Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Нетрадиционные подходы к укреплению здоровья учащихся и развитие творческого и интеллектуального потенциала на уроках физической культуры.
Нетрадиционные подходы к укреплению здоровья учащихся и развитие творческого и
интеллектуального потенциала на уроках физической культуры.
Кошкина Т.В., ОСШ № 32
учитель физической культуры
Главным приоритетом современного урока физической культуры должно быть укрепление здоровья, а не погоня за результатами. В купе с традиционными формами и методами проведения уроков физической культуры необходимо применять и такие нетрадиционные подходы как: атлетическая гимнастика, стретчинг – гимнастика (гимнастика на растяжение), все разновидности аэробики, дыхательная гимнастика, йога, интегрированные уроки, круговая тренировка и т.д. Всё это способствует повышению интереса к физкультуре, даёт дополнительную мотивацию, развивает у учащихся творческий потенциал и умственную деятельность, а также желание заниматься самостоятельно физкультурой, что немаловажно.
Заострим своё внимание на дыхательной гимнастике и на, так называемой гимнастике мозга. Все мы привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Всем хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. Занимаются они разными делами. Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально. Но порой не хватает просто одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние. А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Программа «Гимнастика мозга» направлена на развитие и восстановление природных, уникальных возможностей человека. Если делать эти упражнения с детьми всего 10-15 минут в день, можно значительно улучшить их возможности обучения, восприятия информации, памяти и стрессоустойчивости.
1.Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. 2.Живот и макушка. Правой рукой поглаживаем живот по часовой стрелке, а левой ладошкой постукиваем по макушке, с целью легкими шлепками повысить умственные способности. Затем поменять руки.
Такие упражнения хорошо развивают координацию. 3.Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. 4. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
5. Геометрические фигуры. Левая рука чертит в воздухе треугольник, правая рисует круг. Эти упражнения можно изменять, причем не только руки, но и рисунки.
Наша победа, приносящая улучшение координации, гибкости и повышение интеллекта, заключается в способности справиться с заданием, с которым нам трудно справиться. И наоборот, хорошо заученные легкие упражнения не приносят пользы. Со временем можно изменять и комбинировать многие упражнения, придумывать новые. Так, например, возможно скомбинировать бег и тренировку сознания - на беговой дорожке или на свежем воздухе. Творчество - это одна из форм интеллекта, которая не только помогает решать возникшие проблемы, но и подходить к ним нестандартно, с фантазией. Обязательное условие выполнения этого и всех остальных упражнений: двигаться не быстро, в удобном темпе и с удовольствием. На уроках физкультуры практически во всех видах деятельности происходит развитие двух полушарий мозга. Это и в разминке (упражнения, в которых нужно левой рукой доставать до правой ноги и наоборот), и в спортивных и подвижных играх (ведение мяча левой и правой руками) и т.д. А это в свою очередь в основном, присуще только уроку физкультуры, а не другим предметам.
На уроках применяются упражнения дыхательной гимнастики, где предпочтение отдаётся дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой, особенностью которой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы – диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот (о выдохе в стрельниковской гимнастике думать запрещено, организм сам выбрасывает ненужное и оставляет необходимое!). При выполнении дыхательных упражнений кора головного мозга насыщается кислородом, за счет чего улучшается работа всех центров и происходит саморегуляция обменных процессов, идет восстановление дыхательной функции, развитию мышц грудной клетки, исправлению деформаций позвоночника, происходит диафрагмальный массаж практически всех органов брюшной полости. При этом сама мускулатура развивается, потому что получает нагрузку. Восстанавливается, как мы теперь говорим, энергетический баланс организма. По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием; восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью; является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям. Упражнение 1. Повороты головы в стороны (направо и налево). В конечной точке каждого поворота – короткий, шумный, быстрый вдох носом, так, чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались, а не раздувались. Темп – 1 вдох в секунду или немного быстрее. Выдох происходит автоматически, через слегка приоткрытый рот. Это правило относится ко всем упражнениям. Упражнение 2. «Ушки»: наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения. Упражнение 3. «Малый маятник»: наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце движения. Эти три упражнения – своего рода разминка.
Упражнение 4. «Обними плечи». ИП: руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Сведение рук перед грудью (сверху – то правая, то левая рука попеременно). При встречном движении рук сжимается верхний отдел легких, в этот момент происходит быстрый, шумный вдох. Упражнение 5. «Насос»: пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться необязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно. Упражнение 6. Пружинящие приседания в полувыпаде, со сведением опущенных рук. Вдох делается в крайней точке приседания в момент сведения рук. Проведено исследование влияния дыхательной гимнастики на укрепление здоровья учащихся в динамике за 2 года. Из параллели 4-х классов был выбран класс, где наиболее часто стречались пропуски занятий по ОРЗ, таким оказался 4 «Б» класс. На протяжении следующего учебного года учащимся 5 «Б» класса на уроках физкультуры давались общеразвивающие упражнения с применением дыхательной гимнастики А.Стрельниковой.
Если сравнить показатели двух лет, то уменьшение количества пропущенных уроков на 1,2% (с 8,9% до 7,7%) показывает, что положительный эффект от дыхательной гимнастики есть, пусть даже и незначительный, и в этом направлении стоит работать.
Эмоциональные и нетрадиционные подходы на уроках в школе мобилизуют резервные возможности организма всех учащихся, это следует учитывать в работе со школьниками всех возрастов.
Литература: 1. Н.Н. Иванова Лучшие методики дыхания – Ростов на дону: 2005 2. А.Л. Сиротюк Коррекция обучения и развития школьников М., 2002 3. Деннисон П. Деннисон Г. Гимнастика ума – М., «Восхождение» 1997
Категория: Физическая культура | Добавил: Танюшка (2011-01-31) | Автор: Кошкина Татьяна Валерьяновна E
Просмотров: 2740 | Теги: Гимнастика мозга | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru