Главная » Статьи » В помощь учителю » Немецкий язык |
Материал к конкурсу по воспитательной работе 31.01.2014 г. Тема: «Духовно-нравственное воспитание студентов 3-го курса на уроках немецкого языка» * * * * * * Воспитание, согласно давнему толкованию значения слова – это ЗАБОТА О ДЕТЯХ!!! Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. Педагогический процесс - это процесс, в котором воедино соединены "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание" Это раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания. Обучение может рассматриваться изолированно от воспитания, но лишь условно (для удобства раскрытия его сущности). Ведь при обучении наряду со знаниями и умениями, неотъемлемы и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, и творческая деятельность и т.д. Что касается деления или классификации всей воспитательной деятельности на виды, то это также относительно у с л о в н о. Например, невозможно рассматривать физическое воспитание без сочетания с воспитанием
И, наоборот, прививая духовно-нравственные нормы, нельзя не учитывать физические возможности (длительное принужденное просиживание за партами и пр.), когда, несмотря на желание внимать, физические возможности на данный момент ослаблены. А также, как само собой разумеющееся, сосуществуют при этом аспекты эстетики, этики, гражданской позиции. В тоже время имеются специфические отличительные особенности преподавания и воспитательной работы. Воспитательная деятельность в отличие от обучения – процесс, не ограниченный временными рамками для решения той или иной поставленной задачи!!! Воспитание – системное воздействие на воспитуемого в специально созданной воспитательной среде с целью решения задач гармоничного развития личности. Под определением гармонично развитой личности понимается духовно-нравственное и физическое развитие человека. * * * * * Современная педагогика уделяет особое внимание формированию мотивации (побуждение) к учебной деятельности, а также к самовоспитанию. Мотивация - залог эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, интереса к познавательной деятельности, равно как и к изучаемому предмету – в данном случае к немецкому языку. Мотивация является результатом духовно-нравственного воспитания!!! В этой связи неоценимую помощь педагогу оказывает страноведческий материал, расширяющий кругозор, формирующий соответствующее нравственным нормам отношение к окружающему миру, к познавательной деятельности. Подбор и использование страноведческого материала не должны быть спонтанными. Желательны логика, связь с изучаемой темой, как дополнение к ней. Для полноты впечатления, параллельно, в связи с темой, расширять рамки горизонта, например, знакомить с именами знаменитых людей, сообщать дополнительно (дозированные) сведения о них, результатах их деятельности (картины, музыка и пр.). Не менее важным является «фактор актуальности». То есть, наряду с информацией исторической («статичной») живой отклик и интерес представляет информация, связанная с реальными современными событиями (или относительно «неустаревшими»). Это дает обучающимся возможность так называемого «соучастия» - ощущать себя отнюдь не сторонними наблюдателями современной жизни, а в ее русле - современниками. Немало забот представляет так называемая «подача». Кроме внешнего эффекта (зрелищность, качество наглядности, форма – презентация или др.) важно не злоупотреблять объемом информации, не изобиловать сложными или типичными оборотами, а адаптировать к уровню знания, но с некоторым дополнением незнакомого, «полезного». Для полноты впечатления и понимания сказанного приходится дополнять переводом. Интерес к теме и как фактор закрепления знания поддержат так называемые «развлекательные задания». Например, работа в парах - составить ребус, рифмы, а также рукотворчество. При этом обеспечивается также связь с задачами физического воспитания, а именно – создание «здоровьесберегающей» среды (воспитанники в результате смены задания активизируются, поворачиваются друг к другу, привстают и пр.) На 3-ем курсе в связи с календарным планом был использован страноведческий материал, который удачно дополнил и продолжил тему в конце 2-го курса “Die deutschsprachigen Länder” («Страны немецкого языка»), которые на пространстве Евросоюза образуют свой мини-альянс, с названием, заключенном в аббревиатуре D-A-CH-(L), что в буквальном переводе означает «Крыша», (объединенные под одной «крышей»). Языковой материал о странах немецкого языка логично связывает и дополняет информация по страноведению - о культурной жизни этих стран. В частности, акция «Парад коров из Швейцарии», аналогичная акция «Хоровод медведей в Берлине» с расширением границ акции – визитом в столицу Казахстана Астану – с конкретным лозунгом-призывом «Давай подружимся!» Учитывался и «фактор актуальности» - взаимоотношения европейских стран и их дружественные контакты со странами Азии, в частности с Казахстаном. Для полноты впечатления, параллельно, в связи с темой акций, были сведения о знаменитых художниках, их творчеству были посвящены сюжеты оформления образов: Густав Климт (Австрия), его картина «Поцелуй» Сальвадор Дали, Пабло Пикассо (Испания). Попутно со знакомством со знаменитостями прошла тема об отношении человека к «любимому» домашнему животному (текст и тест). Сюжет рассказа поучителен: такса по кличке Лумп на протяжении многих лет была любимым домашним животным Пабло Пикассо – автора всемирно известного символа мира–Белого Голубя. Но когда собака занемогла, она была хладнокровно «вычеркнута» своим знаменитым хозяином из жизни… композитор Ричард Вагнер (Германия) также стал известен на уроке в связи со знакомством с достопримечательностью Германии - замком Нойшванштайн в Альпийском предгорье. Он построен в унисон с идейным направлением творчества композитора, как декорация к его произведениям, так волновавшим автора 8 Чуда Света (согласно спискам ЮНЕСКО) Баварского короля Людвига II. * * * * * Как форма «подачи» была выбрана «Презентация», как не только доступное, но и максимально соответствующее задачам и возможностям (элементы анимации и пр.) средство наглядности. Также был подготовлен раздаточный материал в цвете (тексты для самостоятельного прочтения и пересказа). В качестве вспомогательного материала и для закрепления были подготовлены «развлекательные задания». А именно: творческое задание – эскиз для раскрашивания заготовки-формы (для «Парада Коров» в Швейцарии и Хоровода Берлинского медведя Buddy-Bär) - как фактор не только активизации, но и «соучастия» в культурном мероприятии «Давай подружимся!» вырезывание и склеивание модели замка – достопримечательности; | |
Просмотров: 828 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|