Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
ЗОЖ и его пропаганда в школе. О состоянии здоровья в режиме дня. Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый и духовно развитый человек счастлив, ибо он отлично себя чувствует. Он способен получить удовольствие в процессе труда, имеет возможность совершенствоваться. О гиподинамии в последнее время много пишут и говорят. Мнение учёных сводится к тому, что именно гиподинамия является одной из главных причин роста частоты и тяжести сердечно-сосудистых и ряда других современных заболеваний. К сожалению, от недостатка движений страдают и дети. По подсчётам учёных, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т.е. сидят или лежат. Выборочные исследования режима дня городских школьников показали, что ежедневная продолжительность учебных занятий в школе и дома составляет в 4-6 классах около 9 часов. В результате нерационального режима отмечается неблагоприятное воздействие учебной нагрузки (как классной, так и внеклассной) на уровень артериального давления и зрение. К этому следует добавить, что гиподинамия при чрезмерном питании с избытком углеводов и жиров ведёт к ожирению. Тучные дети, столь недавно восхищавшие родителей, начинают вызывать у них тревогу: скованные движения, одышка, жалобы на слабость и сердцебиене. Всё это вредит здоровью детей и, следовательно, мешает полноценной учёбе.. Несомненно, эффективным средством борьбы с гиподинамией является физическая культура. К сожалению, два урока физической культуры в неделю могут компенсировать только 11% движений, необходимых по норме. Даже ежедневные уроки физической культуры не могут ликвидировать дефицит движений. Физические упражнения не смогут укрепить здоровье и повысить работоспособность, если не соблюдать режим дня. Режим дня не может быть одинаковым для всех людей без различия возраста, профессии и состояния здоровья. Однако есть общие гигиенические требования, одинаковые для лиц любого возраста: правильное сочетание умственного и физического труда, занятия физической культурой, регулярные приёмы пищи, чередование труда и отдыха. Режим воспитывает организованность, целенаправленность действий, волю, приучает к дисциплине. Физическая культура – это система укрепления здоровья и физического воспитания людей при помощи физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы и мерами общественной и личной гигиены. Одной из главных задач физического воспитания в школе, предусмотренных комплексной программой, является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры на переменах, систематические занятия в спортивных кружках, секциях, внеурочные занятия (походы, экскурсии, спортивные праздники и мероприятия, а также дни здоровья и спорта). Уроки физической культуры проводятся, как известно, по действующей учебной программе два раза в неделю в залах или на открытом воздухе. Оздоровительная роль уроков физической культуры достигается: 1. организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников; 2. подбором упражнений с учётом возрастно-половых особенностей учащихся, их физиологических и индивидуальных возможностей, уровня двигательной подготовленности; 3. адекватностью дозировки упражнений их продолжительности, повторяемости, чередования с отдыхом, степени сложности; 4. обеспечением гигиенических условий; 5. предупреждением травматизма; 6. проведением врачебно-педагогического контроля за занимающимися. Задачи, стоящие перед учителем, проводящим занятия гимнастикой до уроков: 1. помочь школьникам организованно начать учебный день. 2. сократить период врабатываемости организма учащихся в предстоящую учебную деятельность. 3. оптимизировать функциональное состояние важнейших систем организма. Эффективность гимнастики до уроков обеспечивается в том случае, если достигнуто серьёзное отношение к ней учащихся, а также непосредственное участие всего педагогического коллектива. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах. Основные задачи: 1. организовать отдых в процессе учебного дня с целью повышения работоспособности. 2. содействовать формированию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объёма знаний и навыков. 3. содействовать закаливанию организма и повышению уровня физического развития и двигательной подготовленности. 4. способствовать формированию интереса к физическим упражнениям, навыков самостоятельных занятий, сознательной дисциплины, творческой инициативы. Ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня. Задачи ежедневных занятий физическими упражнениями (спортивный час) следующие: * укрепление здоровья; * закаливание организма учащихся; * повышение уровня физического развития; * развитие физических качеств; *повышение уровня физической и умственной работоспособности; * поддержание её устойчивости на протяжении всего учебного года; * совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; * формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Занятия с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп. Задачи физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья: 1. укрепление здоровья; 2. улучшение физического развития; 3. закаливание организма; 4. обеспечение двигательной активности в период всего обучения в школе; 5. освоение основных двигательных навыков и умений; 6. привитие интереса к систематическим физкультурным занятиям; 7. воспитание морально-волевых качеств, культуры поведения. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. ЗОЖ позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. В связи с распространением среди школьников гиподинамии, влекущей за собой целый ряд отклонений в состоянии здоровья детского организма, как функционального, так и органического характера (неврозы, нарушения сердечно-сосудистой системы, моторно-двигательного аппарата, аллергические состояния, нарушения зрения), мед. работники, все учителя школы и учителя ФК должны быть достаточно подготовленными в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физического воспитания с учётом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного контроля, врачебно-педагогических наблюдений и санитарно - просветительской работы. Гармоничное развитие школьников немыслимо без правильного физического воспитания, укрепляющего организм, повышающего жизненные функции. Анализируя ситуацию в школе путём наблюдения, тестирования, анкетирования работы с преподавателями и родителями, выявились проблемы оздоровления учащихся школы, что создало условия для создания и внедрения программы по ЗОЖ. Лишь 5-7 % из общего числа обследуемых учащихся являются здоровыми, а 93-95 % имеют различные заболевания и отклонения в здоровье. Констатация положения позволяет отмечать, что большинством учащихся не соблюдается режим дня школьника. Неправильно организован процесс выполнения домашнего задания. Сон является коротким и неполноценным. Питание не сбалансировано и, порой, не соответствует норме суточной потребности, не всегда соблюдаются правила личной и общественной гигиены. Поэтому необходима поэтапная и планомерная работа в реализации плана действий. Программа по ЗОЖ разработана на перспективу и предложена в качестве плана действий всему педагогическому коллективу, медицинскому персоналу, работникам общественного питания, классным руководителям, преподавателям ФК, учащимся и их родителям. Программа «Здоровый образ жизни субъектов образовательного пространства» реализуется всем педагогическим коллективом школы, учениками и их родителями, конкретными средствами, методами, через систему сбалансированных мероприятий. В течение ряда лет, стараясь разнообразить свою работу, мы проводим уроки и спортивные мероприятия, как в спортзале, так и на спортивной площадке, в городском парке, на Центральном стадионе. Цель проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий: - популяризация спортивных игр; - воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимовыручки; - ведение здорового образа жизни; - увеличение двигательного режима школьников ; - поддержание устойчивого интереса школьников к занятиям физической культурой. Задачи спортивных мероприятий: 1. укрепление здоровья учащихся средствами физической культурой; 2. повышение физической подготовленности учащихся; 3. профилактика вредных привычек (табакокурение, наркомания, СПИД); 4. всесторонняя подготовка к творческому труду и защите Родины; 5. развитие быстроты, выносливости, ловкости, силы, прыгучести. Мы, учителя ФК, стараемся проводить в каждом учебном году как можно больше различных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий различного масштаба. Стараемся вовлечь в эти мероприятия как можно больше количество учащихся. В 2011 – 2012 учебном году в нашей школе были организованы и проведены следующие спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия: - Дни здоровья - Веселые старты - Президентские тесты - Национальные народные виды спорта - Легкоатлетический кросс (сентябрь, октябрь, апрель, май) - Футбол (сентябрь, май) - Шахматы, шашки (октябрь, ноябрь, апрель) - Настольный теннис (февраль, март) - Баскетбол (январь, февраль) - Волейбол (март, апрель) Эстафета «Индустриальная Караганда». Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия 2011 – 2012 учебного года. Мероприятие Фестиваль здоровья-2011«Весёлые старты» Фестиваль здоровья-2011«Весёлые старты» Баскетбол Военизированная эстафета Фестиваль здоровья-2011«Весёлые старты» Фестиваль здоровья-2011«Весёлые старты» Футбол КУСТ 3 место Спартакиада КУСТ ВОЛЕЙБОЛ 1 место Спартакиада ОБЛАСТЬ ВОЛЕЙБОЛ 2 общекомандное место Спартакиада учителей за выход на город ВОЛЕЙБОЛ 2 место Волейбол 9 кл.каз. Қазақ күресі без места Открытый урок гимнастика 5в Открытый урок гимнастика 7а Соревнования по гимнастике Спартакиада учителей волейбол ГОРОД 2 место жен. 3 место муж. Спартакиада учителей баскетбол ГОРОД 2 место жен. 3 место муж. День здоровья Перетягивание каната Футбол на снегу Волейбол КУСТ девочки 1 место Волейбол КУСТ юноши 2 место Баскетбол КУСТ девушки место Баскетбол КУСТ юноши место Волейбол ГОРОД подгруппа девочки 1 место Волейбол ГОРОД финал девочки 3 место День здоровья-2012 Футбол КУСТ Былғары-доп 1997-1998 г.р. 2 место 1994-1995 г.р. без места Весенний кросс в парке Эстафета на призы «Индустриальная Караганда» Олимпийский день 400 м девочки 5 кл. 500 м. мальчики 5 кл. Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают разностороннее положительное воздействие на организм человека: улучшается функциональная деятельность и согласованность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, укрепляется мышечная система, улучшается обмен веществ. В результате повышаются работоспособность организма и его сопротивляемость воздействиям внешней среды. Оздоровительное влияние физических упражнений и спорта на организм ещё значительнее, если они разумно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн. Физическая культура и спорт помогают раскрыть свои силы, увидеть свои возможности. Это могучий источник молодости и здоровья. Занятия физкультурой сказываются на всём облике человека, делают его гармонично развитым, стройным, красивым, укрепляют физические и духовные силы, вселяют бодрость и энергию. | |
Просмотров: 1399 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|