Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Дифференцированный подход к развитию физических качеств, укрепления здоровья , коррекции недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма для учащихся начальной школы. Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в начальной школе. Определение физической подготовленности ребенка на основе выполнения учебных требований школьной программы является одной из важных задач учителей физической культуры. Выполнение отдельных движений зависит от особенностей телосложения и функциональной подготовленности детей. Поэтому при подготовке к выполнению двигательного задания необходимо учитывать морфофункциональное и биомеханическое соответствие ребенка виду физической нагрузки или конкретному упражнению. В центре нашего внимания оказались вопросы, связанные с приемом учебных нормативов у учащихся 1-4 классов нашей школы. Недостаточная физическая подготовленность отдельных детей младшего школьного возраста к сдаче учебных нормативов, а так же существенная разница в результатах, показываемых даже одногодками, зависит от индивидуальных особенностей. Однако при избирательном подходе к обучению, соблюдении определенных условий, учете данных физического развития результаты улучшаются. При занятиях следует учитывать, что обычно низкорослые дети лучше выполняют движения с более сложной координацией, а высокорослые - скоростные линейные движения. Уровень развития двигательных качеств связан с определенными физиологическими возможностями. Например , выносливость требует аэробного энергообеспечения, быстрота движений – анаэробного. Есть и другие закономерности, связанные с конституцией детей: отношение мышечной и жировой масс к массе тела и отношение длин конечностей к длине тела. Ученики с хорошо выраженной мышечной массой способны при одинаковой подготовленности выполнять упражнения с преобладанием силового компонента, школьники с умеренно развитой мышечной массой, как правило, не показывают высоких результатов при выполнении упражнений силового характера и на выносливость. Дети со слабовыраженной мышечной массой обычно лучше выполняют упражнения на выносливость. Наглядно эти закономерности можно проследить в беге, ходьбе и передвижении на лыжах. Следует также обращать внимание на выраженность жирового компонента. В школе встречаются ученики, имеющие избыточный вес. Такие дети не выполняют некоторые нормативы, но это не значит, что они бесперспективны в физическом развитии. Им следует заниматься в группах О.Ф.П., больше внимания уделять самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Такие дети требуют особого врачебно-педагогического контроля. Все это создает предпосылки для успешного овладения необходимыми навыками и умениями, способствует подготовке и сдаче учебных нормативов. В своей практике применяем контроль за состоянием сердечно – сосудистой, дыхательной системы, массоростовыми показателями , физической подготовленности. 1) Для оценки состояния тренированности сердечно – сосудистой системы используем функциональную пробу. Для этого необходимо измерять пульс в состоянии покоя, а затем выполнить 20 приседаний за 30 сек. Время восстановления пульса к исходному уровню является показателем состояния сердечно – сосудистой системы и тренированности занимающегося.Восстановление пульса по времени: а) менее 3 мин – хороший результат; б) от 3 до 4 мин. – средний результат, в) более 4 мин. – ниже среднего. 2) Для оценки состояния дыхательной системы применяем функциональные пробы Тенчи-Штанге. Проба Тенчи – испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 12-15 сек. Проба Штанге – испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 30-40 сек. 3)Массо-ростовой индекс (Кетле) – это отношение массы тела в граммах к его длине в сантиметрах. В норме на один сантиметр длины тела приходится 200-300 грамм массы тела. Масса тела (г) М.Р.П.--------------------- Рост тела (см). Если частное от деления выше 300 грамм, то это указывает на избыточный вес испытуемого. Если частное от деления ниже 250 грамм – на недостаточный вес испытуемого. 4) Существуют стимулирующие индексы, определяющие динамику физической подготовленности занимающегося через определенный период времени. № Вид упражнений Формула расчета индексов 1 Бег на скорость длин а дист.(см) Скоростной индекс---------------------- рост(см) х время бега 2 Прыжок в длину с места длина прыжка(см) Индекс прыгучести-------------------------- рост школьника(см) 3 Поднимание груза от пола вес груза (кг) Силовой индекс-------------------------- вес тела(кг) 4 Метание на дальность дальность броска (см) Метательный инд---------------------------- рост(см) Уровень развития двигательных качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых качеств, можно определить проведением тестов школьной учебной программы по физической культуре и «Президентскими тестами» Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. 1. Прежде, чем начать самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности. 2. Тренировку обязательно начните с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна). 3. Помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы будете использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим и правильное питание. 4. Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки. 5. Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4-5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий. 6. Не стремитесь к достижению высоких результатов в кратчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке и переутомлению. 7. Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них. 8. Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств ( быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств). Это позволит вам достичь успехов в избранном виде спорта. 9. Если вы почувствовали усталость, то на следующих тренировках нагрузка надо снизить. 10. Если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки, посоветуйтесь с учителем физической культуры или врачом. 11. Старайтесь проводить тренировки на свежем воздухе, привлекайте к тренировкам своих товарищей, членов семьи, родственников, братьев и сестер. Результаты наблюдений позволили сделать вывод, что дети с различным физическим развитием требуют тонкого индивидуального подхода при подборе общеразвивающих упражнений, более вдумчивого отношения к их физическому совершенствованию. Подготовила статью Учитель физической культуры о.с.ш.№48 Ильина Людмила Стефановна. 2011 год. Г.Караганда. | |
Просмотров: 1306 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|