Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ
В представленной разработке по футболу раскрыта тема организации, проведения, особенностей занятий футболом.
При рассмотрении этого вопроса мы затронем темы технико-тактической, физической подготовки футболистов, проблемы и специфику организации занятий футболом.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ.

Проведение тренировочных занятий является обязательным условием четкой организации учебно-тренировочного процесса любой команды. При организации тренировок наиболее благоприятным вариантом является наибольшее соответствие условий занятий правилам и нормам ФИФА, поэтому при подготовке тренировочной базы необходимо следить за этим соответствием. Любая тренировка состоит из теоретической (тактической), технической и «силовой» частей и для каждой из них необходимы соответствующие условия. К ним можно отнести: инвентарь, экипировку, поле, различные тренажеры, восстановительный комплекс.
Рассмотрим каждую составляющую подробнее.
Итак, инвентарь. Это, прежде всего, конечно, мяч, вернее, мячи, поскольку большее количество мячей позволяет варьировать занятия, особенно это, касается вратарей и форвардов. Мяч должен весить 1фунт (453 грамма) и быть не более 66 см. в окружности. Цвет мяча белый, оранжевый мяч используется только на снегу. Вторая часть инвентаря - футбольные ворота.
Их размер -244 на 732 см., наличие сетки желательно, а при проведении матчей - обязательно. Штанги и перекладины - цилиндрические, толщиной не более 15 см. Также к инвентарю можно отнести всевозможные вешки, фанерные силуэты футболистов, «построивших стенку» и.т.д. К экипировке относится форма игроков и голкиперов. Вторым обязательны перчатки. Бутсы с шипами, длина шипов не более 15 мм.
Поле - наиболее болезненный участок. Это понятно, поскольку климатические условия в Казахстана не благоприятствуют хорошему состоянию полей, но все-таки упомянем и о правилах, касающихся газона. Итак: размеры поля -105 на 70 метров (10 м), высота травы 7 мм (4 мм), наличие угловых флагов обязательно, ширина линий разметки - 11 см (2 см). Эти правила разработаны и утверждены ФИФА для проведения официальных матчей. Конечно, не обязательно следовать им в процессе тренировок, но чем боле соответствие, тем легче ощутить себя в боевых условиях.
Тренажеры необходимы для физической подготовки игроков, развития силовых качеств. К восстановительным объектам можно отнести сауну, бассейн и т.д. Для занятий в зимнее время желателен так называемый манеж, или крытый спортзал, причем пол должен быть в достаточной степени мягким (например, из коврового покрытия). Все это обеспечивает хорошие условия для полноценного учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям. Занятия проводятся в наиболее подходящее, по мнению тренера, время, длятся не более двух часов и включают в себя разминку, силовые упражнения, упражнения на развитие скорости и выносливости, тактические занятия, разработку реализации стандартных положений - штрафных, угловых, свободных ударов, разработку комбинаций, домашних заготовок, тренировку с вратарями (а подготовка голкиперов отличается от подготовки полевых игроков, упор делается на прыгучесть, реакцию, растяжку, гибкость). После этого желателен кросс, развивающий выносливость и успокаивающие упражнения. Иногда можно провести в рамках тренировки двустороннюю игру, но это чревато естественными травмами, поэтому не стоит злоупотреблять «двухсторонней игрой» в период достаточной игровой практики.

ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ФУТБОЛЕ

Футбол, как и любая другая игра, не терпит бессистемности. Это поняли еще семьдесят лет назад, когда появилась первая игровая схема. До тех пор никакой системы не было, каждый игрок шел к чужим воротам, единственной целью его было забить мяч, а о защите собственных ворот должен был думать лишь вратарь. Условно эту тактику можно описать формулой 1+10, где 1- это вратарь, а 10-остальные полевые игроки. Естественно, что кроме хаоса на поле эта схема ни к чему хорошему не приводила, и вскоре появляется первая по-настоящему серьезная схема игры, названная «дубль-ве», из-за внешнего сходства с начертанием латинской буквы W. Два защитника, три хавбека и пять нападающих по-прежнему определяли стиль игры как атакующий. Эта схема применялась вплоть до 1958 года, когда на чемпионате мира в Швеции сборная Бразилии под руководством Висенте Феолы не внедрила новую «бразильскую» систему 4+2+4. Два полузащитника оттянулись чуть назад, а один форвард, перешедший в середину поля, обеспечивал численный перевес как в атаке, так и в обороне, поскольку и там, и там у команды был теперь численный перевес. Не успели еще многие команды перейти на 4+2+4, как уже через четыре года, на чемпионате мира в Чили, та же сборная Бразилии, во главе с временно заменившим Феолу Айморе Моррейрой, применила новую схему 4+3+3. Один нападающий оттянулся в полузащиту, обеспечив ей еще большую мобильность и гибкость. Оборона бразильцев стала поистине непроходимой, а шестеро атакующих игроков сводили на нет все преимущества «старой» системы. Это позволило бразильцам стать двукратными чемпионами мира. До сих пор многие команды, исповедующие атакующий футбол, используют эту схему, а через 8 лет после ее появления голландцы, во главе с легендарными Ринусом Михелсом и Йоханом Круиффом превратили 4+3+3 в грозное оружие под названием «тотальный футбол». С годами шло развитие оборонительного футбола, главной цель которого было «не пропустить». Естественно, столь атакующая схема никак не подходила сторонникам бурно развивавшегося «катеначчо» - оборонительной игры. Следствием этого стала появившаяся в начале восьмидесятых и наиболее распространенная сейчас схема 4+4+2.Таким образом, выбор тактических действий в футболе напрямую зависит от предпочитаемой тренером стратегии - оборонительной или наступательной. В первом случае можно использовать 4+4+2, персональную опеку наиболее опасных игроков соперника, «катеначчо», во втором - 4+3+3, прессинг у чужих ворот, высокие скорости. Естественно, что для успешных атакующих действий все игроки должны обладать высоким мастерством и отменной физической подготовкой.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИГРЕ

Одним из основополагающих факторов подготовки футболистов является изучение и совершенствование технической подготовки. Упор на «технику» позволяет игрокам во время матча в меньшей степени акцентировать внимание на мяче, его обработке и сохранении, что предоставляет больше времени на разработку комбинаций, оценку ситуации на поле, определение стратегии игры. В этой связи значительную часть тренировочного времени необходимо выделить на техническую подготовку, причем следует различать подготовку «чистых» полевых игроков и вратарей. Вратарь обязан, помимо своих непосредственны «профессиональных», навыков владеть всеми техническими приемами полевых игроков, ибо нередки случаи, когда «страж ворот» покидал пределы штрафной площади и действовал в качестве защитника, теряя при этом свою прерогативу на игру руками. В то же время несколько полевых игроков, независимо от амплуа, должны иметь достаточно хорошо развитые вратарские качества, чтобы при необходимости заменить голкипера (например, когда вратарь удаляется с поля, а лимит замен исчерпан, или в случае травмы «первого номера»). Следовательно, при рассмотрении технической подготовки будем иметь в виду эту немаловажную деталь. Итак, техника полевых игроков. Ее можно разделить на простейшую и более сложную. Простейшая необходима каждому футболисту просто для игры в футбол. Ее основными элементами являются ведение мяча, прием, обводка, дриблинг (ведение с обманными движениями и
обводкой, подача и удар.
Рассмотрим несколько простых упражнений на развитие этих свойств:
Ведение.
Мяч запускается и ведется игроком на все возрастающей скорости.
То же, но скорость возрастает не от раза к разу, а в процессе ведения. То же, с «переменой ног», т.е. четные касания, производятся правой ногой, а нечетные - левой (или наоборот). Ни в одном из упражнений нельзя допускать отрыва мяча от игрока более чем на полтора метра и замедления скорости ведения.
Прием.
Прием «низом». Мяч запускается в сторону стоящего на месте игрока. Задача - принять и обработать мяч одним касанием, при этом остановив его.
То же, но принимающий игрок движется с достаточной скоростью. Его задача при этом либо остановить мяч, либо продолжить движение, применяя приемы ведения (пас «на ход»).Прием «верхом». То же, что и в первых двух моментах, но мяч запускается на уровне головы игрока.
Обводка.
Обводка на скорости. Показать противнику, что в твои намерения входит уход в одну сторону, а после обманного движения уйти в другую.
«Обводка Гарринчи». Пробросить мяч между ног стоящего противник и быстро оббежать его. Очень опасный прием, т.к. велик риск потери мяча или травмы.
Дриблинг- Дриблинг на скорости - Ведение мяча на высокой скорости с частой попеременной сменой ведущих ног
Дриблинг с препятствиями - проведение мяча между установленными отметками.
Удар- Отработка удара внутренней стороной стопы «щечкой» - для наиболее точного и сильного удара. Переброс мяча через «стенку» - применяется при исполнении штрафных и свободных ударов.
Навесные удары: удар – «парашют», силовой навес (с направленным действием), «сухой лист». Выполнение одиннадцатиметровых ударов «на силу» - простой удар в заранее определенную бьющим точку ворот с силой, достаточной для того, чтобы вратарь не смог поймать или отразить мяч и «на исполнение» - удар наносится в сторону, противоположную той, куда бросается вратарь. Требует хорошей нервной выдержки, как у бьющего, так и у вратаря. Удары на точность попадания. Для этого требуется особым образом расчерченная стена, на которой изображены контуры ворот и зоны, за попадание в которые начисляются очки. Удары производятся с различных точек, побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ И СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТА.

Для развития необходимых скоростных и силовых качеств у футболистов необходимо использовать не отдельно взятые упражнения или методы, а целый взаимосвязанный комплекс занятий, обеспечивающие постепенное наращивание физических кондиции и сохранение оптимальной формы в течение максимально долгого времени. Для этого существуют специально разработанные врачами и тренерами команд планы развития физической готовности игроков с той целью, чтобы пик формы (а его наличие, как, впрочем, и спад после него вполне естественны) пришелся на определенное командными «стратегами» время. Эти комплексы, по большей части, являются «фирменными секретами» команд, но обще развивающие комплексы известны всем.
Силовые упражнения включают в себя программы по развитию выносливости, физической силы (прежде всего ног), а скоростные - развитие реакции, скорости бега, ускорения.
СКОРОСТНЫЕ.
1. Челночный бег - перебежки между двумя отметками, расстояние между которыми 10 или 15 метров.
2. Бег на короткие дистанции 60 и 100 метров.
3. Бег с препятствиями (барьерами).
4. Бег с «парашютами» - весьма дорогой, но прогрессивный метод развития скорости.
СИЛОВЫЕ.
1. Кроссы - самые разнообразные от 1 до 5 км. С разными нагрузками.
2. Бег на длинные дистанции.
3. Занятия на тренажерах, с различными снарядами, но не стоит переусердствовать, т.к. от футболиста требуется лишь хорошая общая разносторонняя физическая подготовка.
Классические упражнения на развитие силы и выносливости. Вообще говоря, главным орудием футболиста, что бы ни говорили, все таки является мяч, а поклонники «физики», аргументирующие свою теорию весенними и, отчасти, успехами, оказываются наголову разбиты в разгар сезона, когда более разносторонние, лучше подготовленные технически и тактически команды более не предоставляют возможности себя «перебегать», легко расправляясь с соперником путем двух-трех хороших комбинаций. Это отнюдь не значит, что физическая подготовка не нужна, наоборот, но в футболе необходимо не стремиться ко все более заоблачным вершинам и установлению новых рекордов, надо быть в достаточной степени подготовленным, чтобы выдержать нагрузки одной игры. Остальное должна решить техника и тактика.
Категория: Физическая культура | Добавил: Южаков (2012-01-25) | Автор: Южаков Сергей Викторович E
Просмотров: 2984 | Теги: футбол, организация занятий | Рейтинг: 4.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru