ребенок не остается без внимания. Обратная связь, комментарии по выполненному учащимся заданию, самоконтроль дают возможность контролировать усвоение материала, корректировать те или иные виды упражнений.

Список литературы:
1. Валик Б.В. Ребенок и физические нагрузки // Физическая культура в школе. - 2006. №2.-с.68
2. Дорошенко А.С., Шуров К.Ю. Образовательный урок // Физическая культура в школе. - 2005. - №5. -с.38
3. Абраменкова В.В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. -2002.-№ 1.-С. 14-18.
4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. М.: Генезис, 2001. - 128 с.
5. Бабанский Ю.К., Педагогика. – М., 2003
Категория: Физическая культура | Добавил: larissa_78 (2021-02-22) | Автор: Чуприкова Лариса Александровна E
Просмотров: 325 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-11-17, 11:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru