Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Использование подвижных игр - на уроках физической культуры и переменах. Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благоприятное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь. Чем игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего, интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение. Да и не только у детей. Все больше взрослых людей выходят во двор, чтобы размяться, пообщаться. Педагогика придает развитию детских игр большое значение. Игры входят в школьную программу, проводятся на уроках физкультуры, а также на переменах, в группах продленного дня. Школьники играют военно-спортивные игры, участвуют в соревнованиях по подвижным играм. По накалу борьбы на площадках, всплескам эмоций на трибунах, духу честного соперничества эти маленькие поединки едва ли уступают масштабным соревнованиям взрослых. Убыстрение темпа современной жизни ставит перед нашей педагогикой задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей действительности, в воспитании коллективизма. Говорят о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности. Активный отдых на переменах может быть самым разнообразным. Однако, как подтверждает практика, наибольший эффект достигается там, где с основу ее содержания положены подвижные игры. Во время игры учащиеся выполняют разнообразные движения, которые оказывают разностороннее воздействие на их организм и содействуют укрепления здоровья. В процессе игры значительно улучшается кровообращение полушарий утомленного мозга детей, усиливается дыхание, улучшается функциональная деятельность организма в целом, что способствует улучшению подготовки организма к последующей умственной деятельности. Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Игра отличие от строго регламентированных движений являются наиболее совершенным средством воздействия на организм детей для решения задач подвижной перемены. Вот почему, говоря о применении подвижных игр на перемене, важно иметь в виду, с одной стороны, тягу, естественную потребность детей к игре, а с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плановость и систематичность применения игр, сто и определяет ожидаемый гигиенический и педагогический эффект. К играм, подбираемым для подвижной перемены, предъявляются следующие требования: 1. Упражнения в играх должны быть гигиеничны и соответствовать анатомно-физиологическим и психологическим особенностям учащихся конкретного возраста. 2.Необходимо подбирать игры, простые по содержанию, доступные, вызывающие у детей определенный интерес. 3.Важно следить за тем, чтобы физическая и психологическая нагрузки в играх, функциональные сдвиги соответствовали нормальной физиологической кривой. 4. На переменах не следует проводить игры, имеющие остроконфликтный характер, вызывающие чрезмерных игровой азарт. 5. Игры должны содержать упражнения, которые представляют известную трудность, однако преодолимую. Помимо игр, определенных программой, на перемене можно использовать разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической литературы, если они способствуют решению поставленных задач. Важно, чтобы они соответствовали интересам детей, их физическим возможностям, особенностям психического развития. Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть воспитания личности. Основными задачами физического воспитания в школе являются: укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно- необходимым навыкам, воспитание физических и нравственных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, которая выступает как средство укрепления здоровья и метод физического и нравственного воспитания. Игра – это естественный вид живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства. Великий русский педагог К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу. Младший и средний школьный возраст наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания. Использование игры или элементов игры на уроке повышает интерес учащихся к занятиям, время используется полнее, а следовательно, успешнее решаются педагогические задачи. Подвижные игры сочетаются с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и планируются на весь учебный год с учетом сезона и задач, поставленных в каждой учебной четверти. Подвижные игры в соответствии с программой по физической культуре проводятся на уроках с 1 -9 классов. Они применяются с определенными целями, направленными на развитие двигательных умений, навыков и качеств. Распределение игрового материала зависит и от времени года. Осенью и весной, когда уроки проходят на открытой площадке, имеется больше возможностей для проведения игр с метаниями и перебежками. Во 2 и 4 четверти занятия проводятся в спортивном зале, и появляется возможность использования спортивного инвентаря и оборудования зала. Новые игры на уроках разучиваются в основном в конце первой, во второй и в третьей учебных четвертях. В начале первой четверти закрепляется игровой материал предыдущего учебного года. В четвертой четверти закрепляются и усложняются игры, пройденные в текущем году. Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры подчинена общим требованиям, но имеет и свою специфику, которая связана с необходимостью сохранить определенную плотность урока. Это диктует оперативность, четкую продуманность методических приемов, необходимость добиваться того, чтобы все дети, участвуя в играх, получали примерно равную нагрузку. Для этого целесообразно использовать на уроке фронтальный или групповой метод. В первом случае все играют в одну игру( иногда разделившись на 2-3 группы). Во втором случае игры применяются для решения образовательных задач и, одновременно, в классе проходит не одна, а 2-3 игры. Подвижные игры могут проводиться в любой части урока. В подготовительной части главная их задача- организация внимания, разогревание организма, совершенствование различных строевых упражнений. В основной части с помощью игр могут решаться самые различные педагогические задачи, связанные с совершенствованием двигательных умений и навыков. Это игры с активной деятельностью, значительной физической и эмоциональной нагрузкой. Игры с включением элементов техники целесообразно применять в том случае, если эти элементы предварительно разучены. Это важно для осознанного восприятия движений и правильного их выполнения. Задача заключительной части урока – приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока. Поэтому здесь проводятся игры, не требующие большого напряжения и возбуждения. Могут применяться игры на внимание, а также игры с небольшой двигательной активностью. Подвижные игры, рекомендованные школьной программой, подразумевают различный принцип взаимоотношений участников игры и связанную с этим структуру. Их можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет особенности и назначение. К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. Изменчивость игровой обстановки, внезапно возникающие разнообразные условия борьбы за победу требуют от участников этих игр верных решений и быстрых действий, т. Е. проявления выработанных навыков, применяемых в различных условиях и сочетаниях. Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно между собой, нередко применяют различные варианты тактики, но не могут оказывать непосредственное влияние на действия игроков другой команды. Третья группа игр – игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещениями на площадке и выполнением определенных заданий. В игровых эстафетах также нет непосредственного контакта с соперником, однако борьба, как правило, бывает острой и упорной. Все перечисленные выше типы подвижных игр имеют много общего, несмотря на различную структуру. Они регламентированы правилами, действия играющих направлены на достижение условной цели, победа достигается ценой коллективных усилий. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физических возможностей, особенности психического развития. Младший школьный возраст - характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха. У школьников в этом возрасте преобладает предметно-образное мышление. Подвижные игры носят, как правило, сюжетный характер, предоставляя возможность проявить творческую активность. Сравнительно слабое развитие мышечной системы (особенно брюшного пресса и спины) не допускает игры с активным единоборством, переноской и передачей друг другу набивных мячей и других тяжелых предметов. Главное содержание игр - движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом, прыжками, увертыванием, метаниями в цель, преодолением небольших препятствий, требующие преимущественного проявления ловкости и быстроты. Дети лучше сохраняют в памяти наглядно-образное объяснение игр, не любят долго находиться вне игры. Средний школьный возраст – характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. В этом возрасте крепнет костно-связочный аппарат, продолжает развиваться мышечная система. Сюжеты подвижных игр для детей этого возраста символичны и они понимают их условность, но действуют в соответствии с правилами и полной отдачей сил. Дети могут сосредоточиться на нескольких условиях игры, осуществлять контроль над выполнением целой группы правил. Поэтому можно использовать командные игры, где участники вступают в непосредственное соприкосновение с противником. Подвижные игры с большой физической и психической нагрузкой нередко вызывают вспышки резкости, нетерпеливости; важно помнить об этом и не допускать излишнего возбуждения, напряжения. Подростковый возраст – условно называют так, потому что у детей 13 – 15 лет наблюдается особенно интенсивное развитие и перестройка всего организма. Усиленно растет костная система, в связи, с чем дети особенно прибавляют в росте. Продолжает развиваться и мышечная система, хотя она еще отстает от общего роста тела. Главное содержание подвижных игр в 7 -9 классах составляют действия с мячом, прыжками, лазание и перелезание, метание в цель, бег с преодолением препятствий, сопротивление силой, ориентировка в пространстве. Правила в играх более сложные, разрешение игровых конфликтов требует от участников достаточно развитых волевых качеств, тактического мышления. В работе со школьниками 9 -11 классов могут быть использованы игры для учащихся предшествующей возрастной группы. Однако они должны быть усложнены в смысле повышения требований к точности выполнения тех или иных технических приемов. Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям детям с отставанием в умственном развитии, способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально-волевых качеств. Кроме того, подвижные игры, подобранные с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей способствуют оздоровлению, закаливанию, укреплению организма ребенка. | |
Просмотров: 3322 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|