Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразова-тельных школ. В этих целях учителя физической культуры могут успешно использовать метод круговой тренировки, которая с каждым годом приобретает все большую популяр-ность, особенно у учащихся старших классов. Значительному числу старшеклассников она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высокой моторной плотности. На таких занятиях появляется реальная возможность использования макси-мального количества разнообразного инвентаря и оборудования. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему физическому развитию старших школьников, но и ус-пешному освоению ими всех разделов учебной программы. И сегодня уже нет нужды усиленно агитировать за круговую тренировку на уроках физической культуры в IX – XI классах, поскольку результаты применения ее в учебном процессе, как говорится, налицо. С включением ее растет охват старшеклассников разно-образной и целенаправленной работой с учетом индивидуально подхода к каждому уче-нику в зависимости от достигнутого им уровня физического развития. Словом, вопрос сегодня стоит не об эпизодическом применении круговой трени-ровки, а о повсеместном включении ее в уроки, на которых идет освоение разделов гим-настики, легкой атлетики, спортивных игр. При наличии необходимых условий круговую тренировку можно применять и во время лыжной подготовки. Комплексы ее вполне дос-тупны и как форма домашних заданий, с последующей выборочной или фронтальной про-веркой этих заданий на уроках физической культуры. Мониторинг подтвердил эффективность круговой тренировки даже при использо-вании ее в 50% уроков. Там, где она внедрена, у старшеклассников значительно повыша-ется уровень развития силы как у юношей, так и у девушек, увеличивается становая сила. Анализ изменений физической подготовленности позволяет также отметить эффективное влияние круговой тренировки на улучшение статической силовой выносливости и быст-роты движений. Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке - эффектив-ное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программно-го материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной про-граммы. В результате выполнение данных комплексов будет способствовать совершенст-вованию умений и навыков, входящих в учебный материал. Обязательное условие - пред-варительное изучение этих упражнений всеми учащимися. Использование же их в ком-плексах круговой тренировки способствует выполнению изученных упражнений в раз-личных условиях, приближенных к жизненным, что имеет важное значение. Круговая тренировка в условиях урока представляет большую ценность, как мы уже говорили, и при самостоятельном развитии двигательных качеств в ходе выполнения станционных заданий, индивидуально определенных для каждого учащегося в отдельно-сти. Круговая тренировка как форма физической подготовки приучает учащихся к са-мостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. В комплексы круговой тренировки включают и упражне-ния, способствующие профессионально-прикладной физической подготовке. Существен-ным является также и то, что круговая тренировка, обеспечивая и индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяет предельно эффективно использовать время, планируе-мое на физическую подготовку. При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых методом круговой тренировки, педагогу необходимо: 1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения. 2. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной програм-мой, ее конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе. 3. Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговой трениров-ки. Вначале без учета количества выполняемых упражнений. Затем с определенной индивидуальной нагрузкой. Весь комплекс выполняют за строго обусловленное время, каждое упражнение повторяют в индивидуальной нагрузке (установленное число раз). По мере приспособления к дозируемой нагрузке число повторений уве-личивают. При длительном выполнении комплексов увеличивают и количество кругов прохождения всех станций. 4. Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть урока и в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма ор-ганизации физической подготовки. Используя ее, учителя физической культуры добиваются большей степени физического воздействия на занимающихся, что свя-зано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Однако не на ка-ждом уроке эта цель является основной. Так как обучение новым упражнениям должно проходить в оптимальных условиях, когда организм учащихся подготовлен к предстоящей работе, то применять перед этим круговую тренировку нецелесооб-разно, поскольку это противоречит образовательным задачам. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям невозможно из-за низкого уровня физи-ческой подготовленности учащихся. Тогда развитие специфических двигательных качеств методом круговой тренировки выдвигается на первый план, а обучение временно отходит на второй, чтобы затем можно было вернуться к обучению на качественно более высоком уровне физической подготовленности занимающихся. Такие уроки носят характер общефизической и специальной подготовки. Они мо-гут предшествовать обучению тому или иному программному материалу. Нецеле-сообразно применять круговую тренировку и во вводной части урока, так как зада-чи ее - функционально подготовить организм к предстоящей работе и таким обра-зом создать оптимальные условия всем системам организма для более сложной и интенсивной работы, предстоящей в основной части урока. 5. Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей учащихся. 6. Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при по-вторном прохождении комплекса. Строгое соблюдение последовательности с од-ной станции на другую определяется заданной моделью. Если эту последователь-ность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы, или органы, не бу-дет чередования нагрузки. А это не приемлемо для круговой тренировки. 7. Создать станционные плакаты, запрограммировав их текстовую и графическую информацию, определить способ ее размещения и хранения. Обычно в школе стан-ционное задание записывают на плотной бумаге. В верхней части плаката пишут слово «станция» и ее порядковый номер. Процесс внедрения круговой тренировки начинается, как правило, с определения педагогом конкретной программы действий, осуществления контроля за ее внедре-нием, исправления ошибочных действий или уточнения отдельных упражнений. Ученики, в свою очередь, получив задание, осмысливают его, выполняют пробные подходы и попытки. Качество их работы педагог комментирует и уточняет. Для индивидуального дифференцирования нагрузки предлагаем следующую мо-дель станционного задания, принципиальное построение которой заключается в сле-дующем: во-первых, в подборе оптимального соотношения зрительной и текстовой инфор-мации об упражнениях и методике их выполнения; во-вторых, в станционное задание включают 1-3 схожих упражнения, объединен-ных в блок трехступенчатого задания; в-третьих, степень трудности упражнений в станционном задании должна возрас-тать от I к III варианту; по мере освоения этих упражнений учащиеся переходят от простого варианта к более сложному, не увеличивая количества повторений; в-четвертых, основанием для повышения нагрузки в таком станционном задании буду подбор более сложного способа выполнения данного упражнения, использова-ние, увеличение амплитуды, расстояния и скорости движения. В предложенной модели станционного задания нагрузка увеличивается. По мере освоения программы первого варианта упражнений круговой тренировки, по согласо-ванию с учителем, учащиеся могут переходить к более сложному варианту выполне-ния упражнений на станции. Такой принципиальный подход дает возможность идти по пути как увеличения объема, так и повышения нагрузки за счет перехода от одной сту-пеньки к другой, более сложной по степени трудоемкости выполнения упражнения в комплексе круговой тренировки. Таким образом, при удачно подобранном комплексе нет необходимости на уроках физической культуры каждый раз перестраиваться в ор-ганизационном плане при смене различных классов по возрасту или полу, что эконо-мит в конечном счете рабочее время. Для этого предлагаем модель станционного здания, в состав которого входит не одно, а несколько упражнений, близких по содержанию, но отличающихся по сложно-сти за счет различных вариантов выполнения. В качестве примера приводим карточки станционных заданий с упражнениями для развития силы, быстроты движений, скоро-стно-силовой подготовки, ловкости, гибкости и выносливости. Для развития силы. 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки внизу, удерживают диск от штанги (масса 10-15 кг). Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. 2. То же, но с грифом штанги (масса 20-25 кг). 3. То же, но со штангой (масса 30-35 кг). Для развития быстроты движения. 1. И.п. – высокий старт. Челночный бег с ус-корением на отрезке 10 м. 3 – 4 раза. 2. То же, но повторить 4 – 5 раз на отрезке 15 м. 3. То же, но повторить 5 – 6 раз на отрезке 20 м. Для скоростно-силовой подготовки. 1. И.п. – стоя на расстоянии 15-20 м. перед препятствием из автопокрышки. С разбега наскок в упор присев на автопокрышку. Со-скок прогнувшись. 2. То же, но опорный прыжок ноги врозь. 3. То же, но опорный прыжок, согнув ноги. Для развития координации, ловкости. 1. И.п. - стойка ноги врозь, в руках бас-кетбольный мяч. Вращение мяча вокруг туловища в правую и левую стороны. 2. То же, но продвигаясь вперед и назад. 3. То же, но вращая мяч вокруг туловища и под поднятой ногой на месте и продви-гаясь вперед и назад. Для развития гибкости. 1. И.п. – вис стоя спиной к гимнастической стенке, взяв-шись за рейку над головой. Отведение туловища вперед с прогибанием в грудном от-деле позвоночника. Вдох – перед началом прогибания, выдох – при возвращении в ис-ходное положение. 2. То же, но из полуприседа. 3. То же, но из виса присев. Для развития выносливости. 1. И.п. – лежа на спине, хват сверху руками за низко висящую пристенную перекладину. Сгибание и разгибание рук в висе лежа, касаясь подбородком перекладины. 2. То же, но из виса стоя. 3. То же, но из виса. Итак круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, пред-ставляет собой целостную организационно-методическую форму физической подго-товки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений. Кру-говая тренировка включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным и общим воздействием на организм учащихся. Она должна органически вписываться в конкретную серию учебных занятий, помогать учителю, выполнять учебную программу. Необходимо также отметить эффективность комплексного развития двигательных качеств на уроках физической культуры в тесной связи с формированием двигатель-ных умений и навыков, предусмотренных учебной программой. Планомерное использование в основной части урока круговой тренировки, органи-зованной таким образом, чтобы создать выгодный режим для повышения аэробных возможностей организма, дает наибольший эффект, который проявляется в боле каче-ственной физической подготовке. Выгодный режим для повышения аэробных возмож-ностей создается благодаря тому, что воздействие комплекса круговой тренировки го-раздо выше воздействия отдельно взятых упражнений, в него включенных. Сам ком-плекс круговой тренировки является результатом интеграции воздействия как на опорно-двигательный аппарат, так и на жизненно важные системы обеспечения орга-низма учащихся. Такой подход позволяет неразрывно, т.е комплексно, решать задачу общей, специальной и профессионально-прикладной физической подготовки, что в итоге дает более качественный результат в физическом воспитании учащихся старших классов. В заключение приведем примерный комплекс упражнений для круговой тре-нировки с 10 станционными заданиями. Комплекс упражнений, используемый при прохождении учебного материала по волейболу: 1. Прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180º и повторением упражнения. 2. Верхняя передача волейбольного мяча в стену на высоту 2,5 – 3,0 м. 3. В низком приседе прыжки с продвижением вперед. 4. Стоя в 1 м от стены, переход в упор на пальцах о стену с последующим отталки-ванием и возвращением в и.п. 5. Стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч, прогибание в грудном отделе позвоночника с отведением рук вверх - назад за счет поочередного выпада вперед. 6. Подбрасывание волейбольного мяча одной рукой над головой, затем верхняя по-дача в стену другой рукой с последующей ловлей мяча и повторением упражнений. 7. Стоя, руки за головой, сед, перекат назад на спину с последующим возвращени-ем в и. п. 8. Нижняя передача волейбольного мяча в стену. 9. Из о.с., не отрывая ног от пола и не сгибая коленей, упор стоя, переход в упор лежа с последующим возвращением в и.п. 10. Верхняя передача волейбольного мяча над головой стоя на месте и во время пе-редвижения по площадке. Источник: http://download.files.namba.kz/files/1700142 | |
Просмотров: 5749 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|