Главная » Статьи » В помощь учителю » Немецкий язык |
Областной департамент образования ГУ Качарская средняя школа Учитель немецкого языка Штангеева Н.Е. Нестандартные формы работы на уроке иностранного языка В обучении любому иностранному языку интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащихся. При подготовке к уроку я соблюдаю главный принцип: «Мне самой должно быть интересно». И тут на помощь приходит нестандартная методика, т.к. она отрицает авторитарность преподавания, помогает учить детей в общении. Многое, безусловно, зависит от учителя. Насколько хорошо он будет общаться с учениками, настолько успешно будет осуществляться процесс обучения и воспитания. Ведь общение – это необходимое условие формирования и развития личности. Для учителя иностранных языков эта задача усложняется тем, что надо научить детей общаться на иностранном языке, что не так-то просто претворить в жизнь. Ведь дети находятся не в условиях языковой среды. На успех поставленной задачи влияют множество факторов. Но самым важным, на мой взгляд, является умение учителя мотивировать учеников к изучению выбранного иностранного языка, стало быть, вызвать у них интерес и желание работать на уроке. В своей работе я руководствуюсь следующими принципами: дети по своей природе любопытны, они всегда активны, способны воспринимать новый материал при обучении иностранному языку всеми своими чувствами, т.е. слушая, читая, рассказывая, списывая с доски. Потенциально они всегда готовы говорить на иностранном языке уже на самых первых уроках. Чтобы сделать урок увлекательным и эффективным, я стараюсь использовать активные формы обучения: работу в парах, группах, ролевую игру, проектную работу. Для достижения поставленной задачи необходимо правильно строить план урока. В нем всегда присутствуют четыре момента: Was? – тот материал, который необходимо предъявить на уроке Wozu? – цель, которая преследуется при этом; mit welchen Mitteln? – какими средствами можно достичь поставленной цели; Sozialformen – каким образом будет осуществляться работа на уроке для достижения результата (парная работа, групповая работа, ролевая игра). Другим, не менее важным фактором, позволяющим обеспечить успех на уроке, является выбор тем. Детям необходимо давать аутентичный, соответствующий их возрастным особенностям учебный материал. Этот учебный материал дается в виде структур и образцов, которые учащиеся уже с первых уроков смогут использовать в маленьких сценах и минидиалогах. Детей можно увлечь, но долго удержать их внимание, даже если упражнения нестандартные, сложно. Необходимы такие формы работы, как движение, рифма, мимика, ритм, музыка, пение. Это позволяет снять напряжение, удержать внимание детей и создать непринужденную атмосферу. На примере игровых упражнений в работе над лексикой и грамматикой я хотела бы показать, как сделать урок увлекательным и снять напряжение на уроке. В работе над датой, к примеру, на I-ом этапе урока использую такую считалку: «Der 12. November» на крыше живёт, «Der 12. November» ириски жуёт, «Der 12. November» скучать не привык, «Der 12. November» большой озорник!». Дети с удовольствием повторяют считалку хором за учителем. Затем я прошу учеников индивидуально назвать дату. Большинство из них дают после такого упражнения безошибочные ответы. Для закрепления и активизации лексического материала большим подспорьем в моей работе становятся языковые игры. Усвоение лексических единиц очень важно в обучении языку. Ведь от того, насколько широк запас слов, в дальнейшем зависит понимание иностранной речи. 1) Для закрепления введенной лексики использую игру “Bingo”. Ученики, выигравшие в “Bingo” зачитывают слова, переводят их, затем составляют маленькие предложения. 2) «Кто больше запишет новых слов по теме по памяти?». Время регламентировано, оно зависит от количества контролируемых слов. 3) Контроль лексики может быть организован в три этапа: а) новые слова написаны на доске в течение нескольких минут дети повторяют слова: учитель закрывает доску и предлагает эти слова написать по памяти; б) на доске список слов: учитель читает слова, дети хором повторяют за ним; затем предлагается написать слова по памяти, те слова, которые учитель не читал; в) в списке слов присутствует определенный принцип, например, степени сравнения прилагательных или основные формы глаголов. Зная эти правила грамматики, учащиеся легко восстановят необходимый список слов. 4) Игра “Schreibmaschine”. A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Я говорю детям, что с моим компьютером происходят странные вещи: иногда вместо букв он выдает мне только цифры. Обращаю их внимание на то, что каждой букве алфавита соответствует цифра. Заодно появляется возможность повторить числительные. Я диктую числительные, дети записывают их на слух и затем расшифровывают слова: 16, 1, 21, 19, 5 P A U S E 5) Игра «Резидент-шифровальщик». Учитель – резидент, ученики – шифровальщики. Диктую буквы алфавита, учащиеся записывают их на слух, затем зачитывают и переводят зашифрованное слово. 6) “Buchstabensalat” – салат из букв. Учитель диктует букву в неправильной последовательности. Учащиеся должны написать и затем прочитать слова правильно: REUTPMOC, ROTPS → COMPUTER, SPORT 7) Изучив тему: «Ориентируемся в пространстве» и наречия links, rechts, oben, unten, hinten, vorne, учимся читать слова, зашифрованные в следующих пиктограммах A U S “Links ist ein “A” Das ist ein HAUS! Rechts ist ein “H” Oben ist ein “U” Unten ist ein “S” Was ist das? “Links ist ein “U” In der Mitte ist ein “T” und ein “A” Unten sind zwei “O” Das ist ein AUTO! 8) Игра “Wo ist die Tafel?” “Wo ist das Fenster?” Ученик выходит к доске, учитель завязывает ему глаза. Класс хором считает: «Eins, zwei, drei!” При этом учитель вращает ученика вокруг себя, т.е. заставляет его повернуться. На счет «drei, vier….” ученик останавливается. Учитель задает вопрос: “Wo ist die Tafel, links oder rechts?” Ученик строит предложение, используя наречия “links”, “rechts”, “oben” и т.д. 9) Усвоение лексики с правильным артиклем. а) колода карточек на парте; ученик берет карточку и называет артикль написанного слова. Тот, у которого больше карточек, выигрывает. Здесь необходим контроль со стороны учителя. б) можно работать в группах по 3 или 4 человека. Для игры нужен кубик, на гранях которого написаны артикли: der, die, das. Игра называется “Ein Glücksspiel”. Ученики по очереди бросают кубик и берут карточку. Если род слова совпадает с артиклем на грани кубика, то он оставляет карточку себе. Если нет – откладывает её в сторону. Выигрывает тот, кто наберёт больше карточек. *В другом варианте карточки лежат лицевой стороной вверх. Ученик бросает кубик и выбирает ту карточку, которая совпадает с родом на грани кубика. 10) Мы строим ассоциограмму по теме “Wortkamm” – словесный гребень. Пишем слова по теме «Германия», они должны начинаться этими буквами. D ↓ E ↓ U ↓ T ↓ S ↓ C ↓ H ↓ L ↓ A ↓ N ↓ D ↓ Deutsch Europa U-Bahn Treptow-Park Schwerin Schwerin Schwerin Leipzig Alpen Niedersachsen Düsseldorf 11) После пройденных тем ученики подбирают слова по темам: “Lebensmittel”, “Möbel”, “Kleidung”, “Beruf”, “Stadt”, “Länder”, “Flüsse”, “Person”. Подобранное слово должно начинаться с одной и той же буквы, например, с “R”. Lebensmittel Möbel Kleidung Beruf Stadt Länder Flüsse Person Reis Regal Rock Reinigerin Rom Rumänien Rhein Robert 12) Назовите слова, в которых присутствует слово “Ei”. Nein, frei, eins, Reis, heiβ, klein. 13) Игра-пантомима. Два ученика стоят у доски. На доске написаны слова: Banane Zug Suppe Suppe Computer Flugzeng Класс разбит на 2 команды: одна помогает первому ученику, другая – второму, мимикой и жестами, показывая какие слова написаны на доске. Выигрывает тот, кто назовет правильно слово по-немецки. Ученики стоят спиной к доске и не видят написанные слова. 14) Подвижные игры. Дети стоят в кругу, выполняя движения под музыку или двигаясь по классу. Учитель неожиданно останавливает музыку и говорит “Stop!”. Учащиеся кладут руку на плечо рядом стоящему партнеру и задают вопросы: “Wie heiβt du?”, “Wie alt bist du?”, “Was ist dein Hobby?”, “Was ist dein Vater von Beruf?” 15) Учитель ставит 3 стула и предлагает 1-ому учащемуся сесть на стул и назвать слово по теме “Die Familie”, например: “die Mutter”; второй садится на другой стул и называет сам второе слово по теме, например: “der Vater”; третий ученик садится на 3-ий стул и называет третье слово по теме, например: “das Kind”. Первый встает и говорит: “Ich nehme das Kind” (он делает выбор). Затем они оба встают и уходят. Оставшийся произносит фразу: “Ich bin der Vater”. Игра продолжается: второй и третий ученики занимают свободные места и подбирают слова по теме. 16) Ролевая игра по теме “Berufe”. Учитель раздает картинки с изображениями известных людей: Н. Назарбаев, Маргарет Тэтчер, королева Англии Елизавета, Л.В. Бетховен, М. Плисецкая. Ученики представляют этих людей, рассказывают о них, выступая от их имени. На карточках дана информация об этих личностях. Необходимо составить маленькие сообщения, например: Ich heiβe L.W. Beethowen. Ich komme aus Deutschland. Ich bin Komponist. 17) Wechselspiele – работа в парах. Два ученика получают по карточке. Каждый должен, заполнить недостающей и информацией свою карточку, задавая вопросы своему партнеру. Необходимая информация есть у каждого ученика на его карточке. Происходит взаимный обмен информацией, при этом учащиеся активизируют свои знания, задавая вопросы и отвечая на них. Frage deinen Partner / deine Partnerin nach den fehlenden Informationen. Beispiel: Wie heiβt der Vater von Brigitte? Blatt B Brigitte Manfred Iris und Jens Vater: Name Rüdiger Lang Alter 55 Beruf Pilot Mutter: Name Helga Fischer Veronika Lang Alter 60 47 Beruf Hausfrau Onkel: Name Kurt Becker Niko Renner Alter 67 39 Beruf Lehrer Fernfahrer Wohnort Hamburg Blatt A Brigitte Manfred Iris und Jens Vater: Name Rolf Kunze Karl Fischer Alter 65 47 Beruf Grafiker Bankkaufmann Mutter: Name Inge Kunze Alter 53 Beruf Ministerin Ärztin Onkel: Name Heinz Kleist Alter 58 Beruf Optiker Wohnort Bremen Berlin Далее я просто перечислю игры, которые использую в работе: а) Wir nehmen ein Interview б) Wir spielen “Detektiv” в) Wir spielen “Domino” г) “Schiffe versenker” – «Морской бой» д) Spiel “Vorhersagerin” – “Предсказательница» е) Игры с числительными. В работе над грамматикой стараюсь также использовать игры разного характера. В зарубежной грамматике этот принцип называют “Versteckte Grammatik”, т.е. «Завуалированная грамматика». 1) Работая над предлогами, использую считалки для быстрого усвоения предлогов, которые используются с винительным падежом, например: Fudoge, Fudoge macht immer Yoga ist exclusiv und bestellt nur den Akkusativ. Wer ist Fudoge? P.S. F – wie für U – wie um D – wie durch O – wie ohne G – wie gegen E – wie entlang 2) Работая над родительным падежом (Genitiv), предлагаю ученикам построить предложения типа: Die Katze meiner Schwester ist aktiv, bescheiden, charakterlos, dumm и т.д. Каждое прилагательное называется в алфавитном порядке: а – aktiv, b – bescheiden, c – charakterlos, d – dumm. При этом тренируем Genitiv – meiner Schwester, meines Vaters, meiner Nachbarn. 3) Игра “Kojugationsschlange” Каждый ученик получает лист с изображением «змейки», на которой написаны изученные глаголы. Ученик бросает кубик на гранях, которого написаны личные местоимения: ich, du, er, sie, es, wir, ihr, sie, Sie и спрягает глаголы по порядку. 4) Дети стоят в кругу. Учитель называет глагол, выполняя движения (руки на плечи, вверх, вниз) и называет основные формы глагола: fahren –fuhr – gefahren. Затем ученики по очереди называют глаголы и их основные формы. Далее учитель бросает мяч кому-либо из учащихся и называет предложение в Perfekt: “Ich habe im Sommer viel gebadet”. Ученик, поймав мяч, говорит: “Ich habe im Sommer Ball gespielt” и бросает мяч другому. 5) Дети сидят на стульях в кругу. На полу карточки с грамматическими заданиями. В центре лежит пластиковая бутылка. Ученик вращает бутылку. Тот, на кого укажет бутылка, берет карточку и выполняет задание на ней. 6) Умения строить правильно предложения или правильно образовывать формы глаголов закрепляю на уроке используя задания “Satzblume” или “Satzrolle. 7) Для того, чтобы внести в урок элемент разрядки и повторить формы повелительного наклонения провожу игру “Lese-Aktionskette”. На карточках заранее пишу разные команды по количеству учащихся, например по теме “Schulsachen”. Карточки раздаю учащимся. Дети внимательно читают задания про себя, а затем начинают выполнять их. Эта игра вносит в урок элемент разрядки. Одновременно учитель имеет возможность закрепить навыки аудирования и понимания прочитанного. При выполнении упражнения учащиеся не должны разговаривать и строго следовать указаниям на карточках. Список игр можно продолжать до бесконечности. Со всеми, у кого эти виды работы вызвали интерес, я готова поделиться идеями и необходимым материалом. Источник: http://Materialsammlung fur Kinderspracharbeit, BIZ, ОИЦ, 2009 г. | |
Просмотров: 5029 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|