Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Содержание мини-проекта 1.Введение……….3 2. Основное содержание проекта 2.1.Проектная цель проектные задачи........6 2.2.Проетная идея......6. 2.3.Ожидаемый результат........7.. 2.4.Функциональное содержание компонентов данной технологии…7 2.5 Критерии оценки эффективности Модели……. 2.6 Диагностический инструментарий 3. Глоссарий. 4. Литература. 5. Приложения. Введение: • Одно из важных и приоритетных научных направлений исследований в области физического воспитания дошкольников - поиск и обоснование инновационных технологий и методик, построенных на спортивно ориентированных формах организации физического и спортивного воспитания, расширенного применения нетрадиционных средств физической культуры и спорта в целостном процессе развития ребенка (В.К. Бальсевич, 1995; А.Н. Кондратьев, 2005;Л.И. Лубышева, 1995, 2005; В.И. Лях, В.Я. Копылов, 1998). • Возможность модернизации физического воспитания на занятиях физической культуры - включение в содержание звнятия (в вариативную часть программы) нетрадиционных средств, отличающихся большим арсеналом эмоциональных, интересных и доступных движений, окажет эффективное влияние на физическое и психическое здоровье, на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств и двигательно-координационных способностей детей. • Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. • Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. • Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. • Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. • Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ. • Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. • Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДО. Проектная цель: • Разработать Модель здоровьеформирующей технологии, физического воспитания дошкольников Проектные задачи: • обосновать методические предпосылки создания Модели • выделить структурные элементы Модели • определить функциональное содержание компонентов Модели • спроектировать Модель здоровьеформирующей технологии физического воспитания детей. Проектная идея: • Разработать модель здоровьеформирующей технологии на основе комбинаторного подхода: элементов нетрадиционных техник обучения на занятии ФК :психогимнастика, дыхательно-звуковая гимнастика, гимнастика пробуждения, корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия,закаливание(босохождение, контрастное обливание ног, )релаксационные упражнения с использованием музыкального фона точечный массаж «Волшебные точки» и традиционных техник. • Методологические предпосылки проектирования Модели: • Технология рассматривается как качественный системный и динамический процесс, опирающийся на общекультурное развитие дошкольника; как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, определяющая его культурное пространство, выполняющее образовательные, воспитательные и развивающие(оздоровительные)функции; • Содержание инновационной технологии представлено взаимосвязанными организационным и методическим компонентами, которые рассматриваются нами как педагогические условия эффективного использования данного нововведения; • Основной целью здоровьеформирующей технологии является формирование физической культуры личности дошкольника Ожидаемый результат Изменение целевой установки детей на полноценное освоение деятельности по физическому воспитанию, отражающей взаимосвязь оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности учебного процесс. Функциональное содержание компонентов данной технологии: Организационный компонент: Организационные меры содержат набор действий связанных с координацией совместной деятельности узких специалистов (педагог-психолог, логопед, медработник и т.д.) направленных на оптимизацию образовательного процесса: обеспечение адекватного режима, рационализацию всех видов деятельности, оздоровительных мероприятий и т. д. К организационным мерам относятся: составление сетки занятий с учетом времени окончания занятий, включение занятий вариативного компонента (психогимнастика, точечный массаж, гимнастика пробуждения и т.д.) приложение таблица 1 Функциональное содержание компонентов данной технологии: Методический компонент. Методические меры – набор воздействий, определяющий содержание вариативного компонента занятий физического воспитания, нетрадиционные средства и методы обучения с оптимальным сочетанием образовательного минимума. К методическим мерам относятся: разработка учебной программы по физическому воспитанию дошкольников с использованием элементов нетрадиционных техник, определение содержания вариативного компонента (отбор нетрадиционных техник, допустимых для данной возрастной группы детей). Для реализации предлагаемой технологии требуется разработка учебной программы, основанная на современных положениях дошкольной педагогики, возрастной психологии и физиологии, теории и практики физического воспитания, а также основных компонентах (базовом и вариативном). Организационной формой физического воспитания остается модель занятия физической культуры , как наиболее известная дошкольникам. Элементы нетрадиционных техник встраиваемых в занятии в течение учебного года определяются задачами освоения программного материала, в вариативном компоненте все приоритетные средства нетрадиционных техник строятся как законченные микро-, мезо- и макроциклы. Критерии оценки эффективности Модели: - расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, повышенной координационной сложности; - формирование умений и навыков в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения; - расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств; - формирование практических умений, необходимых при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповом взаимодействии посредством подвижных игр и элементов соревнования; - направленность на реализацию принципа вариативности. Диагностический инструментарий 1. Инструктор по физическому воспитанию осуществляет контроль а)Физиометрических показателей: развитием крупномоторных, мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности,организует тестирование по физической подготовке б)Развитие психомоторики: тесты на способность к точному воспроизведению силового и временного параметров движения, сохранению статического равновесия; в)Физическая подготовленность: бег, прыжки, ползанье, лазанье. 2. Медицинские работники диагностируют: Физическое развитие детей антропометрическое измерение (рост, вес, окружность грудной клетки –ОГК)Уровень заболеваемости детей: карта посещения детского сада, статистическая таблица заболевания за год; 3.Воспитатели групп диагностируют знания, умения, навыки предусмотренные программой, наблюдают за поведением ребенка в повседневной жизни. 4.Педагог –психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов особого поведения и эмоционально – волевой сферы, определение концентрации внимания тест «Перепутанные линии» функциональные пробы. Глосаррий Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! Литература 1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. 2. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1. 3. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5. 4. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М. , 2002. 5. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1. 6. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С. 29 – 34. Фомина Н. А. 7. Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 8. Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4. Приложение ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ ЗДОРОВЬЯ Когда лет десять назад кандидат медицинских наук А.А. Уманская предложила свой метод проведения оздоровительного массажа для детей, среди ее коллег-врачей возникло немало споров о его эффективности. Многим этот метод показался слишком простым, не верилось, что, применяя его по несколько минут в день, можно существенно повысить устойчивость организма к холоду, сырости и прочим неблагоприятным факторам внешней среды, а также к вирусам и микробам. Прошли годы, и точечный массаж, разработанный доктором Уманской, вошел в практику педиатров как надежный и общедоступный метод профилактики и лечения респираторно-вирусных и гриппоподобных заболеваний. При систематическом и правильном применении он дает отличные результаты. Точечный массаж – это воздействие на биологически активные зоны, расположенные на коже человека. Как известно, кожа – своего рода «броня», защищающая внутренние органы. Под влиянием инфекции, из-за постоянно идущего размножения вирусов в слизистых оболочках дыхательных путей, лор-органов и пищеварительного тракта защитные свойства кожи нарушаются: она становится проницаемой в первую очередь для электромагнитных полей, в окружении которых мы живем. В кожной «броне» возникает окно, нечто вроде озоновой дыры над Антарктидой, – и тогда в органах, связанных с этими «открытыми» кожными структурами, появляются болезненные изменения. Стимуляция биоактивных зон кожи активизирует выработку в организме собственного интерферона, который, помимо противовирусного эффекта, обладает еще и радиозащитными свойствами: снижает повреждающее действие на человека рентгеновских и других излучений, сопровождающих радиоактивный распад, увеличивает количество полноценных клеток, снижает число хромосомных повреждений в клетках костного мозга, усиливает и поддерживает адаптационные реакции организма в неблагоприятной экологической обстановке. Давайте рассмотрим рисунки, на которых показано расположение этих волшебных точек, предложенных доктором Уманской для проведения закаливающего и оздоровительного массажа. Все предназначенные для массажа точки объединены в девять зон: основные (2–4, 6–8) сосредоточены в области лица и шеи, дополнительные (1, 5, 9) – сзади, у позвоночника, на передней поверхности грудной клетки и на руках. Выбраны эти зоны вовсе не случайно, и вот почему. Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение. Точка 2связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также с тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость инфекционным болезням. Точка 3связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани. Точка 4связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища. Точка 5расположена в области VII шейного и I грудного позвонков. Она связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а главное – с нижним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки нормализует деятельность сосудов, сердца, бронхов, легких. Точка 6связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное – гипофиза. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит. Точка 7связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга. Массаж точки 8положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат. Массаж точки 9нормализует многие функции организма, так как руки человека через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий головного мозга связаны со всеми точками, о которых было рассказано. Вот как рекомендует проводить точечный массаж по схеме Уманской педиатр, опытный врач-реабилитолог С.М. Мартынов, который много лет занимался оздоровлением часто болеющих детей. ...Утро, вы только что проснулись. Потрите сразу же ладонь о ладонь, чтобы как следует их разогреть. Потеплели руки, побежала по ним кровь – можно приступать к массажу. Начинайте в соответствии с нумерацией точек – первая, вторая и так далее. Массаж выполняется таким образом: кончиком указательного или среднего пальца надавите на участок кожи в зоне нужной точки до появления незначительной болезненности. Затем делайте девять вращательных движений по часовой стрелке и девять – против. Продолжительность воздействия на каждую точку – не менее 18–20 секунд. Интенсивность воздействия постепенно увеличивайте. Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе: делают растирающие движения пальцами сверху вниз, от задней поверхности шеи к передней, одновременно двумя руками. Это, в частности, активизирует работу щитовидной железы, что является важным моментом: сегодня на наш организм – впрочем, как и на детский – из-за катастрофически ухудшающейся экологической обстановки ложится непомерная тяжесть, нагрузки возрастают, и для того чтобы противостоять им, нужно, чтобы лучше функционировала именно щитовидная железа. Заодно проделайте разогревающие движения по верхней части груди: ладонью правой руки от левого плеча к правой подмышке и левой – от правого плеча к левой подмышке. Другие симметричные зоны – точки шесть, семь и восемь – массируйте тоже одновременно обеими руками. Сделали массаж себе – принимайтесь за сына или дочку. В общей сложности на две процедуры у вас уйдет не больше пятнадцати-двадцати минут, а пользу принесете себе и ребенку большую: хорошо размяв эти участки тела, вы таким образом быстро мобилизуете защитные силы организма. Если вы обнаружили у себя или у ребенка точки с повышенной или резко пониженной болевой чувствительностью – это сигнал о неблагополучии в организме. Например, если подобное проявилось при массаже точки 1 – возможны «поломки» в системе кроветворения, а также воспаления трахеи и бронхов; если в области второй зоны – у вас непорядок с иммунитетом, и так далее. Значит, эти точки нужно дополнительно массировать через каждые сорок минут до полной нормализации чувствительности. Лучше всего точечный массаж делать не только по утрам, но еще днем (если есть такая возможность) и вечером, то есть не реже чем через каждые пять-шесть часов. Утром для быстрой активизации организма нужно оказывать более сильное давление на кожу. Перед сном воздействие осуществляйте легкими, спокойными, неинтенсивными движениями, и хорошо бы в сочетании с дыхательной гимнастикой. Кстати, такой массаж в вечернее время прекрасно подготавливает ребенка ко сну. Очень важный совет: если, например, в семье есть больные гриппом или произошел случайный контакт с гриппозным больным на улице, в транспорте, в гостях, необходимо количество сеансов массажа увеличить – проводить их через каждые два-три часа. Это значительно повышает иммунитет, и, следовательно, намного меньше вероятность, что ваш ребенок и вы сами заболеете. Точечный массаж противопоказан только тогда, когда в области зон массажа есть гнойничковые поражения кожи, а также родинки, бородавки, новообразования. Многолетние исследования, проведенные А.А. Уманской, доказали, что при использовании только точечного массажа в организме происходит саморегуляция выработки целого ряда биологически активных веществ, в том числе собственного интерферона, комплемента и других «лекарств», с которыми не может конкурировать ни один, даже самый замечательный, искусственный препарат. Точечный массаж не имеет возрастных ограничений – делать его можно и пожилому человеку, и маленькому ребенку. Безвреден массаж для беременных и аллергиков. Детей старшего возраста родители могут научить проводить массаж самостоятельно. Специалисты отмечают, что если ребенок, которому из месяца в месяц делали точечный массаж, вдруг и заболевает, болезнь протекает у него в значительно более легкой форме. Метод Уманской не предполагает мгновенных результатов – он эффективен только при регулярном применении, когда становится такой же привычкой, как чистка зубов. Замечено, что при проведении точечного массажа в течение года удавалось избавить ребенка от аденоидов и других хронических заболеваний носоглотки, например гайморита. Звуковая гимнастика Лечебная физкультура Это полезно знать Звуковая гимнастика - это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. Дело в том, что при произнесении звуков вибрация голосовых складок передается на дыхательные пути, легкие и от них - на грудную клетку. Считается, что такая вибрация позволяет расслабить спазмированные бронхи и бронхиолы и особенно полезна при заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся спазмами: бронхиальной астме, бронхите с астматическим компонентом.Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесении тех или иных звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных - п, т, к, ф, с. Произнося их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных - б, д, г, в, з. Легче всего произносить так называемые сонанты (от лат. sonus - звук) - м, н, л, р. Все звуки нужно произносить строго определенным образом в зависимости от цели звуковой гимнастики, поэтому лучше заниматься под руководством специалиста. Так, при бронхиальной астме и астматическом бронхите жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко, энергично, «возбуждающе», а при хроническом бронхите те же звуки следует произносить тихо (даже шепотом), мягко, успокаивающе. До и после каждого упражнения производят «очистительный выдох» пффф через губы, сложенные трубочкой. С него же и начинают занятие. Другое обязательное упражнение - «закрытый стон» мммм, который выполняют сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени ладонями вниз. Дышать, выполняя упражнения, нужно так: вдох через нос 1-2 секунды, пауза 1 секунда, активный выдох через рот 2-4 секунды, пауза 4-6 секунд. Занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, их продолжительность зависит от вашего самочувствия. Обычно, чтобы получить какой-то эффект, рычать и мычать приходится 2-3 раза в день по 5-25 минут. Звуковая гимнастика при регулярных «занятиях» дает очень хороший эффект. А в некоторых случаях она способна даже снять приступ бронхиальной астмы. Вот какие звуки помогут вам справиться с дыханием: # пффф - 3 раза # ммм - 3 раза и пффф - 1 раз # бррух - 3 раза и пффф - 1 раз # вррух - 3 раза и пффф - 1 раз # шррух - 3 раза и пффф - 1 раз # зррух - 3 раза и пффф - 1 раз # вррот - 3 раза и пффф - 1 раз. Консультация для родителей и педагогов Плоская стопа не только ухудшает осанку человека. Из-за утраты ею функции амортизатора нагрузки на скелет, она способствует предрасположенности к серьезным костным заболеваниям - артритам, остеохондрозам. Бывает, что, начиная учиться в школе, ученик внезапно жалуется на дискомфорт в стопах. И это естественно, ведь у него возрастает нагрузка на позвоночник из-за того, что теперь приходится носить довольно тяжелую школьную сумку. В большинстве случаев эти дискомфортные жалобы (и порождающие их болезненные ощущения) связаны с детским плоскостопием. В первую очередь необходимо определить, есть ли плоскостопие у малыша, или же его нет. Пусть ребенок разуется и намочит ступни ног. Затем попросите его встать на голый пол (в этом случае хорошо, если пол дощатый). Внимательно посмотрите на отпечатки ножек малыша. Отчетливо должны отпечататься пальцы, плюсна, к которой прикрепляются пальцы, узенькой полоской должен быть отпечатан внешний край ступни и пятка. Внутренний край середины ступни не должен быть отпечатан — на его месте должна оказаться выемка в форме полукруга. Если же на полу виден след всей ступни полностью, и внешний и внутренний края середины ступни пропечатаны полностью, это значит, что у малыша плоскостопие — или, попросту говоря, плоская стопа. Незначительный, казалось бы, дефект может, развиваясь в дальнейшем, иметь неприятные последствия. Стопа, не способная сохранять опорно-двигательный аппарат человека в нужном положении, перемещает центр тяжести на менее приспособленные для этого зоны позвоночника и мускулы. В результате чего может деформироваться осанка, появляются болевые ощущения в спине, ногах и пояснице. Что же делать, если у малыша плоскостопие? Прежде всего — не разрешать ему дома бегать в носочках или вязаных «бабушкиных» тапочках, где отсутствует нормальная жесткая подошва. Обувь для дома должна быть подобрана с особой тщательностью. Не рекомендуются шлепанцы - они не оказывают нужного формирующего воздействия на ножку малыша. Необходимы тапочки с мягким верхом, упругой подошвой и небольшим каблучком — сантиметр-два в высоту, но не более, а еще лучше - качественные и удобные босоножки. При выборе повседневной обуви обратите внимание на супинатор — среднюю часть подошвы. Он должен быть ярко выражен, достаточно крепок, но не груб, чтобы исправить дефект ступни ребенка и в то же время не деформировать ножку. Кроме обуви можно посоветовать различные упражнения, оказывающие исправляющее воздействие на стопы. Вероятно, во многих домах есть пороги между дверями в комнатах. Пусть малыш, придерживаясь руками за косяк двери, встанет серединой ступней на порог и перекатывается через него с пятки на носок и обратно. Упражнение проделать сначала два-три раза, чтобы не повредить стопы. По мере привыкания ребенка к упражнению количество проделывания подобных перекатов следует увеличить до десяти — пятнадцати раз. Во многих современных квартирах новой планировки пороги отсутствуют. В таком случае в магазине можно приобрести резиновый коврик для ног с характерным выступом в середине, Коврик весь состоит из резиновых шишечек, и его давление окажет благотворное исправляющее воздействие на стопы малыша при проделывании вышеназванных упражнений. Хороший эффект дает ежедневное упражнение, которые называется «камни в сковородке» для его выполнения действительно понадобятся килограмм — полтора крупных гладких камней и широкая плоская сковородка с низкими бортиками. Лучше, если камешки для этого упражнения вы привезете с юга — морская галька диаметром от 1 до 5 см будет постоянно напоминать ребенку о теплом пляже. Но подойдут и хорошо обточенные камешки с берегов наших речек. В крайнем случае можно воспользоваться обычным сухим горохом. И сковороду лучше взять обычную - старинную, чугунную, а не новомодную аристократку «тефаль». Высыпаем камешки на сковородку, а дальше - дело техники. Сковородку устраиваем возле умывальника. Попросите ребенка, по утрам занимаясь чисткой зубов, стоять не на полу возле ванны, а на камешках в сковороде. Только надо не просто стоять, а переступать с ноги на ногу, делать подошвами перекаты от пяточек к пальцам. Подошвы стоп, разминаясь, получают автоматическое давление на разные участки. И времени это лишнего не занимает, и эффект получается нужный. Закончили заниматься — сковороду задвинули под ванну, и она никому не мешает. Время от времени камешки надо промывать в теплой соленой воде, а сковородку ополаскивать. С теми же камешками можно проделать следующее упражнение. Положите перед малышом несколько колец диаметром от сорока сантиметров и несколько крупных камешков. Пусть малыш босиком сядет на пол или разложенный диван. Дайте ему задание: надо пальцами босых ног поднимать с пола камешки и раскладывать их по кольцам. Упражнение дает потрясающий эффект для разработки ступней. Еще одну тренировку можно производить буквально на ходу. Шагая по комнате, следует выполнять четыре шага обычных, четыре — на носках, четыре - на пятках и четыре — на внешних сторонах ступней. Упражнение позволяет разрабатывать гибкость ступней, не тратя на это специального времени. Для борьбы с плоскостопием можно использовать не только приведенные физические упражнения, но и интенсивный массаж стопы, способствующий повышению в ней кровотока. Благодаря этому мышцы увеличивают свой объем и становятся достаточно сильными, чтобы «стянуть» звенья скелета стопы к центру. При этом образуется нужный дугообразный свод, распрямляющийся при напоре и амортизирующий нагрузки. А это очень важно именно в школьный период, так как последующие 10 лет нагрузки на ребенка будут неуклонно расти и расти. | |
Просмотров: 4367 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|