Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Значение рационального питания при занятиях оздоровительным фитнесом.
Филиал АО «Назарбаев интеллектуальные школы» Назарбаев интеллектуальная школа физико-математического направления в г. Семей Значение рационального питания. Разработал и подготовил, Учитель физической культуры, НИШ ФМН в г. Семей Южаков Сергей Викторович. Семей 2011 В современном обществе рациональное питание и пища имеют огромное значение для сохранения здоровья питание с ранних этапов развития оказывает определяющее влияние на процессы роста и развития организма. С пищей организм получает необходимый энергетический и пластический материал для построения органов и тканей. Благодаря питанию обеспечивается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, организм становится более выносливым по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Сформированные пищевые особенности питания могут быть причиной развития гипертонической болезни, сахарного диабета, стенокардии, ожирения и многих других болезней цивилизации. Таким образом, правильное питание - важнейший и эффективный фактор в системе общественных и индивидуально- профилактических мероприятий охраны здоровья населения Здоровый рацион питания зависит не только от потребления отдельных питательных веществ, или какого- то одного питательного вещества, но и от общей структуры питания. В целом у людей, занимающихся фитнесом сущность пищевого рациона сводится к концепции сбалансированного питания. В процессе эволюции происходило приспособление и совершенствование систем организма к источникам энергии и пищевым веществам. В организме происходит постепенное биохимическое созревание, а следовательно, постепенная адаптация к пище. Эти процессы являются основой концепции сбалансированного питания. Концепция сбалансированного питания была сформулирована в 1964 году академиком А.А. Покровским. Суть ее – соответствие пищевых веществ физиологическим особенностям организма того или иного возраста. Под физиологическими особенностями имеется в виду соответствие пищи ферментативным возможностям организма (ферментативным в широком смысле слова, включая и тканевые ферменты) Рациональное питание – это питание, которое обеспечивает согласованность физиологических и биохимических процессов в организме человека. С пищей организм получает определенное количество энергии, заключенной в химических связях органических веществ. Основой нормой калорийности пищи является расход энергии в сутки. В 80-90 годы по данным статистики отмечается увеличение калорийности пищи во всех возрастных группах населения на 15-20% , это социально не благополучная тенденция, т.к. увеличение массы тела на 10% , (как показано на большом числе наблюдений), несет в себе смертельную опасность и повышение смертности на 20%. Энергетические траты организма складываются из поддержания жизненно важных функций: основной обмен; усиление обмена после приема пищи (специфическая - динамическое действие пищи), расход энергии на рост и развитие в определенные периоды жизни, расход энергии на работу и двигательную активность. Качественная адекватность питания заключается в соответствии химического состава пищи потребностям организма. Для обеспечения качества питания рассчитывают незаменимые (строго нормированные) питательные вещества и заменимые (не строго нормированные). К не заменимым относят белки, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, минеральные соли, воду. Само название « не заменимые» они получили ввиду того, что не синтезируются или синтезируются в очень ограниченном количестве в организме, а при их дефиците в пище развивается сидром недостаточности в очень короткое время. Не заменимые пищевые вещества выполняют в организме в основном пластическую функцию. К заменимым веществам относят углеводы и не полноценные жиры (жиры, которые не содержат полиненасыщенные жирные кислоты и жирорастворимые витамины). Эти вещества могут синтезироваться в организме, в энергетическом отношении могут заменять друг друга или заменяться белками. Они широко представлены в пищевых продуктах и для развития их дефицита в организме, надо иметь довольно длительное голодание. Заменимые вещества в организме выполняют довольно длительную функцию. Важнейшим ингредиентом пищи являются белки. Основные функции белка – пластическая, формирование иммунитета, обеспечение напряженности нервно психических процессов, противостояние стрессовым ситуациям. Недостаток белка в пище, ведет к снижению темпа роста и развития, нарушению созревания, нарушениям иммунитета, развитию дистрофии. Избыток белка в пище ведет к накоплению высокотоксичных продуктов обмена прямодействующих на ЦНС. Происходит нарушение кислотно-щелочного баланса в сторону накопления кислых продуктов обмена, перегрузка почек, печени, сердца. Все это диктует необходимость строго нормированного количества белка в пище. Жиры являются важнейшим энергетическим материалом организма, источником жирорастворимых витаминов, полиненасыщенных жирных кислот, жизненно необходимых организму. При достаточном введение жиров с пищей усиливается использование белка и минеральных солей. Жиры участвуют в пластических процессах организма, обусловливая стабильность клеточных мембран. Они способствую нормальному течению иммунных процессов. Недостаток жира в рационе проявляется снижение роста и развития у людей, нарушений функций кожи, нервной системы, почек, зрения, снижение продолжительности жизни. Избыток жира ведет к ожирению и сложному нарушению обмена веществ. Углеводы выполняют энергетическую функцию. Они обеспечивают организм быстро расходуемой энергией. Углеводы - это источник высококачественной энергии, который расходуется при физической нагрузке, других неотложных ситуациях. Недостаток углеводов в пище снижает усвояемость белка, способствует задержки азота в организме, снижению сахара крови, нарушению других видов обмена. Избыток углеводов ведет к ожирению, к повышению сахара крови и способствует развитию сахарного диабета. Для обеспечения жизнедеятельности необходимы и обязательно витамины. Содержание витаминов в продуктах питания значительно ниже, чем белков, жиров, углеводов и не превышает 10-100мг.\100гр. продукта. Биологическая роль витаминов разнообразна: водорастворимые витамины участвуют в построение различных коферментов; жирорастворимые – контролируют функциональное состояние мембран клеток и субклеточных структур. Снижение обеспечения витаминами организма вызывает комплекс симптомов гиповитаминоза или авитаминоза. Жизненно необходимыми микроэлементами пищи являются минеральные вещества. Они включаются в химическую структуру тканей и осуществляют важнейшие биохимические и физиологические реакции. В настоящее время особенно распространена недостаточность железа, среди женщин и детей. В основе ее лежит формирование синдрома анемии, что существенно снижает сопротивляемость организма к различным воздействия и способствует развитию заболевания. Важнейшим компонентом питания является вода. Организм строго регулирует содержание воды, т.к. она является обязательным условием, в многочисленных химических реакциях, лежащих в основе жизни. Потеря значительных количеств воды, ведет к сгущению крови, которая улавливается рецепторами, поступает в кору головного мозга, возникает чувство жажды, появляется потребность возместить потерю жидкости. Потеря больших количеств жидкости, особенно если оно происходит быстро, чаще всего при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (рвота, понос) приводит к тяжелому состоянию – обезвоживанию, которой может быть причиной смерти. Избыток жидкости в организме (чаще всего при заболеваниях сердца и почек) ведет к напряжению работы системы кровообращения почек, что может быть причиной смерти. В основе рационально сбалансированного питания, лежат научно обоснованные рекомендации по количеству пищи в суточном рационе, соотношению основных ингредиентов пищи (белков, жиров, углеводов) в различные возрастные периоды. Конкретные рекомендации при занятиях оздоровительным фитнесом дать сложно, т.к. многие параметры (например, содержание белка в пище) в настоящее время уточняется. Важнейшим элементом рационального питания, является режим питания. Здоровый человек должен иметь 4-х разовое питание. Возрастные особенности питания, определяются следующими положениями: -соответствие физиологическим – биохимическим особенностям организма; - различиями по полу (лица мужского пола тратят больше энергии, чем лица женского пола) во все возрастные периоды и при всех видах деятельности; -особенностями трудовой деятельности, спорта, занятий оздоровительным фитнесом; -уровнем познавательной информации детей и подростков – акселерацией, влекущей за собой усиление метаболических процессов. Калорийность суточного рациона взрослых людей 2000 – 2500ккал в сутки, а у пожилых людей 1900 – 2300ккал в сутки. Взрослый человек должен получать на завтрак 25% суточного калоража пищи, в обед 35%, в полдник 10 – 15%, в ужин 25%. Питание человека должно быть разнообразным. Прием пищи должен быть небольшими порциями 5-6 раз в сутки. Задачи питания при занятиях фитнесом: -Мышечная активность -Строение тела -Восстановление работоспособности -Резистентность организма -Самочувствие и настроение При занятиях фитнесом (потребляется в сутки) взрослые люди – 1800-2500 ккал. Нужно ли занимающимся фитнесом дополнительно принимать витамины? витамины Взрослых людей Спортсменов В1 (тиамин), мг 1,4 3-4 В2 (рибофлавин), мг 1,6 4-5 В6 (пиридоксин), мг 1,8 4-5 В12 (кобаламин), мкг 3 4 С (аскорбин. к-та), мг 80 180 Е (токоферол), мг 10 15-30 РР (ниацин), мг 20 30-50 Бета-каротин, мг 2 4-6 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ПИЩЕВОМ РАЦИОНЕ: 1.Не допускать избыточной массы тела, потребляя то количество калорий, которое расходуется. В случае избыточной массы тела сократить потребление калорийной пищи увеличить затраты энергии; 2. Увеличить потребление сложных углеводов и естественных сахаров до28-48%. 3. Сократить общее потребление жиров с 40% до 30%. Частично заменить насыщенные жиры полиненасыщенными. 4.Сократить потребление насыщенных жиров. Оно должно составлять не более 10 %. 5. Сократить потребление холестерина до 300 мг в сутки. 6. Сократить потребление рафинада и переработанного сахара на 45%,таким образом, потребление таких углеводов за сутки должно составлять не более 10 %. 7. Сократить потребление соли и продуктов питания с высоким содержанием соли. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ ПИЩЕВОГО РАЦИОНА: 1.Увеличить потребление фруктов, овощей и продуктов из цельного зерна. 2..Сократить содержание животных жиров. Заменить их по возможности птицей, рыбой, в которых содержание насыщенных жиров не высокое. 3. Заменить цельное молоко обезжиренным, или молоком с низким содержанием жира. 4.Сократить потребление молочного жира: сливок, сметаны, жирных сортов йогуртов, яиц и других продуктов с высоким содержанием холестерина. 5..Сократить потребление рафинада и других переработанных сахаров и других продуктов питания с высоким содержанием сахара. Данные рекомендации носят общий характер и могут быть применимы к большинству тренирующихся и занимающихся оздоровительным фитнесом; кроме детей до 4 –х летнего возраста. Однако, возможен индивидуальный подбор продуктов с учетом состояния здоровья, двигательной активности. Необходимо распределить продукты пищевого рациона по группам, в соответствии с содержанием основных, питательных веществ. На практике часто случается, что даже если пищевой рацион составлен в соответствие с требованиями основных четырех групп продуктов, то имеется дефицит витаминов Е, В6, магния, цинка, железа, поэтому в питании тренирующихся необходима коррекция, так например группа фруктов и овощей обязательно должна включать в себя зеленые и темно - зеленые фрукты и овощи, богатые витамином С. Среди незаменимых микроэлементов значимым является железо дефицит, которого проявляется: -анемией; -снижением мышечной силы, выносливости; -нарушением памяти, концентрации внимания; -ослаблением иммунитета (простудные заболевания). Продукты богатые содержанием железа: печень, ливер, говядина, свинина и другие сорта мяса. Железо хорошо усваивается в присутствии продуктов с высоким содержанием витамина С: зелени, цитрусовых: яблок; капусты и т.д. Другим значимым микроэлементом является цинк. Признаки дефицита у цинка: -кожные заболевания (фурункулез); -снижение потенции, бесплодие; -повышение холестерина в крови; -нарушение углеводного обмена (диабет); Продукты богатые цинком: кунжут, чернослив, орехи. Важным в питании микроэлементом является медь Признаки дефицита у тренирующихся фитнесом: -анемия; -нарушение функции щитовидной железы (гипотиреоз); -аллергические заболевания; Продукты, богатые медью: тыква, калина, черноплодная рябина. В настоящее время многие небезосновательно уделяют значительную роль в питании селену. Признаки дефицита селена у тренирующихся: -снижение иммунитета (простудные заболевания); -дистрофии миокарда, кардиомиопатия; -нарушение функции печени (дезинтоксикация); Коррекция микроэлементного состава может проводиться индивидуальным подбором пищевого рациона или приемом витаминов с микроэлементами по рекомендации врача. Ниже приводится рацион суточного питания для занимающихся оздоровительным фитнесом, находящихся в периоде I зрелости. Вариант дневного рациона № Приём пищи Рацион. 1. Завтрак. Творог 150 грамм, 1 кусочек хлеба, сыр 30 грамм. 2. Второй завтрак. Яйцо 1 штука, хлеб 1 кусочек. 3. Обед. Салат из свёклы с орехами 200 гр. (свекла, яблоки, орехи грецкие, майонез 20 гр., зелень), Щи из свежей капусты 500 гр., Куриная грудка 1 шт., рис 0,5 чашки. 4. Полдник. Яблоко 1 шт., банан 1 шт.. 5. Ужин. Куриная грудка 1 шт., рис 0,5 чашки. Плюс мультивитаминный комплекс. Данный рацион содержит: калорийность 1600 ккаллорий, белки 135 гр., жиры 55 гр., углеводы 135 гр.. Используемая литература: 1. «Методика физического воспитания» В.М. Качашкин. «Просвешение» 1968 г. 2. « Время стрессов» Л.Д.Гиссен. Москва «Физкультура и спорт» 1990. 3. «Гигиена питания в спорте» С.Ф. Кондратьев. Издательство «Омега» 2005 г.

Источник: http://1. «Методика физического воспитания» В.М. Качашкин. «Просвешение» 1968 г. 2. « Время стрессов» Л.Д.Гиссен. Москва «Физк
Категория: Физическая культура | Добавил: Южаков (2011-03-24) | Автор: Южаков Сергей Викторович E
Просмотров: 1392 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 6:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru