Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие, они отражают все области материального и духовного творчества людей. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. В условиях современной цивилизации, в связи с резким снижением двигательной активности человека, возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями и подвижными играми. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение, они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему, укрепляют здоровье, содействуют нравственному и эстетическому развитию ребёнка.Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребёнка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяется сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учётов результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами и без них), выполняемые в рамках правил. Сюжет, правила и двигательные дейстия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обуславливатся и её форма т.е., такая оранизация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворение самим процессом игры. Содержанием и формой подвижной игры, предопределяют следующие её методические особенности: 1. Обязанность; 2. Самостоятельность дейстий,ограничеваемая правилами; 3. Выполнение движений с полной мобилизацией двигательных способностей (элементы соревнований); 4. Непринуждённость, естественность движений; 5. Выполнение целостных действий и отдельных движений без строгой регламентации затрачиваемых усилий; 6. Внезапная изменчивость ситуации; 7. Творческая инициативность дейстий (при этом правильно ориенированнх и согласованных); 8. Присвоение отдельным занимающимся (группе) отдельных ролей, устанавливающих обязанности во взаимоотношениях с отдельными игроками; 9. Избирательность способов действий в различных связях и сочетаниях для решения двигательных задач. Составные части подвижной игры (содержание, форма и методические особенности) позволяют рассматривать её в качестве одного из важных средств физического воспитания. Это средство, при педагогически оправданном использовании, становится эффективным (игровым) методом физического воспитания. Понятие «игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но так же применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, преобретают своеобразную игровую окраску. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, позволяют в облегчённом виде выполнять элементы изучаемых технических приёмов и тактических действий, одновременно содействуют воспитанию физических качеств. Выполняются такие упражнения, с полной мобилизацией двигательных способностей. Под понятием «игровой метод» понимается педагогичски целенаправленное использование игры в физических упражнениях для решения задач всестороннего физического воспитания занимающихся. С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте. К основным характеристикам игровой деятельности можно отнести: доступность, состязательность, эмоциональную приподнятость, импровизированность, добровольность, удовольствие. Игра – исключительно ценный способ вовлечения ребёнка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом и доступности движений, у ребёнка постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время уроков и самостоятельной деятельности. Подвижные игры как средство и метод физического воспитания широко применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьной программой по физической культуре, подвижные игры проводятся на уроках в 1-8 классах в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми и лыжами. Подвижные игры в лёгкой атлетике помогают воспитанию общей и скоростной выносливости, необходимой в кроссовом, спринтерском беге; в гимнастике – для развития музыкального слуха, освоении танцевальных шагов, воститанию творческого воображения. Особенно важны занятия играми с детьми, относящимися к СМГ, где применяются для профилактики заболеваний (дыхательных путей) игры на свежем воздухе. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне её провести, важно учитывать интересы детей их физические возможности, особенности психологического развития. Игры воспитывают у детей чувства солидарности и товарищества, ответственности за действие друг друга. Правила игры способстуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эмоции. Если рассматривать младший школьный возраст (1-3 классы), характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой системы. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво, поэмому важны короткие перерывы для отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают игры типа перебежки (салки, «День и ночь», «Вызов номеров»…). В этом возрасте преобладает предметно-образное мышление. Подвижные игры носят, как правило, сюжетный характер («Волк во рву», «Выставка картин»…), включено немало игр с речитативом («У медведя во бору», «Космонавты», «Гуси лебеди»…), игры требующие проявления значительной точности движений, чувства времени и пространства («Прыжки по полоскам», «Мяч соседу»…). Характер подвижных игр у младших школьников разнообразен, преобладают коллективные игры с водящими, командные игры без вступления в непосредственное соприкосновение с противником. Главное содержание игры - движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта; игры с бегом, прыжками, увёртыванием, метаниями в цель и на дальность, преодалением небольших препятствий, требующие проявления ловкости, быстроты, без больших двигательных напряжений. Особенности физического и психического развития детей диктуют учителю и методику организации игр. Дети лучше сохраняют в памяти наглядно-образное объяснение игры. Не любят долго находится вне игры, когда она ещё не закончена. Свои особенности подбора и проведения подвижных игр есть и в среднем школьном возрасте (4-6 классы) и в подростковом возрасте (7-8 классы),поэтому любой педагог должен не только знать значение игры, но и владеть методикой. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. Роль подвижных игр в системе физического воспитания огромна. Подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм ребёнка, но они так же являются средством культурно - нравственного воспитания, социального самовыражения личности, приобщения человека к обществу. Руководить коллективом игающих, решать образовательные задачи и осуществлять воспитательное влияние в процессе организации и проведения игры - дело не простое, требующее подготовки и педагогического опыта. | |
Просмотров: 2519 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|