ГУСО школа-лицей №7, г.Семей Учитель: Балтабаев Т.Н. Статья: "МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ" Для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося. Для достижения результата при работе с учащимися, не зависимо урок ли это по физкультуре или внеклассное мероприятие, необходимо знать методику проведения занятия, непосредственно работать с коллективом и изучать происходящие изменения в развитии ребят. Задачей физического воспитания детей и подростков является правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также вооружение жизненно важными двигательными навыками и обеспечение высокой физической работоспособности. Под нормальным физическим развитием ребенка понимаются изменения в строении и функциях организма, присущие тому или иному возрасту. Показателями являются рост и вес тела, окружность грудной клетки, состояние мускулатуры и жироотложения, костная система, осанка, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти и становая сила, половое созревание. При подборе средств физического воспитания детей строго учитываются их возрастные и индивидуальные особенности. Так, в дошкольном возрасте особое внимание обращается на несложные формы естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) и гимнастические упражнения с различными предметами, причем для этого широко используются подвижные игры. В младшем школьном возрасте, продолжая paбoтy по совершенствованию естественных движений и соответственно усложняя гимнастические упражнения, фиксируют внимание на обучении детей ходьбе на лыжах, бегу на коньках, плаванию, вводят такие виды спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, акробатика. В среднем школьном возрасте повышается роль скоростно-силовых упражнений, снимаются ограничения в выборе спортивной специализации, разумеется, с учетом возрастных нормативов. Чтобы провести урок физической культуры надо организовывать работу школьного коллектива. Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные (занимающиеся в ДЮСШ или спортивных секциях), имеющие спортивные разряды. И наряду с ними - ученики со средней и даже слабой подготовкой. В классе занимаются ученики двух и более возрастов, мальчики и девочки. Уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в помещении, на площадке, на местности, в разное время учебного дня. Интересы учеников и отношение их к занятиям различны. Одни любят баскетбол, хоккей, футбол, другие - гимнастику, акробатику, лёгкую атлетику, плавание. Есть и такие, которых не интересует ни один вид упражнений, они неохотно идут на занятия, по всякому поводу и без повода уклоняются от них. Кроме того, ученики приходят на урок с различной степенью возбуждения в зависимости от того, что было дома, на перемене, на предыдущем уроке. При всём разнообразии данных в характеристики учащихся класса от всех требуется внимание к предстоящим занятиям. Увлечь единой целью каждого из учеников, настроенных по-разному, дело нелёгкое, многие учителя испытывают при этом немалые затруднения. На уроке каждый должен получить возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренные планом учителя. Исходя из этих задач и особенностей проведения урока физической культуры и надо организовать класс как рабочую группу. Особое внимание учитель должен уделить созданию в классном коллективе здорового, так сказать «психологического климата», атмосферы взаимопомощи, чуткого, внимательного отношения друг к другу и вместе с тем неукоснительного выполнения требований, предъявляемых к ученикам на уроке. Среди них такие «мелочи» как: - определённый порядок подготовки к уроку (время и место переодевания, способ складывания снятой одежды, обуви); - порядок построения и перехода к месту занятий, место построение в начале и конце урока; - подготовка и отдача рапорта учителю о готовности класса к занятию; - соблюдение правил подготовки, переноса и уборки пособий и снарядов; - организованный уход с занятия. Справиться с такой организацией учащихся легче, когда класс представляет собой хорошо слаженный организованный коллектив, где имеются ответственные и подчинённые, организаторы и исполнители. В этом таятся большие воспитательные возможности. Например, представляется возможность формировать жизненно необходимое умение подчинять и подчинятся. Воспитательные возможности такой организации распространяются и на так называемых трудных учеников. Нередки случаи, когда благодаря правильно подобранным общественным функциям для таких учеников, доверию в работе на уроках физической культуры трудные дети становились более дисциплинированными. И это закономерно. «Дисциплина - это результат воспитания». Итак, для успешного проведения урока, овладения вниманием класса и в то же время для педагогического воздействия на детей учитель должен вести определённую работу, добиваясь, чтобы класс представлял собой хорошо организованную группу. Первое в этой работе - создание физкультурного актива, на который учитель мог бы надёжно опереться. Понятие о методах воспитания, их классификация Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Методов и особенно различных версий в педагогической литературе указывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогали лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: 1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи. 2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: 1. Методы формирования сознания личности. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. 3. Методы стимулирования поведения и деятельности Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Таким образом, методы можно классифицировать исходя из любого принципа. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций. Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый учитель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Теперь я расскажу о моей точке зрения на методическое обеспечение урока физкультуры. Ведь именно урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса, уроку отводится приблизительно 98% учебного времени. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формировании его умственной, физической и моральной культуры. По-моему, современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования двигательных умений, навыков, потребности занятиями физическими упражнениями, потребности вести здоровый образ жизни. Мне кажется совершенно очевидным то, что исходные идеи современного урока физической культуры является единство обучения, воспитания, развития и оздоровления. Таким образом общая функция урока – это целостное формирование личности, заботящейся о своем здоровье, на основе воспитывающего и развивающего обучения. Тогда цель нашего урока будет включать обучающий, воспитывающий, развивающий и здоровьесберегающий аспекты, а отсюда становятся очевидными учебно-воспитательные задачи отправными точками которых служит сохранение и укрепление здоровья каждого ученика. У меня эти задачи предусматривают развитие двигательной сферы, т.е. овладение техникой двигательных действий свободно, ненапряженно, на полной амплитуде в соответствии с заданной программой, развитие умения управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п. Одной из важных задач для меня становится развитие сенсорной сферы (глазомера, ориентировке в пространстве и во времени, точности, тонкости, различения цвета, света и тени, формы, звуков и даже оттенков речи). Кроме того моя задача состоит в том, чтобы учить детей анализировать свои двигательные умения, выделять главное в двигательном действии, сравнивать, строить аналогии (разбег в прыжках в длину и спринтерский бег начинаются с максимального усилия), обобщать и систематизировать (игры, атлетика), ставить и разрешать проблемы (почему не получается подтянуться?, почему была проиграна игра?), а самое главное доказывать и опровергать, не превращая при этом урок в балаган. Овладение этими методами, мне кажется, и означает по-новому подходить к уроку физической культуры. Это мое видение проблемы, но я – не истина в последней инстанции. Разные точки зрения учителей нашей школы мы рассматриваем на МО, что помогает нам вырабатывать единую точку зрения на стоящие перед нами проблемы. Ставя и решая данные задачи, мы создаем условия, при которых образовательный компонент был бы в равновесии с психическим и физическим компонентами образования, мы поэтапно достигаем основную цель школы– формирование физически, нравственно и духовно здоровой личности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. И. Жук Основы педагогики: учеб. пособие /. - Минск: Авэрс, 2003. 2. Кенеман А.В. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.; 1985. 3. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев - М.: Юрайт, 1999. 4. Мальгинова Г. Д. ««Час здоровья» в системе физического воспитания школьников», Холмск, 1998 5. Степаненкова Э.Я.,- Методика физического воспитания. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
|