Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Методические разработки повышения эффективности урока с элементами баскетбола по развитию двигательных качеств. <br /><br /> Щетинина Ирина Ивановна – учитель физической культуры. Средняя школа № 63 г. Астана. <br /><br /> На уроках физической культуры невозможно научиться безукоризненному выполнению того или другого упражнения, только слушая объяснения учителя или наблюдая за показом двигательного действия на примере. Вместе с тем, отработанная технология обучения двигательным действиям непосредственно не связана с теоретическими знаниями в области физической культуры, которые входят в программный материал и необходимы в будущей жизни школьника. Знания, полученные на уроке с образовательной направленностью по теме "Физические качества человека" и закрепленные в практических действиях, помогут учащимся осмыслить процесс собственного физического развития. Анализируя свои действия, они самостоятельно находят ответы на поставленные перед ними задачи: ознакомиться с физическими качествами и научиться определять направленность двигательного действия по развитию какого-либо физического качества. Содержание урока. Урок начинается с организованного входа в спортивный зал. Затем следует быстрая ходьба, медленный бег, ходьба с выпадами вперед и в стороны, передвижения приставными шагами, ходьба спиной вперед, бег с захлестыванием стопы, ходьба на носках, переменный шаг с подскоком с круговыми движениями рук назад. После этого быстро, за 5-10 секунд, учащиеся организованно разбирают баскетбольные мячи из определенных мест спортивного зала и становятся врассыпную (по точечной разметке пола). Перед выполнением ОРУ кратко подводится итог предыдущей двигательной подготовки: "Мы подготовили к дальнейшим действиям суставы и мышцы ног и включили в работу сердце". 1. Из упора присев, кисти рук на баскетбольном мяче, лежащем на полу, поочередно отставляя ноги назад, принять положение упора лежа Толчком обеими ногами вернуться в и.п. Выполнить 10 раз. 2. Из и.п. лежа на спине, руки с баскетбольным мячом вверх, подняться в сед, достать мячом носки ног. Медленно вернуться в и.п. Выполнить 10 раз Прокомментировать сделанное: "Мы выполнили два упражнения на развитие силы мышц… " (рук, ног, брюшного пресса). 1. Из и.п. о.с. подбросить мяч вверх и, хлопнув перед собой в ладоши, поймать. То же, но выполнить второй хлопок за спиной и т.д. 2. Из и.п. стоя ноги врозь, наклониться вперед, мяч в руках сзади на уровне коленей, бросить мяч вперед между коленями и поймать. Выполнить 10 раз. Делается лаконичный вывод: "Мы выполнили два упражнения и старались выполнить их ...как?" (как можно быстрее). 1. Из и.п. стоя ноги врозь в наклоне вперед перекладывать мяч между ногами по восьмерке. 2. То же с закрытыми глазами. Подводится черта "Мы выполнили два упражнения на развитие координации действий с мячом". 1. Из и.п. сидя на мяче, руки на мяче сбоку, прыжки в приседе. Выполнять до небольшой усталости. 2. Из и.п. лежа на спине, мяч между ступней ног. Медленно поднимать и опускать ноги. Выполнить 10-20 раз. И опять краткий итог: "Мы выполнили два упражнения на развитие... " (выносливости). После выполнения упражнений с мячами проводятся соревнования с акцентом на развитие одного из физических качеств. Соревнование на развитие быстроты <br /><br /> Передачи мячей в парах одним из указанных способов: какая пара быстрее выполнит заданное количество передач. Упражнение выполняют после построения класса в колонну по два. Соревнование на развитие силы Гонки в упряжках на войлочных волокушах. Эту и две следующие эстафеты выполняют четыре команды. В целях безопасности гонки проводят по прямой. Вариант: перемещение волокуши с партнером двумя учащимися. Соревнование на развитие координационных способностей Эстафета с броском в баскетбольное кольцо до попадания. Использовать разные способы броска: одной рукой после ведения или с места, двумя руками от груди с места. Соревнование на развитие выносливости Челночный бег с ведением баскетбольного мяча и перекладыванием кубиков на полу по разметке согласно схеме. Подводя общий итог соревнования и эстафет, определить с учащимися, какое из упражнений направлено на развитие того или иного физического качества. На следующем этапе ознакомления с физическими качествами проводится подготовительная часть урока на тренировку их развития. Для этого согласно карточке-заданию учащиеся по распоряжению учителя устанавливают и раскладывают соответствующее оборудование, и инвентарь Учащимся предлагается самостоятельно выполнять упражнения, условия которых даны в карточке-задании. Эти упражнения распределены в зависимости от их направленности на развитие преимущественно того или иного физического качества (силы, быстроты, гибкости, ловкости) и должны удовлетворять требованиям количественного и качественного критериев. Задача подготовительной части урока: правильно, заданное количество раз выполнить упражнение на развитие всех физических качеств. На развитие силы: прыжки толчком обеими ногами через барьеры из гимнастических скамеек и половинок обручей. Подтягивание себя за веревку, сидя на полу, на коврике (5-6 м); разгибание рук в упоре о гимнастические кольца на высоте 20 см от пола (упор, лежа), сидя верхом на гимнастическом коне с ручками, пролезть под ним и вылезти в сед без касания пола. На развитие выносливости: поднимание туловища с мячом в руках из положения, лежа на спине, ноги закреплены. Броски мяча в кольцо, подвешенное на высоте 160-180 см, двумя руками сверху. Лазание по канату с грузом, освобождение от груза с опусканием его в цель (баскетбольное кольцо); подтягивание на наклонной гимнастической скамейке из положения, лежа на спине. На развитие координационных способностей поворот на 180" из положения "мост" в упор присев (девочки). Стойка на голове и руках (мальчики); повороты на доске (бревно) для фиксации равновесия. Броски мяча на попадание в баскетбольное кольцо, подвешенное на высоте 150 см. Подъем переворотом толчком одной и махом другой (девочки выполняют толчком ногой о дополнительную опору и со страховкой). На развитие быстроты: хлопки в ладоши, отталкиваясь ими от пола, лежа бедрами на гимнастической скамейке; прыжки на скорость со скакалкой с максимально быстрым ее вращением; безостановочные передачи поочередно двух мячей в стену с ловлей после отскока; бросив мяч в кольцо с определенного расстояния, поймать его после попадания. По окончании урока подводим итоги, где положительно оцениваются все ученики и сообща выводится определение каждого физического качества (что такое сила, быстрота, выносливость, координационные способности). "ШКОЛА МЯЧА" (специальные упражнения по баскетболу на развитие двигательных способностей учащихся) Чтобы развивать у юных баскетболистов двигательные способности, в подготовительную часть урока необходимо систематически включать специальные упражнения. В каждом занятии рекомендуется использовать не более пяти упражнений. 1. Лежа на спине, мяч за головой, бросить мяч вверх перед собой и поймать 2. Переложить мяч из руки в руку вокруг туловища в обе стороны, не касаясь тела. 3. Мяч в руках за спиной. Перебросить мяч через голову и поймать впереди. 4. Бросить мяч одной рукой из-за спины через плечо вверх и поймать его двумя руками, одной рукой. 5. Встать на одну ногу, другую поднять вперед, бросить мяч под ногу с наружной стороны вверх и поймать. 6. Вести мяч одной рукой (правой или левой), ударяя о пол через 1, 2, 3 шага 7. Из стойки ноги врозь наклониться вперед, бросить мяч назад - вверх, повернуться кругом, выпрямиться и поймать мяч. 8. Подбросить мяч перед собой вперед-вверх, догнать его и поймать, прежде, чем он упадет на пол. 9. Лежа на животе, мяч на площадке около головы, бросить мяч в сторону - назад. 10. Подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать его; подбросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать его, подбросить мяч вверх, сесть и поймать его сидя, из седа опять подбросить мяч вверх и поймать его стоя 11. Прыгать через препятствия (например, через гимнастическую скамейку), ударяя мячом о пол или подбрасывая и ловя его. 12. У занимающегося два мяча. Одним выполнять ведение, другой мяч подбрасывать вверх и ловить, не прекращая ведения. 13. Бросить мяч по коридору шириной 50 или 100 см как можно дальше (если мяч выйдет за пределы коридора, бросок не засчитывается). 14. Вести мяч, обводя препятствия, справа и слева, кругом. 15. Бросить мяч, стараясь попасть в центр круга, нарисованного на полу. Диаметр круга от 30 до 100 см. Условия выполнения упражнения различные. Так, например, надо быстрее набрать 15 очков с линий броска. Первая линия чертится на расстоянии 3 м, вторая - 4 м и третья - в 5 м от круга. С каждой линии разрешается делать 3 броска. За каждое попадание дается 1 очко. 16. Покатить мяч по полу и догнать его за линией (линия в 8-10 м). 17. Выполнить кувырок на мате и устремиться за мячом, подброшенным вперед-вверх партнером. Поймать мяч после ускорения и вести его, обводя препятствия справа или слева. Затем подбросить мяч вперед-вверх, перепрыгнуть через скамейку, догнать мяч и поймать его до того, как он коснется пола. 18. То же, подбрасывая мяч невысоко над матом, во время его полета выполнить кувырок. 19. Лежать на спине с мячом в руках. По сигналу вскочить, с разбега 3-4 м перепрыгнуть через скамейку, перелезть через гимнастическое бревно, выполнить рывок на 5-8 м, влезть на гимнастическую стенку, коснуться рукой верхней перекладины, спрыгнуть и сделать заключительный рывок к финишу. 20. Подбрасывать и ловить два мяча одновременно. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ БАСКЕТБОЛУ Подвижные игры, используемые при обучении элементам баскетбола. Подвижные игры, используемые при обучении передвижениям: 1. Различные варианты салок. 2. День и ночь. 3. Голова и хвост. 4. Курица и ястреб. 5. Следи за сигналом. <br /><br /> Подвижные игры, используемые при обучении ловле и передаче мяча: 1. Мяч соседу. 2. Передал - садись. 3. 10 передач. 4. Борьба за мяч. 5. Гонка мячей по кругу. 6. Варианты гонок мячей в колоннах. Подвижные игры, используемые при обучении ведению мяча: 1. Вызов номеров. 2. Ведение мяча парами. 3. Различные варианты салок с мячом. 4. Ловец с мячом. Подвижные игры, используемые при обучении броскам мяча: 1. Кто больше. 2. Метко в корзину. 3. Мяч в стойку. 4. Снайперы. 5. Пятнадцать. Подвижные игры, используемые для развития двигательных качеств Для развития быстроты: 1. Догони партнера. 2. Вызов номеров. 3. К своим флажкам. 4. К своим капитанам. Для развития ловкости: 1. Прыгуны и ползуны. 2. Лиса и гуси. 3. Попрыгунчики-воробушки. 4. Все с пола. Для развития силы: Для развития выносливости: 1. Бой петухов. 1. Салка и мяч. 2. Салки цепочкой. 2. Салки цепочкой. 3. Выталкивание в приседе. 3. Перемена мест. 4. Тяни на булавы. 4.Поезда. 5. Переправа. | |
Просмотров: 1255 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|