Главная » Статьи » В помощь учителю » Немецкий язык |
Грамматическая система немецкого языка, является флективно-аналитическим языком с устойчивым порядком слов, обладает своеобразными морфолого-синтаксическими характеристиками, ведущими к необходимости для говорящего при построении любого высказывания сочетать одновременно большое количество трудных грамматических явлений в доном синтаксическом целом ( в словосочетании или предложении). Обучение такому сложному для усвоения студентами грамматическому аспекту подразумевает планомерную организацию процесса обучения каждому немецкому грамматическому явлению и в первую очередь – определение периодов формирования грамматических навыков. В методической литературе, как правило, рекомендуется придерживаться трехэтапной системы обучения любому грамматическому явлению немецкого языка. Наибольшее распространение в методике получила классификация этапов формирования иноязычного грамматического навыка С.Ф. Шатилова: 1) ориентировочно – ситуативный этап, 2) стереотипизирующе – ситуативный этап, 3) варьирующее – ситуативный этап. Некоторые авторы предлагают четырехэтапную систему формирования иноязычного грамматического навыка (Ж.Л. Витлин, Л.И. Карпова). Существуют и более дифференцированные классификации. Однако все варианты этапов формирования грамматического навыка иностранного языка, представленные в методической литературе, означает в сущности одну и ту же последовательность обучения иноязычным грамматическим явлениям: 1) первичное ознакомление учащихся с новым грамматическим материалом, 2) его длительную отработку в большом количестве упражнений и 3) свободное употребление в речи. Именно так строится работа над грамматикой во многих учебниках иностранных языков. Как правило. В какой – нибудь раздел учебника включается новый грамматический материал, который усиленно обрабатывается учащимися в рамках именно данного раздела. Подразумевается, что после отработки данного этого иноязычного грамматического явления учащиеся смогут широко употреблять данный грамматический материал в речевой деятельности. Конечно, интенсивная отработка новой для учащихся грамматической конструкции иностранного языка может обеспечить значительную степень ее усвоения, если при этом новый грамматический материал употребляется ими преимущественно в речевых заданиях. Но применительно к немецкому языку, обладающему трудной для русскоязычных учащихся грамматической системой, вряд ли можно надеяться, что школьники овладеют новым грамматическим явлением только на основе такой интенсивной отработки. В каждом следующем разделе учебника при появлении новых грамматических тем предыдущий грамматический, сочетаясь с новым, может снова потребовать интенсивного обучения, так как усложняются условия формирования грамматического навыка и создаются новые трудности для учащихся, часто ими самими ( без помощи учителя) непреодолимые. Следовательно, применительно к обучению немецкой грамматике более целесообразным является иной подход к определению этапов обучения грамматическим явлениям. На мой взгляд, представляется продуктивным использование следующих трех периодов формирования грамматического навыка немецкого языка: 1) доспециальный, 2) специальный, 3) постспециальный (Э.А. Писарницкая, С.Ю. Галицкая). Соответственно данной классификации интенсивная отработка каждого грамматического явления немецкого языка осуществляется в рамках второго – специального периода обучения. Доспециальный период необходим для того, чтобы в некоторой степени упростить будущую работу над грамматическим явлением в специальном периоде. Постспециальный период обучения означает дальнейшее усвоение учащимися грамматического явления. Остановимся более подробно на каждом вышеназванном этапе формирования грамматического навыка. Доспециальный период. Учитывая тот факт, что в специальном периоде обучения учащимся приходится, как правило, сталкиваться с многочисленными формами немецкого грамматического явления, целесообразно познакомить их с некоторыми из этих форм в доспециальном периоде обучения. Эти грамматические формы могут быть включены в тексты для чтения или в речевые задания и сопровождаются грамматическим комментарием, минимально необходимым для понимания учащимися нового грамматического явления в тексте или для возможности его употребления в речи. Полностью грамматическое правило пока не предъявляется, внимание учащихся акцентируется лишь на определенных особенностях употребления и формообразования конкретного грамматического материала. Например, до целенаправленного изучения модальных глаголов в специальном периоде можно ввести конструкции: Ich will ….., Was willst du? , которые могут употребляться учащимися всякий раз, когда у них возникнет потребность выразить свое мнение по какому-нибудь вопросу или обсудить чьи-то желания. Позже – в специальном периоде обучения добавятся новые формы модального глагола wollen. Таким образом, доспециальный период формирования грамматических навыков немецкого языка необходим в первую очередь для того, чтобы дать возможность учащимся постепенно овладевать трудностями немецких грамматических явлений. В доспециальном периоде обучения целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на определенных особенностях образования и употребления немецкого грамматического явления, но и на конкретных грамматических связях слов. Формирование грамматических связях слов у учащихся целесообразно осуществлять с помощью игры. Например: «Давайте поиграем!» Учитель знакомит учащихся с условиями игры: «Я буду называть слова, обозначающие людей, птиц или зверей, а вы будете повторять эти слова, а также называть другие слова, обозначающие действия. Например, я называю слово “Der Hund”, вы добавляете к нему еще слово “Der Hund spring”. Когда я называю “Die Hunde”, вы – “Die Hunde springen ”. Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что в словах, обозначающих того, кто совершает действие, есть сигналы, по которым можно определить: одно лицо или несколько лиц совершают это действие. На вопрос преподавателя: «Какие же это сигналы?», учащиеся отвечают, что для одного лица это сигналы der,die,das, для нескольких лиц – die, и то, чем заканчивается слово. Зная формы существительных в единственном числе и их варианты во множественном числе, учащиеся должны в результате такой игры сделать вывод, что от формы существительного зависит форма глагола. Понимание учащимися грамматических связей слов при включении в высказывание любого грамматического явления немецкого языка имеет большое значение для эффективности усвоения соответствующего грамматического материала. Для немецкой грамматики характерно, что при наличии практически каждого грамматического явления разнообразных морфологических форм имеет место их постоянная синтаксическая обусловленность. Другими словами, чтобы построить какую – то нужную для высказывания словоформу, учащимся приходится соотносить ее с другими формами слов, от которых зависит ее построение. Например, формы глагола – сказуемого грамматически связаны с формами подлежащего, формы указательных и притяжательных местоимений зависят формы существительного, существительные в роли дополнений в предложении соотносятся с управлением глагола – сказуемого и т.д. Знание о грамматических связях слов может помочь учащимся не выстраивать каждую форму слова для своего высказывания , а оперировать при конструировании, например, предложений соответствующими словосочетаниями. Поэтому уже в минимальный комментарий относительно новой для учащегося грамматической конструкции немецкого языка целесообразно включать информацию о грамматических связях слов, ее составляющих. Специальный период. Здесь, в рамках конкретного параграфа учебника, происходит интенсивная обработка уже в некоторой степени знакомого учащимся грамматического явления немецкого языка, но уже во всех грамматических формах в процессе выполнения учащимися различных грамматических действий на основе соответствующего правила. Грамматическое правило не дается в готовом виде. Преподаватель ставит такие вопросы учащимся, которые подталкивают их к созданию нового для них грамматического правила. В качестве наглядности учащимся представляется определенная грамматическая модель. Например, объяснение грамматического явления немецкого языка “Futurum” можно осуществить следующим образом: Для выражения действия в будущем времени используется следующая конструкция: Ich werde meine Hausaufgaben am Abend machen. - Найдите в данном предложении сказуемое (ученик: werde machen). - Сколько слов содержит сказуемое? (ученик: два – werde и machen). - Назовите начальные формы этих слов (ученик: werden и machen). - от чего зависит форма вспомогательного глагола “werden”? (ученик: от Фомы подлежащего). - В какой форме стоит вспомогательный глагол “werden”(ученик: в форме1-го лица единственного числа Prasens ). - В какой форме стоит основной глагол «machen»(ученик: в начальной форме). - Где расположены глаголы, составляющие сказуемое? (ученик: глагол werde – на втором месте, глагол machen – на последнем ). - Где расположены второстепенные члены предложения? (ученик: между двумя глаголами). - Как называется такая конструкция? (ученик: рамочная конструкция). Таким образом, отвечая на предложенные вопросы в процессе анализа типового предложения, в котором специально выделены глагол – сказуемое и содержание глагольной рамки, учащиеся осознают особенности построения предложения, включающего новое для них грамматическое явление немецкого языка “Futurum”. С помощью представленного таким образом грамматического правила учащиеся осознают, что “Futurum” означает будущее время , что это аналитическое грамматическое явление, что образуется оно с помощью двух глаголов: вспомогательного глагола warden и основного глагола , что вспомогательный глагол изменяется соответственно форме подлежащего, что оба глагола образуют в предложении рамочную конструкцию. Грамматическое правило, представленное учащимся в виде наводящих вопросов , можно назвать аналитическим правилом, так как новая информация осознается учащимися в процессе их самостоятельной аналитической деятельности под руководством преподавателя. В специальном периоде обучения грамматическое явление следует отрабатывать по единицам обучения, отказавшись от идеи глобального усвоения грамматического явления сразу во всех его трудностях. Овладение им проходит постепенно по частным трудностям (единицам обучения). Учитывая многочисленные морфологические и синтаксические особенности немецкой грамматики, целесообразно практически каждое грамматическое явление разделять на единицы обучения и отдельно предъявлять их учащимся с помощью модели и правила. Например, единицами обучения для грамматического явления «Множественное число существительных» будут разные типы множественного числа существительных, для грамматического явления «Склонение прилагательных» соответственно – различные типы склонения прилагательных. Для усвоения учащимися какой – то временной формы глаголов целесообразно определить единицы обучения, исходя из группирования немецких глаголов по их общим характерным особенностям. Например, для грамматического явления “Prasens” можно определить следующие единицы обучения: “Prasens слабых глаголов без приставок и с неотделяемыми приставками”, “Prasens сильных и слабых глаголов с отделяемыми приставками”, “Prasens модальных глаголов”, “Prasens возвратных глаголов”. Каждую единицу обучения грамматическому явлению немецкого языка следует отрабатывать в разных типах предложений. Сначала практически одновременно в простых повествовательных предложениях с прямым и обратным порядком слов, в вопросительных предложениях и в отрицательных предложениях, затем в сложносочиненных, а после этого уже в сложноподчиненных предложениях. В рамках специального периода обучения необходимо осуществлять отработку грамматического явления в условиях противопоставления (чередования) единиц обучения друг с другом, а также противопоставления данного грамматического явления с другими, изучавшимися ранее грамматическими явлениями, входящими с ним в одну систему противопоставляемых. Например, первую единицу обучения грамматическому явлению “Prasens” следует противопоставлять с другой единицей обучения: “Prasens сильных глаголов без приставок и с неотделяемыми приставками”, затем противопоставлению с предыдущими двумя будет подвергаться следующая единица обучения: “Prasens сильных и слабых глаголов с отделяемыми приставками” и т.д. Одновременно следует противопоставлять грамматическое явление “Prasens” с другими глагольными временными формами, особенно если такое противопоставление характерно для естественной речи: Prasens и Perfekt, Prasens и Futurum. Противопоставлять следует также разные типы предложений. Целесообразно осуществлять и противопоставление разных морфологических форм одного грамматического явления. В рамках специального периода следует осуществлять обучение грамматическому явлению немецкого языка в условиях взаимоинтеграции грамматического материала, взаимоинтеграции грамматики и лексики, а также в процессе интеграции грамматического явления во все виды речевой деятельности. Прежде всего, следует создать условия для обеспечения взаимоинтеграции изучавшихся школьниками ранее и новых для них грамматических явлений, если это коммуникативно оправдано.Например, новое для учащихся грамматическое явление «Склонение прилагательных» употребляется в предложении с грамматическим явлением «Склонение существительных», благодаря чему уже в значительной степени усвоенные учащимися сочетания существительных с определенными и неопределенными артиклями расширяются соответствующими формами прилагательных. Грамматическое явление «Perfekt» следует, например, сочетать с формами существительных в Dativ и Akkusativ, составляющими содержание глагольной рамки, образуемой частями сказуемого в Perfekt, и т.д. Обучение такой взаимоинтеграции грамматических явлений немецкого языка способствует выведению учащихся на более высокий уровень владения изучаемым грамматическим материалом. Организация процесса обучения студентов грамматике немецкого языка предполагает также обеспечение взаимоинтеграции лексического и грамматического материала, что означает необходимость насыщения грамматических конструкций изучаемой лексики. Лексика, которую учащиеся употребляли в предыдущие годы обучения или в предыдущих речевых темах и ситуациях того же года обучения, должна «пронизывать, по возможности все новые грамматические явления, к изучению которых учащиеся приступили в конкретном параграфе учебника, если использование этой лексики будет коммуникативно необходимо. Точно так же, если грамматические явления, которые учащиеся изучали ранее в других разделах учебника, необходимы и возможны для конкретной речевой темы или ситуации, то новая лексика также должна насыщать изучавшиеся ранее учащимися грамматические конструкции. Взаимоинтеграция грамматики и лексики при изучении учащимися немецкого языка способствует значительному повышению эффективности усвоения учащимися не только грамматического, но и лексического материала . Следует также организовать интеграцию грамматики во все виды речевой деятельности, т.е. обеспечить отработку учащимися каждого нового грамматического материала в текстах для чтения и аудирования, в процессе говорения и в письменной речи. При такой организации обучения грамматике немецкого языка осуществляется более интенсивная деятельность по усвоению учащимися грамматических явлений благодаря всестороннему охвату этого грамматического материала всеми необходимыми анализаторами ( зрительным - при чтении, слуховым – при аудировании, моторным и зрительным – при письме и речедвигательным слуховым – при говорении). В то же время, как известно, деятельность учащегося при чтении, аудировании и письме сопровождается внутренне речевым проговариванием, что также способствует активизации речевой деятельности на основе изучаемого грамматического материала. Постспециальный период. Здесь происходит дальнейшее усвоение учащимися грамматических явлений немецкого языка, употреблявшихся учащимися в речевой деятельности в рамках конкретного параграфа учебника и которое продолжается до окончания их учебной деятельности в колледже. Применительно к немецкому языку нельзя быть уверенным, что к началу постспециального периода грамматический навык, в основном уже сформирован и весь постспециальный период будет посвящен повторению усвоенного. В постспециальном периоде обучения автоматизациянемецких грамматических явлений продолжается. Поэтому более правильно говорить не о повторении изученного, а о дальнейшем усвоении изучавшегося ранее. В этот период учащиеся употребляют в речи грамматический материал в усложненных условиях в процессе актуализации разных видов речевой деятельности. Следовательно,в постспециальном периоде обучения каждому грамматическому явлению немецкого языка целесообразно осуществлять взаимоинтеграцию знакомого и нового для учащихся грамматического материала, взаимоинтеграцию лексики и грамматики, интеграцию грамматических явлений во все виды речевой деятельности. Таким образом, трудность грамматической системы немецкого языка обуславливает специфику периодов обучения грамматике в среднем образовательном заведении. Доспециальный период обучения каждому грамматическому явлению немецкого языка призван обеспечить восприятие и осознание учащимися некоторых особенностей нового для них грамматического материала. В специальном периоде обучения происходит интенсивная отработка в речи учащихся данного грамматического явления, включая и другие грамматические формы. Постспециальный период обучения следует рассматривать не как период повторения уже усвоенного учащимися грамматического явления, а как период его дальнейшего усвоения. Для эффективности овладения грамматикой немецкого языка требуется, следовательно, четкая, планомерная организация учебного процесса. Источник: http://Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку .- М., 1986.Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методики обучения | |
Просмотров: 2572 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|