Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
УРОКИ БАСКЕТБОЛА В 5 КЛАССЕ Мацилецкий А.Д. Учитель физической культуры Г.У. лицей г. Аксу, Павлодарской области Великие баскетболисты современности своими блестящими действиями на площадке вызывают восторг зрителей. Но прежде, чем добиться мастерства, они тоже штудировали основы игры в баскетбол. Баскетбол пользуется большой популярностью у учащихся. Однако многолетние наблюдения показывают, что, играя в баскетбол, школьники допускают слишком много технического брака. В средних классах, данный пробел ещё не снижает у ребят интерес к игре, но уже в старших классах желающих играть в баскетбол становится всё меньше. Причин отмеченного явления много, но главное таится в недостатках начального обучения баскетболу на уроках физической культуры в Vклассах. Начальное обучение баскетболу – это путь, ведущий либо к популяризации игры среди школьников, либо отвращение их от этой игры. Ведь всем известно, что легче правильно обучить школьников игровым двигательным навыкам, чем переучивать их. Успех процесса обучения баскетболу, на мой взгляд, зависит, во-первых, от материально-технической базы школы, во-вторых, от используемой учителем методике обучения игре, в-третьих, от накопленного багажа двигательных навыков и умений, приобретённых учащимися ещё в I-IV классах. Однако и этот багаж отнюдь не всегда положительно влияет на процесс обучения. Так, использование в I-IV классах подвижных игр и эстафет с мячом развивает у детей умение бегать с мячом в руках, но это же в дальнейшем становится большим препятствием для правильного освоения игры в баскетбол. Значит, надо более продуманно относиться к отбору подвижных игр в начальных классах. Заметную роль в начальном обучении баскетболу играет судейство. Учителю физической культуры надо иметь судейскую подготовку и самое главное он не должен бояться на этапе начального обучения большого количества свистков. Поблажки в судействе учебных игр часто приводят к неправильному выполнению элементов баскетбола. Источником низкого уровня обучения является и малая игровая практика учащихся. Педагогические наблюдения показывают, что в игре основные ошибки – технические (передача и ловля мяча, нарушение правил неправильного ведения мяча). Чтобы преодолеть такое я на уроках баскетбола увеличил игровую практику занимающихся. Удалось разработать комплекс подводящих игр «Перехвати мяч», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Мяч в кольцо», сохраняющих основы игры в баскетбол и способствующих поэтапному её освоению. Каждая игра характеризуется следующими требованиями: 1. В игре используются только технико-тактические действия и правила баскетбола. 2. От игры к игре расширяются игровые действия, углубляется точное соблюдение правил игры 3. Все игры взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, обучение одной подводящей игре всецело зависит отосвоения предыдущей игры. Качество материально-технической базы для обучения баскетбола определяется размером и оснащённостью физкультурного зала, числом баскетбольных площадок на школьном стадионе, количеством дополнительных баскетбольных корзин и мячей. Остановлюсь на системе прохождения учебного материала по разделу «Баскетбол» с использованием подводящих игр. Различные передвижения по площадке учащиеся выполняют в вводной части урока и развивают умение сопровождать соперника по площадке. При обучении ловле и передаче мяча использую следующие упражнения: 1. Передача и ловля мяча различными способами на месте и с шагом. 2. То же, но с обманными движениями с мячом 3. То же, но с поворотами на месте 4. То же, но со сменой мест. 5. То же, но с ловлей мяча в движении и остановкой прыжком или в шаге. Данные упражнения в основной части урока. Занимают они обычно 5-7 минут. Совершенствование разученных элементов проходит в подводящих играх «Перехвати мяч» и «Борьба за мяч». Важный момент начального обучения баскетболу – умение выполнять различные повороты на месте с мячом, которые позволяют игроку обыгрывать соперника и хорошо видеть игровую ситуацию на площадке. В начале игры «Перехвати мяч» (2х1) защитник своими действиями (движением рук) вынуждает нападающего, владеющего мячом, выполнять различные обманные движения с мячом и использовать повороты на месте для точной передачи мяча партнёру. Постепенно активность защитника увеличивается. В вариантах игры 2х4, 2х3, 3х5, 3х4нападающие уже вынуждены следить за игровыми действиями двух и более защитников. В игре «Перехвати мяч» школьники учатся выполнять передачу мяча с места и находить оптимальные способы. Игра «Борьба за мяч» добавляет в действия нападающих ловлю мяча в движении с последующей остановкой прыжком или в шаге и передвижения по площадке. Защитники должны применять личную опеку игрока. Сначала в игре от каждой команды участвуют по 3 игрока. Затем число играющих увеличивают до 5. Больше становятся размеры игрового поля. Количество передач в игре растёт от 5 до 10. Игру «Мяч ловцу» мы используем на уроках для перехода от игры «Борьба за мяч» к игре «Мяч в кольцо». Если в школе не достаточно мини-баскетбольных площадок для игры «Мяч в кольцо», то игру «Мяч ловцу» можно использовать и для повышения занятости учащихся на уроке. В игре «Мяч в кольцо» учащиеся применяют бросок по корзине с противодействием, осваивая при этом и приёмы и подборы отскочившего от щита мяча, обучаются выбору позиции при подборе мяча, накрыванию броска и т.д. Освоение игры «Мяч в кольцо» мы расцениваем, как конечный результат начального обучения баскетболу в 5 классе. Ведение мяча, как технический элемент, очень привлекает пятиклассников. Поэтому в процессе обучения я показываю школьникам различные варианты ведения мяча на месте, передний перевод мяча, высокое и низкое ведение мяча, перевод мяча за спиной и между ног, ведение двух мячей одновременно и т.д. На каждом уроке школьники знакомятся с новой разновидностью ведения мяча на месте, используя для закрепления двигательного умения подвижные игры «Назови число», «Выполни команду», «Выбей мяч» и т.д. При освоении броска одной рукой от головы рекомендую изучать единственный способ выполнения броска – с места, в движении, в прыжке. Облегченные мячи при этом оказывают огромную помощь. Каждый вид броска делю на 4 фазы: 1) Ловля мяча и принятие исходного положения для броска; 2) Вынос мяча вверх в и.п. перед броском; 3) Финальное усилие; 4) И.п. после броска. Технику броска одной рукой от головы с места учащиеся осваивают в следующих упражнениях: 1. Броски в парах из и.п. перед броском. 2. Ловля и вынос мяча вверх в и.п. перед броском. 3. Броски с выполнением всех четырех фаз в парах. 4. Бросок по кольцу с различных точек после ловли мяча от партнёра. Не все учащиеся 5 класса успешно развивают бросок одной рукой от головы. Многим доступнее бросок одной рукой от плеча. Подводящие упражнения для его изучения остаются теми же. Кроме того, ребята начинают разучивать двухшажную технику броска с прыжком вверх и выносом руки вверх. На основании вышесказанного хочу поделиться достижениями учащихся одного класса, с которыми я работал в течении 5 лет. Пять учеников (Сыздыков Ж., Адильжанов Д., Лобачёв Ф., Перминов А., Сизов А.) данного класса являются победителями городских соревнований по баскетболу. Они же входят в сборную команду школьников города, являются призёрами областных и республиканских турниров. Воробьёв Алексей в данное время обучается в спортивной школе олимпийского резерва №2 и является членом сборной команды Казахстана 1992 г.р. При умелом педагогическом подходе баскетбольные приёмы и игра в целом могут оказать положительное воздействие на решение общих задач физического воспитания школьников. | |
Просмотров: 5272 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|