Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Роль подвижных игр в легкой атлетике В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнуто, что очень важно воспитывать молодое поколение физически развитой. Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания широко используются подвижные игры, которые оказывают содействие решению воспитательно-оздоровительных задач. Игровая деятельность имеет особенно важное значение в период наиболее активного формирования характера – в детские и юношеские года. Играясь дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод занимает ведущее место, приобретает характер универсального метода физического воспитания. Следует отметить, что, несмотря на соответствующий уровень системной сформированности подвижных игр, процесс их развития не прекратился, а неустанно продолжается. На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали: А.М. Горький, А.С.Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большого значения игре предоставлял выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф.Лесгафт, считая, что она есть упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Школой подготовки детей к жизни называет игру А.С.Макаренко «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, такой с многих взглядов он будет в работе, если вырастет». [1, с 366]. Формы проявления игры очень разнообразные. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно усовершенствуются и усложняются. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Сложность того, что принято называть «игрой», нагляднее всего обнаруживается при знакомстве с разнообразными теориями, которые объясняют происхождение и значение игры. Учеными выдвинуто великое множество предложений и точек зрения. И все они сгруппированы вокруг двух основных положений. Одни утверждают извечную неизменность игры и ее первичность по отношению к работе. Вторые, наоборот, считают, что именно работа порождает игру и определяет ее развитие. Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования [2, с. 345] . Подвижные игры следует выбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие морально волевые качества и, укрепляют здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений. Анализ уроков учителей физической культуры Алиева В.Т. и Иванова И.Н. по легкой атлетике на темы «Бег с мячиком», «День и ночь», «Бег по прямой дорожке из различных положений», «Челночный бег» дал возможность сделать следующие выводы. Подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила. В процессе игр у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо знает педагогические задачи (воспитательные, оздоровительные и образовательные), которые решаются во время игры, знает анатомо-физиологические и психологические особенности учеников, методику проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий. Большинство подвижных игр имеет широкий вековой диапазон: они доступны детям разных возрастных групп. Наибольшая близость той или другой игры определенному возрасту предопределяется степенью ее доступности. Учителя показывали отдельные приемы и действия, тем самым обеспечили понимание учащимися содержания и правил игры. Обучение детей целесообразно начинать из простых, некомандных игр, потом перейти к переходных и завершить сложными - командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изученным раньше. Это поможет закрепить привычки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовленность. При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от простого к сложному. Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.). Игры, которые состоят из меньшего количества элементов, и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения [3, с. 25]. Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов: - умение доходчиво и интересно объяснить игру; - размещение игроков во время ее проведения; - определение ведущих; - распределение на команды; - определение помощников и судий; - руководства процессом игры; - дозирование нагрузки в игре; - окончание игры [4, с. 132] . Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности. Деятельность играющих подчиняется правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются, прежде всего, содержанием игры. Разность в отношениях разрешает выделить две основных группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры с ведущими и без ведущих. Так же командные игры делятся на два основных вида: - игры с одновременным участием всех играющих; - игры с поочередным участием (эстафеты) [5, 47] . Успешно применяя подвижные игры на своих уроках, мы получили следующие достижения учеников. Из них 3 место в 2011 г. среди девушек в эстафете «Индустриальная Караганда» и 5 место в 2012 г. – приз акима Октябрьского района по легкой атлетике (Гатилов Е.). Таким образом, можно сделать следующие выводы. Благодаря подвижным играм дети, которые занимаются легкой атлетикой, могут достигать желательных результатов на тренировках и соревнованиях, ведь развиваются не только моральные и психологические качества, но и физические, которые помогают достичь желательных результатов. Легкоатлетическая тренировка монотонный процесс, в котором все происходит по определенным стандартам: в спортивной ходьбе опорная нога выпрямлена, таз двигается вокруг своей оси и только так. Если дети будут выполнять все эти упражнения без удовлетворения и заинтересованности, то едва ли они смогут достичь желательного результата. Список использованной литературы 1 Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Под редакцией Новикова А.Д. и Матвеева Л.П., ФиС, 1968 2 А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко Физическая культура. Учебник для бакалавров. М.: «Юрайт», 2012 3 В.И. Ковалько Поурочные разработки по физкультуре 5-9 классы. М.: «Вако», 2009 4 Ж. К. Холодов Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: «Академия», 2011 5 Евсеев Ю.И. Физическая культура. М.: «Феникс», 2008 | |
Просмотров: 1573 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|