Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Развивать выносливость у девушек
Захарченко Елена Леонидовна
Учитель физической культуры, высшей категории
Казахстан, г. Жезказган, средняя школа № 13

Развивать выносливость у девушек
Всестороннее физическое воспитание является одной из важнейших задач общества. Важнейшим средством в достижении данной цели является развитие двига тельных качеств, которые определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Повышение уровня выносливости рассматривается в настоящее время как
резерв для увеличения общей работоспособности во всех видах как учебной, так и спортивной деятельности.
Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности
без снижения ее эффективности, способность организма противостоять утомлению при
какой-либо деятельности. Анализ учебных нормативов у школьниц старших классов показывает, что более чем у трети из них уровень подготовленности ниже требований,
предъявляемых учебной программой. Особенно это проявляется в видах, требующих
развития скоростно-силовой выносливости, статической выносливости мышц брюшного
пресса и плечевого пояса. Многие объясняют данный факт снижением двигательной
активности и увеличением массы тела у старшеклассниц.
Поэтому, каждый учитель, работающий с девушками 10-11 классов, должен искать наиболее эффективные варианты комплексного развития выносливости различ-
ного типа (статической и силовой выносливости основных групп мышц, прыжковой вы-
носливости) в процессе уроков физической культуры без отклонения от основного прог-
рамного материала.
Средствами для развития выносливости могут служить различные физические
упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное
время. В соответствии с направленностью упражнений следует использовать методы
стандартно-повторного упражнения, круговую тренировку и ее элементы по методу
интервального упражнения. Специальные упражнения можно объединять в комплексы
и включать в урок в зависимости от разделов учебного материала.
При прохождении раздела «Легкая атлетика» целесообразно включать специаль
ные упражнения в основную часть урока. Для развития статической и силовой выносли-
вости мышц брюшного пресса, плечевого пояса и туловища рационально применять их
по методу круговой тренировки, включая в «круг» 7-8 упражнений, выполняемых в сред-
нем темпе. Например:
1 – приседание с набивным мячом;
2 – поднимание туловища из положения лежа на спине;
3 – сгибание и разгибание рук в упоре стоя;
4 – подъем на опору (степ);
5 – поднимание и опускание туловища из положения лежа на животе;
6 – подтягивание из виса лежа;
7 – круговые вращения туловищем;
8 – прыжки со скакалкой.
Количество подходов на станциях – 2, повторений каждого упражнения – 20 раз,
Интервал отдыха между сериями – 60 секунд.
Круговую тренировку желательно заканчивать прыжковыми упражнениями. Наиболее эффективными для девушек являются прыжки со скакалкой, так как они наиболее эмоциональны и легко дозируемы.

Дозировка прыжковых упражнений для девушек 15-17 лет
уроки I и II четверти III и IV четверти
Продолжительность

(сек.) серии Общее
количество Продолжитель
ность
(сек.) серии Общее
количество
1 - 4 80 2 320 150 2 600
5 - 8 90 3 540 165 2 660
9 - 12 110 3 660 180 2 720
13 - 16 120 3 720 195 2 780
17 - 20 130 3 780 210 2 840
21 - 24 140 3 840 225 2 900

Метод выполнения прыжковых упражнений – повторный. Максимальное количество
серий в уроке – 3, интервал отдыха между ними – 30 сек.
При занятиях бегом с девушками надо иметь в виду, что наибольшую скорость бега они развивают не в ХI классе, а в значительном числе случаев в VIII. В Х классе способ-
ность к быстрому бегу у большинства девушек снижается на 10%, а к бегу на выносливость
на 15-20% (кроме тех, кто занимается спортом). Указанная закономерность обусловлена
тем, что у девушек 16-17 летнего возраста снижена и аэробная и анаэробная производи-
тельность энергообеспечения. В 10-11 классах скорость бега на средние дистанции
у девушек почти одинакова. Скорость бега на длинные дистанции тоже почти одинакова,
но существенно ниже, чем на короткие и средние дистанции. Учителю следует знать о
реальных возможностях девушек старших классов и не применять нагрузок, которые
могут быть для них непосильными. Вместе с тем, надо иметь в виду, что это не является
биологически предопределенной закономерностью (о чем свидетельствует постоянный
рост результатов бега у занимающихся спортом) и, следовательно, при достаточном
объеме самостоятельных занятий или выполнении домашних заданий учителя результаты
могут быть изменены в лучшую сторону.
В течение учебного года девушки пробегают на уроках физической культуры
около 75-80 км с общим временем около 7 часов. На бег умеренной интенсивности сле-
дует планировать не менее 50 км. За счет домашних заданий – а еще лучше за счет самостоятельных занятий бегом трусцой в свободное время, утром или вечером, - это
расстояние может быть увеличено вдвое и больше. Остальные 25-30 км следует планиро-
вать на бег большой, субмаксимальной и максимальной интенсивности.
Общая последовательность применения бега для комплексного развития выносли-
вости, быстроты и скоростной выносливости такова. Осенью на первых 6 занятиях использовать преимущественно равномерный бег умеренной интенсивности – 45-50% от максимума– от 5-6 мин до 12-15, а потом и до 20-25 мин, т.е. до 2-3 км.
При прохождении раздела «гимнастики» специальные упражнения целесообразно
включать во вводную и основную части урока. Во вводной части лучше использовать
упражнения для развития статической выносливости мышц брюшного пресса. Их необ-
ходимо включать в комплексы общеразвивающих упражнений. Выполняться они должны
в динамическом, статическом и статико-динамическом режимах.

Комплекс упражнений 1
1. И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела.
1 – 2 – встречные движения ног вверх и вниз (4-10 раз).
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1 – 4 – повороты направо и налево (4-10 раз).
3. И. п. - о. с.
1 – поднять правую ногу вправо, руки в стороны.
2 – и. п. (6-10 раз).
4. И. п. – о. с. 1-2 – равновесие на правой (левой).
Комплекс упражнений 2
1. И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела.
1 – 2 – поднять прямые ноги до вертикального положения (4-10 раз).
2. И. п. – сед ноги врозь, руки в стороны.
1 – наклонить туловище и дотянуться правой рукой до стопы левой ноги.
2 – и. п. (4-10 раз).
3. И. п. – стойка на коленях, руки на пояс.
1 – сед вправо, руки вправо.
2 – и. п. (6-10 раз).
4. И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх.
1 – 4 – круговые движения туловищем в обе стороны.
Комплекс упражнений 3
1. И. п. – лежа на спине, руки в стороны.
1 – 2 – подтянуть колени к груди с помощью рук.
3 – 4 - и. п. (6 – 10 раз).
2. И. п. – лежа на спине, ноги согнуты, руки в стороны.
1 – опустить колени вправо до пола.
2 – и. п.
3 - 4 – то же в другую сторону (6-10 раз).
3. И. п. – лежа на правом боку, руки вдоль тела.
1 – поднять левую ногу.
2– и. п. То же, но лежа на левом боку, поднять правую ногу.
4. И. п. – стойка на коленях.
1 – 4 – наклонить туловище назад, прогнуться и захватить руками пятки, вернуться
в и. п.
Комплекс упражнений 4
1. И. п. – лежа на спине, руки за голову. Поднять прямые ноги на 30-45 градусов,
Держать (4 – 6 раз по 5 сек.)
2. И. п. – сед ноги врозь, руки сзади.
1 – 2 – поворот налево.
2 – 4 – и. п.
3 – 8 – в другую сторону (6-10 раз).
3. И. п. – упор лежа на бедрах.
1 – поворот направо, правую руку вверх.
2 – и. п.
3 - 4 – то же, но налево (6-10 раз).
4. И. п. – сед на пятках, руки вперед.
1– 4 – прогибаясь, принять упор лежа.
4– 8 – и. п. (6-10 раз).

В основную часть урока следует включать элементы круговой тренировки на
развитие силовой выносливости мышц плечевого пояса и туловища. В конце основной
части выполняются прыжковые упражнения, представленные в таблице.
При прохождении раздела «Спортивные игры» в связи с высокой интенсив-
ностью урока достаточно одной серии прыжков. До прыжковых упражнений на уроке
следует использовать элементы круговой тренировки, направленной на развитие стати-
ческой и силовой выносливости мышц брюшного пресса, плечевого пояса и туловища.
Из всего многообразия упражнений могут применяться следующие:
- передачи набивного мяча различными способами, одной и двумя руками, стоя на месте
и в прыжке;
- ходьба в полуприседе с набивными мячами в руках;
- передвижение в полуприседе прыжками вперед, назад, в стороны с набивным мячом
в руках;
- передачи набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, сидя, стоя на коленях,
многократные броски набивного мяча двумя руками от груди;
- многократные броски мячей различного диаметра и веса в кольцо;
В результате предложенных упражнений отмечается значительное повышение
уровня выносливости старшеклассниц.

Источник: http://физическая культура в школе
Категория: Физическая культура | Добавил: helena-leonidovna (2012-01-16) | Автор: Елена Леонидовна E
Просмотров: 2487 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru