Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Айкидо
Подготовил
учитель физической культуры
Назарбаев Интеллектуальной школы
ФМН города Семей.
Южаков Сергей викторович
Айкидо
Айкидо, вид японского боевого искусства, созданный на основе нескольких школ джиу-джитсу; дословно – путь («до») гармонии («ай») жизненной энергии («ки»). Айкидо отличается от других единоборств ярко выраженным оборонительным характером. В этой системе самозащиты акцент делается на психосоматической релаксации, позволяющей сохранять внутреннее равновесие и спокойствие в критических ситуациях и использовать атакующую мощь противника против него самого. Движения айкидо кажутся легкими и изящными, плавными, мягкими, но в действительности они наполнены внутренней мощью, позволяющей мастеру айкидо проявлять силу и скорость в нужный момент. Мощным вращением айкидоист вовлекает в свое движение противника, нарушая его равновесие, и при необходимости усугубляет положение болевым воздействием на суставы рук. Такая техника требует не только хорошей физической подготовки и искусного владения приемами, но, прежде всего, большой психологической натренированности, позволяющей в совершенстве владеть собой.
Историческая справка
Существующие в Японии различные школы борьбы на протяжении веков взаимно дополняли друг друга и, что характерно для Японии, всегда были связаны с определенной философской концепцией. В основу современного айкидо легло боевое искусство «дайто айкидзюцу», которое, по сути, являлось одной из школ джиу-джитсу. Айкидзюцу долго оставалось замкнутой клановой системой привилегированных самурайских родов, тщательно оберегаемой от посторонних. Как дзюдо и каратэ, айкидо стало известно в эпоху Мэйдзи (1868–1912), когда возможность зарабатывать на жизнь преподаванием боевых искусств толкало бывших самураев к раскрытию клановых тайн.
Создателем айкидо в его современном виде является мастер Морихей Уэсиба (1883–1969), который превратил это секретное боевое искусство в массовый вид спорта. Система Уэсибы представляет собой комплекс из нескольких тысяч приемов, использующих в основном болевые захваты и «замки» рук с последующим броском. Наряду с приемами айкидзюцу в основу разработанной Уэсибой системы было также положено искусство джиу-джитсу в традициях школ боевого искусства дайторю и киторю. Уэсиба успешно синтезировал достижения этих школ, творчески обобщил многовековой опыт боевых искусств Японии, усовершенствовал многие известные приемы, сведя их в стройную систему, создал философию, психологию и этику айкидо на основе синтеза ряда религиозных учений – синтоизма, буддизма и др.
Уэсиба подчеркивал миролюбивый характер искусства самозащиты и утверждал, что подлинное боевое искусство не должно опираться на грубую силу, способную только разрушать, что истинны лишь те виды единоборства, которые облагораживают самого мастера. Подход к этой системе как к определенному «пути» морального и психофизического совершенствования человека отразился в самом названии основанной Уэсибой системы, в котором традиционное обозначение боевых искусств – «дзюцу» (искусство, техника) – было заменено на «до» (путь).
9 февраля 1948 Министерство образования Японии дало разрешение Уэсибе на создание международной организации «Айкикай». Тогда же главный додзе (помещение для занятий; дословно – место, где следуют пути) в Токио был переименован во Всемирный центр айкидо.
В сентябре 1956 организация «Айкикай» провела первую после Второй мировой войны публичную демонстрацию боевых искусств, продолжавшуюся пять дней и оставившую неизгладимое впечатление на высокопоставленных иностранных гостей. 1956 можно назвать годом международного признания айкидо. Желающие обучаться айкидо съезжались в Токио со всех континентов. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространилось за пределами Японии.
Подготовка в айкидо
Костюм для занятий айкидо состоит из хлопчатобумажных куртки, штанов и пояса. Цвет пояса так же, как в дзюдо и каратэ, определяет уровень мастерства айкидоиста. Все мастера выше первого дана должны носить дополнительно традиционную японскую юбку-штаны (хакама) черного цвета. В отличие от других видов борьбы, атмосфера в додзе, где тренируются айкидоисты, скорее «мягкая», чем «строгая». Она наполнена душевным спокойствием, взаимной доброжелательностью, избавлена от элементов агрессии и ненависти. Важны, однако, внимание, сосредоточенность и сознательная дисциплина. Эффективность приемов зависит от точного взаимодействия многих мелких элементов. Большое внимание в подготовке айкидоиста уделяется умению падать из самых разных положений, поскольку техника айкидо основана в основном на бросках, усиленных болевыми приемами. Отработка приемов айкидо осуществляется, как правило, в парах. Большое место отведено аутогенной тренировке и упражнениям для психической релаксации.
В организациях айкидо, следующих традициям Айкикай, соревнования не проводятся. Последователи классического айкидо мотивируют это тем, что в айкидо отсутствует наступательная техника. Все приемы разучиваются и шлифуются исходя из концепции обороны.
Список литературы
Матвеев В.А. Айкидо. М., 1990
Милковский Е. Искуссиво спортивной борьбы Японии. Минск, 1991
Долин А.А., Попов Т.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. М., 1991
Стивенс Дж. Три мастера Будо. Киев, 1997
Уешиба М. Будо. Ростов-на-Дону, 1999
Категория: Физическая культура | Добавил: Южаков (2011-11-14) | Автор: Южаков Сергей Викторович E
Просмотров: 1112 | Теги: ПУТЬ, айкидо, воспитание | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru