Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Волобуева Наталья Александровна, учитель физического воспитания КГУ «СОШ № 1 им. Н.Г. Чернышевского» Обучение способам физкультурно-оздоровительной деятельности Школьникам важно прочно усвоить данный раздел программы, поскольку он содержит именно те навыки, умения и знания, которыми можно пользоваться в самостоятельной деятельности для укрепления здоровья и самовоспитания привычки к ведению здорового образа жизни. Материал данного раздела подобран в соответствии с возрастными возможностями учащихся V-VII классов, позволяет осваивать его в полном объеме на уроках физической культуры и закреплять в процессе самостоятельных занятий в свободное от учебы время. Цели и задачи физкультурно-оздоровительной деятельности В соответствии с общими направлениями работы по комплексной программе раздел физкультурно-оздоровительной деятельности имеет следующие задачи: 1. Овладение упражнениями, способствующими профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, простудных заболеваний, а также овладение элементарными навыками психической саморегуляции. 2. Развитие основных двигательных способностей: быстроты движений, координации, общей выносливости, мышечной силы и гибкости. 3. Овладение навыками организации и проведения игр и упражнений в процессе самостоятельных занятий физической культурой. Это один из самых важных разделов физкультурно-оздоровительной деятельности. В нем имеют место теоретические и практические знания и навыки, которые должны использоваться на практике в повседневной жизни учащихся. Обучение данному разделу идет в тесной связи с постоянным акцентированием внимания учащихся на правилах выполнения требований здорового образа жизни. Учебный материал физкультурно-оздоровительной деятельности Знания. Знания данного раздела должны быть тесно связаны с двигательны¬ми навыками, которыми предстоит овладеть учащимся. Вначале учитель физической культуры знакомит школьников с основными правилами личной гигиены, которые необходимо соблюдать в процессе самостоятельных занятий физической культурой. Сюда входят правила подбора одежды для занятий, водные процедуры после занятий, длительность отдыха после нагрузок различной направленности. После этого учитель сообщает школьникам сведения о значении ведения здорового образа жизни. Данные навыки важны не только для сегодняшнего здоровья, но и для успешной деятельности в учебе, в отноше¬ниях с товарищами и взрослыми, во время занятий различными видами деятельности (например, музыкой, рисованием и т.п.), а также для будущего здоровья учащихся, которое позволит успешно овладеть той профессией, которую в будущем выберет школьник. Правила самостоятельной тренировки должны содержать самые общие основы, без которых невозможно обойтись школьнику. Важно сообщить школьникам правила подготовки организма к работе разного характера (на скорость, на выносливость, на силу и др.); принципы составления тренировок по частоте, длительности и интенсивности занятий; правила подбора упражнений для развития необходимых двигатель¬ных способностей (качеств); длительность отдыха после работы разного характера. Школьников знакомят также с основными приемами самоконтроля: подсчет пульса до, во время и после тренировки; подсчет частоты дыханий; оценка общего самочувствия; желание выполнять физическую работу; длительность сна; аппетит. Параллельно необходимо давать сведения о влиянии физических упражнений на системы дыхания, кровообращения и центральную нервную систему. Эти сведения связывают со сведениями о приемах самоконтро¬ля. Так, по счету дыханий можно судить о дыхательной системе и степени ее тренировки; оценка общего самочувствия дает определенное представление о состоянии центральной нервной системы, а подсчет пульса - о системе кровообращения. В заключение необходимо обратить внимание школьников, что параллельно с физической тренировкой идет процесс воспитания волевых и нравственных свойств личности. Развитие двигательных способностей. Высокий уровень развития двигатель¬ных способностей лежит в основе успешности овладения различными двигательными действиями - это важное слагаемое показателей здоровья учащихся. Для самостоятельных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью очень важно научиться выбирать соответствующие упражнения и параметры нагрузки для развития основных двигательных способностей. Методика развития разных двигательных способностей с учетом возрастных особенностей описана в разделах 3.1-3.7. Навыки психической саморегуляции. Учащимся V-VII классов необходи¬мо овладеть двумя видами таких навыков: уменьшения психической напря¬женности и создания фундамента для спокойного эмоционального состояния. К навыкам снятия психического напряжения относятся следующие. При внезапном эмоциональном «всплеске» необходимо выполнить задержку дыха¬ния на вдохе, для чего вдохнуть максимальное количество воздуха и задержать дыхание возможно длительное время. При этом постараться не напрягать мышцы. После задержки дыхания выполнить резкий выдох через рот. Второе упражнение этого класса также основывается на регуляции дыхания, но в отличие от первого необходимо не задерживать дыхание, а выполнять максимально глубокие вдохи и выдохи примерно 10-20 с. Это упражнение более эффективно, чем первое, но для его выполнения требуется специальная подготовка, заключающаяся в умении выполнять максимальное дыхание с равными по продолжительности вдохами и выдохами. Третье упражнение для срочного снятия стрессовых воздействий заключается в выполнении максималь¬но быстрых движений по крайней мере в течение 5 мин. Обычно для этого рекомендуется выполнять быстрый танец типа рок-н-ролла под быструю музыку с максимальной громкостью. Движения при этом должны быть максимально резкими, а танец должен включать повороты вокруг себя на 360 и более градусов. За время танца желательно максимально «выложиться». Упражнения по воспитанию спокойной реакции на внезапно возникающий стресс или на стрессовые воздействия относительно большой длительности (например, неприязненные отношения с каким-либо человеком, что часто встречается у школьников данного возраста) направлены на изменение мировосприятия. Первое упражнение заключается в том, что ребенок принимает спокойную неподвижную позу и выдерживает ее от 5 до 10 мин. Обычно рекомендуют для этой цели стойку «смирно» или положение сидя на пятках (можно выполнять попеременно обе стойки). Обязательным условием является полная непо¬движность. Дыхание при этом произвольное, но желательно выполнять его плавно и глубоко. Если в начале обучения ребенок не в состоянии выдержать позу требуемое время, то длительность увеличивается постепенно. Второе упражнение заключается в максимальном расслаблении мышц тела. Для этого используется положение лежа на спине. Руки и ноги слегка расставлены, глаза закрыты, дыхание спокойное и ритмичное. Во время расслабления необходимо мысленно представить себе, что мышцы тела постепенно тяжелеют и становятся теплыми. Начинают представлять тяжесть и тепло с мышц ног, затем переходят к мышцам туловища, мышцам лица и, наконец, к мышцам рук. По возможности нужно отвлекаться от посторонних мыслей. Это сложное задание для ребенка. Рекомендуется концентрировать внимание на дыхании (которое должно быть произвольным, т.е. нужно дышать так, как дышится, не форсируя вдохи и выдохи и не задерживая их специально). Третье упражнение выполняется в положении лежа. Необходимо макси¬мально расслабить мышцы тела, сконцентрировать внимание на дыхании. Вдох и выдох по продолжительности примерно равны. Начинать мысленный счет, совмещая его с дыханием: на счет 1, 2, 3, 4 выполняется вдох, на счет 5, 6, 7, 8 - выдох и т. д. Так следует продолжать до 160. После этого медленно встать. Упражнение чрезвычайно эффективно для воспитания спокойствия и положи-тельного восприятия окружающего мира. Упражнения для профилактики заболеваний Необходимо обучить школьников элементарным упражнениям, способству¬ющим профилактике нарушений сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также профилактике простудных заболеваний. Для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы используются следующие упражнения. Выполняются ритмичные дыхания: на 6 счетов вдох - на 3 счета задержка дыхания - на 6 счетов выдох - на 3 счета задержка дыхания. Это упражнение выполняется в зависимости от подготовленности школьников от 1 до 5 мин. Второе упражнение состоит в выполнении упражне¬ния «Березка» - стойка на лопатках, которую статически держат 0,5-3 мин. Третье упражнение выполняется из основной стойки. Сделать максимальный вдох и, наклоняясь вперед,- выдох, после чего задержать дыхание максималь¬но возможное время. Выполнять 2-5 раз за одно занятие. Для профилактики нарушений в системе дыхания используют максимально глубокие вдохи и выдохи без задержки между ними. Темп при этом за¬медленный, мышцы живота активно участвуют в дыхательных движениях: на вдохах живот максимально выдвигается вперед («надувается»), а на выдохах максимально втягивается. Второе упражнение состоит в медленном вдохе и быстром выдохе через нос. Выполнять такие циклы 7-12 раз. Вдох делается примерно на 3 счета, а выдох - на 1 счет. Третье упражнение - «отжимание» от гимнастической скамейки (или любого аналогичного снаряда), сделав предварительно максимальный вдох и задержав дыхание на время выполнения упражнения. Для профилактики простудных заболеваний необходимо прежде всего вести здоровый образ жизни, соблюдая гигиенические требования: высыпаться, иметь регулярное питание, выполнять умеренную физическую работу и осуществлять закаливающие процедуры (контрастный душ, обтирания, купания в летнее время). Дополнительно нужно научить детей выполнять следующие упражне¬ния. Первое: выполнение максимально глубоких и максимально быстрых вдохов и выдохов в течение примерно 10-40 с. Второе: выполнять упражнение «Мост» сидя на пятках. Опора при этом осуществляется затылком и передней поверхностью голеней, руки за головой. Выполнять указанную позу от 15 до 40 с 2-3 раза за занятие. Третье упражнение: из положения лежа на спине поднять прямые ноги вверх, затем согнуть туловище и опустить ноги за голову, касаясь пальцами пола (выполнять на мягкой поверхности - коврике, гимнастическом мате), руки свободно опустить на пол. Выполнять 1-2 мин. Навыки организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой в досуговой деятельности Необходимо обучить школьников навыкам составления распорядка дня. Без этого невозможно планировать занятия физической культурой в процессе самосовершенствования. Необходимо рассказать школьникам, из каких частей должен состоять режим дня: время, когда необходимо вставать после ночного сна; выполнение утренней гигиенической гимнастики; гигиенические процедуры (обливание, обтирание и др.); завтрак; занятия в школе; обед и свободное время; выполнение домашних заданий; самостоятельные занятия физической культу¬рой; ужин и подготовка ко сну; сон. Каждый учащийся может вносить в распорядок дня индивидуальные коррективы в зависимости от увлечений, сложности домашних заданий, самочувствия и др. Важно, чтобы в распорядке дня было отведено время для занятий физической культурой. При составлении плана нужно учитывать следующие положения: время занятий, их продолжительность и частота в неделю; нагрузка на одном занятии (общее время занятия, количество упражнений, периоды отдыха между подходами, если они необходимы); самоконтроль за функциональным состояни¬ем. В план могут быть внесены пункты, регламентирующие место занятий (дома, на улице, на стадионе, в лесу и др.). В число навыков по подготовке занятий физической культурой входят: навыки подготовки места для занятий (проветривание помещения, уборка от пыли и посторонних мешающих предметов, поддержание температурного режима), выбор необходимой одежды в соответствии с выполняемыми упражнениями и местом занятия, выбор подходящей обуви. При организации и проведении занятий физической культурой в досуговой деятельности необходимо освоить: навыки строгого следования разрабо¬танному плану занятия, навыки подведения итогов занятия (что получилось, что требует более тщательной проработки, коррекция нагрузки в зависимости от самочувствия). При организации коллективных занятий: навыки разделения на команды примерно с равными силами, выбор судьи соревнования или игры, навыки применения правил игры (спортивной или подвижной), подведение итогов игры или соревнования и определение победителей (победителя). Для закрепления навыков данного раздела необходимо отрабатывать их на уроках физической культуры. Организация обучения способам физкультурно-оздоровительной деятельно¬сти на уроках физической культуры Планирование физкультурно-оздоровительной дея¬тельности при обучении школьников. Учителю физической культуры необходимо распланировать проведение обучения школьников навыкам данного раздела на уроках. Целесообразно отводить для этого определенное время на каждом уроке. Длительность овладения необходимыми знаниями и навыками зависит прежде всего от подготовленности школьников. Предпочтительно отводить время для овладения упражнениями профилактиче¬ского характера в подготовительной части урока, так как они не требуют больших мышечных усилий. Специальные знания сообщаются школьникам либо непосредственно перед выполнением упражнений определенной направлен¬ности, либо в любое удобное время на уроке, когда появляется возможность овладеть вниманием школьников (после упражнений на внимание, при построении и выполнении строевых команд, после упражнений малой интенсивности). Развитие основных двигательных качеств (способностей) плани¬руют либо в основной, либо в заключительной части урока. Это должно тесно увязываться с планом урока и тем материалом, которым овладевают учащиеся в данное время. Навыки организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой полезно планировать перед выполнением сходных упражнений из разделов программы с таким расчетом, чтобы эти навыки пользовались немедленно. Способы сообщения знаний по проблеме физкуль¬турно-оздоровительной деятельности. Знания являются той основой, которая способствует прочному овладению практически всеми навыками и умениями. Поэтому нужно добиваться их освоения в полном объеме и с достаточной прочностью. При этом важно помнить, что полученные школьниками знания необходимо переводить в практическую плоскость, чтобы теория не ложилась «мертвым» грузом в память, а способствовала совершенство¬ванию двигательной сферы. Способы сообщения знаний на уроках физической культуры могут быть самые разнообразные. Единственное требование к проведению этого раздела подготовки школьников — отсутствие шаблона и рутинных методов. Только тогда можно быть уверенным, что школьники смогут заинтересоваться этими знаниями и затем прочно усвоить их. Очень эффективно сообщать школьникам знания на уроке непосредственно перед выполнением практического действия, связанного с этими знаниями. Например, упражнения для профилактики простудных заболеваний полезно выполнять после теоретического сообщения знаний о важности ведения здорового образа жизни, правилах гигиены и значении полноценного отдыха и сна. Знания можно сообщать и после выполнения практических упражнений разной направленности, например профилактического характера. После выполнения упражнения можно сообщить школьникам, как следует отдыхать после данной нагрузки, какими способами можно определить нагрузку на сердечно-сосудистую систему или систему дыхания. Важное требование, которое нужно постоянно соблюдать,— чередовать теоретические знания с непосред¬ственным выполнением упражнений, с которыми они увязаны по смыслу. Важно учитывать степень утомления школьников, поскольку после большой нагрузки (например, бег на выносливость, передвижение на лыжах и т.п.) внимание рассеивается и многое из сказанного учителем остается неусвоенным. Поэтому знания, как правило, сообщают тогда, когда внимание может быть сконцентрировано на рассматриваемом объекте. Сообщать знания можно при любых построениях школьников, но целесообразно просто посадить их на скамейку, на гимнастические маты, на пол в удобной позе (разумеется, если пол чистый), сесть рядом с ними, т. е. создать по возможности непринужденную обстановку. Целесообразно сообщение знаний сочетать с показом. Наиболее распространенный способ - показ упражнения самим учителем или наиболее подготовленными учениками. Для иллюстрации понятийных знаний, соотноше¬ний различных понятий можно использовать схемы, картинки, слайды и др. В этом вопросе нужно проявить выдумку. Важно сделать относительно «сухие» теоретические сведения яркими и доходчивыми. Очень полезно привести примеры из реальной жизни школьников. Обучение упражнениям для профилактики заболева¬ний и для психической саморегуляции школьников. На начальных этапах обучения этим упражнениям рекомендуется планировать их в самом начале урока физической культуры. Обычно для обучения на одном уроке им отводится от 3 до 5 мин. Если есть возможность, то на начальных этапах обучения рекомендуется отвести отдельный урок (или 2-3 урока), посвятив их отработке навыков, указанных выше. После того как учащиеся прочно овладеют навыками психической саморегуляции, можно использовать их в конце урока для снятия мышечного и психического напряжения. Упражнения для профилактики заболеваний можно осваивать в любое время на уроке, но желательно в первой его половине. Эти упражнения после прочного освоения можно выполнять на каждом уроке для закрепления навыка и с целью подготовки организма к работе различного характера. Для выполне¬ния упражнений, которые выполняются в положении лежа, нужно подготовить необходимое количество гимнастических матов. Выполнять эти упражнения (например, «Березка», «Мост» и др.) на голом полу нельзя из-за возможности травм позвоночника. Если гимнастических матов недостаточно, можно попросить учащихся приносить на уроки физической культуры небольшие коврики (достаточно размером 50х70 - 80 см). Методика обучения упражнениям для профилактики заболеваний суще¬ственно не отличается от методики обучения упражнениям из разделов программы. Отличительной особенностью профилактических упражнений является потребность к большей индивидуализации во время обучения. Учитель должен внимательно следить за правильным выполнением упражнений каждым школьником, корректируя нагрузку (количество выполненных циклов или общее время выполнения) в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека. Это требование должно выполняться, так как, несмотря на кажущуюся простоту и доступность этих упражнений, они чрезвычайно сильно влияют на организм школьника, что может быстро привести к перегрузкам. Все упражнения должны выполняться легко и без напряжения. Ни в коем случае нельзя произвольно увеличивать время и количество упражнении, которые указаны в данном пособии. Контроль за освоением школьниками способов физ¬культурно-оздоровительной деятельности. Контроль за овла¬дением указанными навыками и знаниями должен проводиться учителем физической культуры постоянно. Можно выделить текущий, этапный и итого¬вый контроль. Текущий контроль осуществляется как в процессе обучения школьников, так и после нескольких уроков. При обучении учитель сразу же исправляет ошибки учащихся, подсказывает пути их исправления и делает коррективы в обучении (если окажется, что ученики слабо усваивают материал). После нескольких уроков полезно выборочно проверить усвоение материала у нескольких учеников. Этапный контроль позволяет получить сведения об успешности овладения учениками материалом определенного раздела. Например, после обучения упражнениям для профилактики простудных заболеваний нужно провести контрольное испытание, которое бы включало теорию и практическое выполнение разных упражнений. Это делается не для того, чтобы выставить учащимся оценки, а для корректировки (если это понадобится) процесса обучения и для того, чтобы показать школьникам те результаты, которых они добились за период обучения по данной теме. Итоговый контроль проводится, как правило, в конце учебного года и служит целям выявления уровня овладения школьниками всем курсом физкультурно-оздоровительной деятельности. Необходимо оценивать следующие показатели: знания по теме и их обширность и глубину; умение выполнять упражнения различной направленности; умения организовать и провести самостоятельное занятие (одиночное или с группой сверстников) физической культурой. Основной задачей курса является систематическое выполнение данной деятель¬ности. Обучение способам спортивной деятельности Обучение учащихся способам спортивной деятельности - важная составная часть процесса физического воспитания в общеобразовательной школе. Учитель может добиться решения различных задач, к основным из которых можно отнести реализацию основных потребностей школьников (в самоутверждении, общении), воспитание некоторых черт характера, воли и др., воспитание положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, укрепле¬ние здоровья учащихся, подготовку к углубленным занятиям спортом, повышение двигательной подготовленности и др. Различное построение учебно-воспитательного процесса по обучению школьников способам спортивной деятельности может варьироваться с учетом насущных задач, стоящих перед учителем физической культуры, с учетом подготовленности учебной группы, индивидуальных особенностей и склонностей школьников. При воспитании и обучении школьников способам спортивной деятельности необходимо основываться на потребностях учащихся, которые адекватны их возрасту: самоутверждение, расширение круга общения, выработка волевых черт характера. Исходя из реальных условий, в которых находится школа (наличие спортивных залов, инвентаря, климатические особенности и др.), учитывая подготовленность учащихся, их интересы, подготовленность самого учителя физической культуры, намечаются основные задачи, которые решаются в ходе овладения данного раздела подготовки школьников, и составляется план спортивных мероприятий. Чтобы успешно обучить школьников способам спортивной деятельности, учитель физической культуры должен учитывать определенные соотношения, которые существуют между образами в сознании и определенными действиями. Например, образ красивого спортивного костюма вызывает желание выполнить какие-либо упражнения; образ сильного человека может вызвать стремление подражать ему в занятиях силовыми упражнениями и т. п. Однако связь между мысленным образом и стремлением выполнять какое-либо действие может быть не только положительной, но и отрицательной. Например, если школьник мысленно представляет себе ситуацию, когда учитель незаслуженно отчитал его за плохо выполненное упражнение или плохой спортивный результат, то переживание обиды может стать сигналом к прекращению занятий физически¬ми упражнениями. При обучении школьников способам спортивной деятельности важно формулировать понятную им цель, соответствующую потребностям детей этого возраста. Как уже указывалось, основными потребностями в данный период являются потребности в самоутверждении, расширении круга общения и выработке черт характера волевой направленности (смелость, упорство, настойчивость в преодолении трудностей и т.п.). На вводных уроках по овладению способами спортивной деятельности можно рассказать учащимся, как занятия спортом влияют на формирование характера человека, привести конкретные примеры из жизни великих людей (например, из жизни А.В. Суво¬рова - занятия верховой ездой, фехтованием, воспитание волевых качеств), примеры из реальных ситуаций, когда спортивные навыки помогали избежать неблагоприятных обстоятельств. Полезно провести с учащимися беседу в виде доверительного разговора, где бы учитель мог более полно выяснить, каким видом спорта хочет заниматься тот или иной ученик или почему кто-то совершенно не хочет заниматься спортом и физическими упражнениями. Очень полезно проводить индивидуальные беседы с учениками, хотя на это не всегда имеется достаточно времени, но эффект от таких мероприятий очень большой. К сожалению, сегодня индивиду-альные беседы учителя с учеником - редкость. Причин этому много, и не только из-за загруженности или усталости учителя. Для этого необходимо быть личностью, стать примером для подражания учеников. Только тогда учитель способен по-настоящему увлечь своих учеников, воспитать у них те личностные качества и двигательные умения, которые помогут школьникам добиться успеха в жизни. Большую педагогическую ценность для формирования сознательного отношения к навыкам спортивной направленности имеют посещения со школьниками спортивных соревнований. Красочная обстановка, приподнятое настроение участников и зрителей, отточенные движения спортсменов и спор¬тивная борьба являются сильными эмоциональными факторами, способствую-щими приобщению школьников к занятиям спортом. Для стимуляции спортивной деятельности школьников можно использовать встречи со спортсме¬нами, достигшими высоких показателей. Такие встречи позволяют школьникам ближе узнать особенности спортивной тренировки в разных видах спорта, познакомиться с нелегкими сторонами спортивной подготовки - высокими нагрузками, регулярными тренировками, преодолением нерешительности перед соревнованиями с сильными соперниками и т. п. Для эффективного обучения учащихся способам спортивной деятельности необходимо создать в школе атмосферу престижности занятий спортом или физическими упражнениями. Для этого на видном месте выставляются стенды, витрины, на которых можно расположить кубки и медали, завоеванные спортсменами школы в различных соревнованиях, вывесить данные о рекордах школы по разным спортивным дисциплинам с указанием фамилий чемпионов и призеров соревнований. Обучение способам спортивной деятельности строится на основе общеприня¬тых методик: показ и рассказ учителя о технике выполнения спортивного упражнения (или технике выполнения двигательного действия), опробование учащимися показанного движения и многократное повторение для становления навыка. Особенностями показа спортивного навыка являются: целостное выполнение всех компонентов упражнения, наиболее рациональные приемы подготовки к выполнению упражнения (самонастрой, концентрация внимания, расслабление мышц и др.), особенности техники выполнения упражнения. Навыки овладения спортивной деятельностью закрепляются и совершен¬ствуются во время внеклассных, внеурочных и самостоятельных занятий. | |
Просмотров: 4917 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|