Гармоническое развитие школьников немыслимо без правильного физического воспитания, укрепляющего организм, повышающего жизненные функции. В основу организации физического воспитания должны быть заложены: 1. Соответствие предлагаемых средств физической культуры, функциональному состоянию и анатомо-физиологическим особенностям организма школьников. 2. Тренирующий эффект занятий. 3. Регулярность тренировочных занятий. 4. Комплексность воздействия разнообразных средств, форм, методов физкультуры, спорта, закаливания. В проведении любых занятий по физической культуре, общеразвивающие упражнении являются необходимыми средствами решения многочисленных задач учебно-вопитательного процесса. Многочисленность и разнообразие общеразвивающих упражнений, широкие возможности их выбора в соответствии с уровнем физического развития и физической подготовленности, состоянием здоровья, возрастом детей, позволяют педагогу избирательно воздействовать на отдельные мышцы, органы и системы, разрешая образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Для выполнения общеразвивающих упражнений большое значение имеет исходное положение, т.е. то положение, которое принимают учащиеся перед выполнением упражнения. Исходное положение играет большую роль в дозировании физиологической нагрузки, четкости выполнения упражнений, в создании удобства для их выполнения. Занятия со школьниками, страдающими нарушением осанки и сколиозом, являются одним из звеньев общей физической системы воспитания в школе. В процессе занятий последовательно решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений. 1. Укрепление мышечной и развитие силовой выносливости. 2. Формирование навыка правильной осанки. 3. Формирование и совершенствование координации движений. 4. Исправление дефектов осанки. Упражнения на формирование навыка правильной осанки. 1. Лежа на спине, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу – встать в основную стойку. 2. Принять правильное положение, стоя по требованию учителя. 3. Лежа на полу плотно прижать поясничный отдел позвоночника – встать, придать поясничному отделу положение, которое было в положении лежа. 4. Повторить то же самое, согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, захватив ее руками за верхнюю часть голени. 5. Стоя спиной у стойки гимнастической стенки, принять правильную осанку (затылок, лопатки, крестец, икры и пятки должны касаться стенки). 6. Сидя на гимнастической скамейке принять правильную осанку (затылок, лопатки, крестец, икры прижать к гимнастической скамейке). 7. Стоя у гимнастической стенки (таз, лопатки, затылок касаются стенки, ноги в 20-30 см. от стенки), движение руками в стороны, вверх и обратно, не меняя положения туловища. 8. Из основной стойки согнуть правую ногу в тазобедренном суставе и коленном, принять исходное положение и проверить осанку у гимнастической стенки. То же самое, на сгибая левую ногу. 9. Стоя у гимнастической стенки в основной стойке (пятки вместе), подняться на носки и продержаться в этом положении 3-4 секунды. 10. Стоя у гимнастической стенки, выполнить полуприсед, сохраняя правильное положение позвоночника и головы. Контроль учителя или партнера. То же самое проделать в приседе. 11. Встать парами друг против друга в основной стойке с мешочками или дощечкой на голове; проверить правильность осанки. 12. Ходьба по гимнастическому бревну или гимнастической скамейке с сохранением правильной осанки. То же самое проделать с мешочками на голове. 13. Сидя на скамейке с мешочками или дощечкой на голове, встать и вернуться в исходное положение. Плоскостопие, его профилактика и исправление. На формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности статико-динамическая функция стопы. Нередко плоская стопа становится причиной сколиоза, а в запущенных случаях вызывает общее расстройство организма. Измененная стопа встречается у детей довольно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить деформацию и применить рациональные профилактические меры. Причиной ◦может стать тесная обувь, особенно с узким носом, высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости. Итак, в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, во-вторых, ношение рациональной обуви. Методика применения физических упражнений при плоскостопии. 1. Приседание на носках, стопы держать параллельно. 2. Приседание на всей стопе, носки врозь, пятки внутрь. 3. Поднимание на носки, стопы параллельно. 4. Ходьба на носках «крадучись» (в полуприседе, носки внутрь). 5. Ходьба по прямой на носках. 6. Ходьба по гимнастической скамейке. 7. Прыжки на одной ноге, на двух ногах (с низким и высоким подскоком) с поворотами, с движением рук. 8. Лазание по гимнастической скамейке, установленной до угла 10-15º. 9. Ходьба по внешней стороне стопы. 10. Прыжки на носках с места через скамейку (на одной-двух ногах). 11. Бег на носках («крадучись»). 12. «Ласточка» - поднимая левую (правую) ногу назад с наклоном туловища вперед, равновесие на правой (левой) ноге, руки в стороны. 13. Лазание по канату с помощью ног. 14. Элементы танцев. Помимо этого, в уроки коррегирующей гимнастики необходимо вводить специальные упражнения для исправления плоскостопия. Специальные изучения у школьников состояния зрительных функций при чтении показали, что его непрерывная продолжительность должна быть ограничена для младших школьников 15-20 минут, для школьников среднего звена 25-30 минут. Для восстановления зрения учащимися требуется отдых продолжительностью 6-8 минут. Эффективность такого отдыха существенно возрастает при проведении на уроках комплекса упражнений. Гимнастика для глаз. 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 2. Крепко зажмурить глаза ( считать до 3-х), открыть их и посмотреть вдаль. 3. Вытянуть правую руку вперед. Не поворачивая головы, следить глазами за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4. потом перенести взор вдаль на счет 1-6. 5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль 1-6. Все это повторить 4-5 раз.
|