Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Немецкий язык

"ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ " Жувак Л.Н. ,учитель немецкого языка
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ"

учитель немецкого языка высшей категории ЖУВАК Лилия Николаевна
ЦЕЛЬ:
Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения, общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе самовоспитания. Основными показателями социализации индивида выступают:
• знание традиционных устойчивых норм поведения;
• представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
• нормативная система этикета
ЗАДАЧИ:
• формировать у воспитанников именно этих компонентов
• разрабатывать действенные, практико-ориентированные методы и средства развития правильного, соответствующего социальным нормам поведения
• создать систему взаимодействия образовательного учреждения, семьи и общественных организаций
• опираясь на роль народных традиций в современном воспитании, необходимо приобщать детей к народным этикетным традициям, к духовным и нравственно-этическим ценностям народа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
 Книжная выставка «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте»
 Интерактивная доска, слайды, фонограммы песен.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: круглый стол
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: социальный опрос учащихся
Вступительное слово классного руководителя: Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней, является гостеприимство, которое относится к общечеловеческим нормам и является положительной чертой цивилизованного общества. Казахи всегда славились своим гостеприимством, которое является неотъемлемой и важнейшей чертой характера степняков. Казах стремится выполнять пять основных заповедей предков, одна из которых - встречать гостя как посланника бога. Это подтверждается поговоркой: "Один из сорока гостей - Кадыр (имя пророка), один из тысячи - Уали (имя пророка)". Гостю стараются угодить, накрывают хороший стол, получают его благословение. В давние времена путники, странствующие из аула в аул, приносили с собой последние новости, весточки от близких и знакомых, тем самым, поддерживая связь между отдаленными селениями. Провожая гостя, хозяева напутствуют его добрыми пожеланиями и собирают в дорогу угощения - саркыт его дорожную сумку. Стремление достойно встретить и угостить человека свидетельствуют о высокой культуре степных традиций. Гостеприимство считалось священной обязанностью. Если же эта традиция нарушалась, гость вправе был пожаловаться хозяевам. Каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его тепло и с радушием встретят в любом месте. Умеешь ли ты принимать гостей? А быть хорошим гостем? Ведь только кажется, что это дело не хитрое. Помнишь, как неудачно сходил в гости к кролику Винни-пух? Опустошил его сладкие запасы и еле вылез из норы. Как ты думаешь, зачем люди ходят в гости? Как ты ведешь себя в гостях? А твои друзья?
Выявление проблемы: ВНИМАНИЕ , ЭКСПЕРИМЕНТ!
Вот заметки двух пятиклассников. Попробуйте поставить себя на мето героев двух маленьких историй и подумайте, как бы вы себя повели.
Пришел,увидел, наследил (с точки зрения хозяина)
Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал все рассматривать и хватать руками.
- Это ваза? Ну-ну!
-Это лампа? Ну-ну!
-А это сушки? – спросил он, загребая в карман горсть сушек.
- Ну, ладно, - сказал он, - я пошел …
И ушел.
«Для чего он, интересно, приходил? – подумал я. – Ведь, кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил.» (Дима Решетов, 5 класс.)
Смешил, шутил, а все надулись (с точки зрения гостя)
Однажды я был у друга в гостях. Там были еще ребята. Н а меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал, кричал во все горло разные смешные глупости жевал конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил. А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Все им должен прощать. (Алеша Шаповалов, 6 класс)
Результаты опроса: МНЕНИЯ : «ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, НАСЛЕДИЛ…»
Выгнать с подзатыльником!
Да чего с таким гостем возиться! Выгнал бы его, да еще с подзатыльником!
(Костя Шубин, 7 класс)
Обсуждение, высказывание мнения учащихся класса
Вывод: Сурово конечно, но, может, справедливо?
Завалить играми!
Я бы предложила этому гостю раздеться, усадила бы его на диван, завалила бы его играми, засыпала бы вопросами и посоветовала бы почитать некоторые книги о правилах поведения. (Настя Савонина, 6 класс)
Обсуждение, высказывание мнения учащихся класса
Вывод: Мне кажется, что это и вправду неплохой способ привести в чувство не в меру активного гостя. Но многие так и ведут себя с гостями, утомляя их своей назойливостью.
Только меня и видели!
Я бы пришла к такому гостю на следующий день и сделала бы тоже самое: «Это ваза? Ну-ну…». Оставила бы грязные следы – только меня и видели! (Таня Матвеева, 6 класс)
Обсуждение, высказывание мнения учащихся класса
Вывод: Ну, и как вам этот способ? Зуб за зуб. Глаз за глаз. Грубость за грубость. Может, это все-таки не самый лучший выход?
«СМЕШИЛ, ШУТИЛ, А ВСЕ НАДУЛИСЬ»
Как же не обидеться?
Алеша удивляется, что все на него надулись? А чему тут удивляться? Он жевал конфеты со страшным чавканьем, чтобы всех рассмешить. А что тут смешного? Это просто бескультурье. Алеша кричал во все горло, а, между тем, гостям, может, хотелось спокойно побеседовать. Как же не обидеться, когда человек своей невоспитанностью портит всем настроение и праздник? (Наташа Васильева, 5 класс)
Гостеприимство Бабы-Яги: А я считаю, что гость может делать, что хочет. Ведь даже Баба-Яга – злодейка из злодеек – и та сначала гостя накормит, напоит, какой он ни есть, и только потом с ним разделается по-свойски. (Стасик Крылов, 7 класс)
Обсуждение, высказывание мнения учащихся класса
Вывод: Может, в чем-то и стоит взять пример с Бабы-Яги. Ведь даже у самого большого злодея есть чему поучиться!
Хозяин должен быть на высоте
Грубость за грубость? Нет, это никудане годится. Хозяин должен быть всегда на высоте. Оставаться вежливым до конца. Тогда и гость исправится. Ведь гость, даже самый невоспитанный, имеет свои вкусы, интересы. Может, он коллекционирует марки или любит читать. Или ему купили щенка. Вот об этом и надо с ним поговорить. Разговор тогда получится интересный, и гость не станет делать глупостей. (Юлия Шлаффман, 4 класс)
Обсуждение, высказывание мнения учащихся класса
Вывод: Пожалуй, Юля права. Хозяин должен все вытерпеть с честью до конца, даже если ему не повезло с гостем.
УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
ЕСЛИ ТЫ ХОЗЯИН …
Любой человек , переступивший порог твоего дома, является гостем, которого следует принять любезно и сердечно.
Если гость зашел больше чем на несколько минут, ты должен предложить ему снять пальто. Причем ты должен помочь ему повесить пальто на вешалку.
Постарайся, чтобы гость поскорей освоился и почувствовал себя, как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место.
Займи гостя беседой, а не изводи упорным молчанием.
Пусть гость сам выбирает тему для разговора. Говорит о том, что ему интересно, а ты поддерживай разговор.
Не оставляй гостя одного на долгое время. А если тебе ненадолго надо отвлечься, непременно извинись перед ним.
Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти удобную, очень тактичную форму, как дать ему это понять.
ЕСЛИ ТЫ ГОСТЬ …
«Наноси визиты не предупреждая, и ты узнаешь, что о тебе думают», - гласит французская поговорка. На самом деле, лицо человека, который тебе в таких случаях открывает дверь, бывает порой очень выразительным, даже если хозяин приветствует тебя словами: «Очень рад, проходи, пожалуйста».
Знай, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство.Поэтому он допустим только в случае крайней необходимости.
Не обманывайся вежливостью хозяина – у него нет иного выхода. Зайди, поговори и быстро попрощайся. И лучше не оставайся на ужин, который, быть может, был рассчитан только на домашних.
Если ты дважды постучал или позвонил в дверь, а тебе не открыли, не следует «ломиться» в дверь, а спокойно уйти, не проверяя, на самом деле хозяев нет дома.
Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, особенно делать критические замечания.
Не выпытывай, что сколько стоило и где куплено, не снимай с полочек украшения, чтобы рассмотреть их со всех сторон.
КОЛЛЕКЦИЯ ХОРОШИХ МАНЕР
ХОЗЯИН ВЕСЕЛ – ГОСТИ РАДОСТНЫ
Когда-то, давным давно на Руси не было еще книг о хороших манерах, да и понятия такого еще не было. А правила общежития людей существовали и закреплялись в пословицах и поговорках – таких точных, что мы можеь до сих пор по ним учиться житейской мудрости. Посудите сами:
 Гостю щей не жалей, а погуще налей.
 В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым.
 Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя стоящего.
 В ногах правды нет.
 Гостям дважды радуются: встречая и провожая.
 Хозяин весел – гости радостны.
 Желанный гость зова не ждет.
 Гость часто за шапку берется – не скоро уйдет.
 Встречают гостя по платью – провожают по уму.
 Незваный гость хуже татарина.
ЧАША С «КАВОЙ»
Гостеприимство составляет выдающуюся черту самоанцев. В деревне имеется особый дом для гостей. В доме каждый чужестранец найдет себе приют и угощение. Тут ему сразу поднесут чашу с «кавой», приготовленную из корней одного растения. Затем гостю приносят всевозможную пищу. Каждый житель, как бы беден он ни был, считает своей обязанностью хоть что-нибудь из своих запасов принести в дар гостю.
С КЕМ ИМЕЮ ЧЕСТЬ ГОВОРИТЬ?
В средневековой Скандинавии обычаи требовали, чтобы хозяин непременно принял гостя, пусть ему незнакомого или даже нежеланного,и вышел его встречать к дверям дома.После приветствия гостю подносили чашу с медом, приглашали располагаться. Лишь усадив гостя к огню, хозяин дома расспрашивал его, куда он держит путь, каковы его намерения. И только после этого хозяин осведомлялся, с кем он вообще имеет честь говорить.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГОСТЕПРИИМСТВА КАЗАХОВ
Ат мингизин шапан жабу
"Ат мингизип шапан жабу" - самый высокий почет. У казахского народа есть прекрасный обычай: дорогому гостю, акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарить коня и накидывать на плечи чапан. Этот обычай продолжает жить и в наши дни. Он - яркий показатель многогранной традиции, культуры казахского народа.
Конакасы
"Конакасы" (конак - гость, ас - угощение). Казахский народ славится своим гостеприимством. Встретить гостя с почетом, угостить его - знак щедрости. Все самое вкусное казахи всегда хранили для гостей. Гостей делили на три вида. "Арнайы конак" - специально приглашенный или приехавший, "кудайы конак" - случайный путник, "кыдырма конак" - специально ждавший и пришедший на угощение. Человека, не давшего "конакасы", штрафовали (штраф - лошадь, верблюд и т.д).
Тизе бугу
Преклонить колено, присесть. Посетивший дом кого-либо, пришедший обязательно должен присесть или хотя бы преклонить колено (тизе бугу). Примета <тизе бугу> - знак почета тому дому. Если пришедший стоя изложит цель посещения и собирается уходить, хозяин может высказать обиду "тигизинди неге букпейсин, биздин уйдин сиыры турегеп турыпп бузауласын дейсин бе?"- "Почему не присядешь, или ты хочешь, чтобы моя корова отелилась стоя?" Среди народа есть поверье, если гость не преклонит колено или не присядет, то корова отелится стоя.
Лау
"Лау"-официальные лица или любой пеший могли попросить в виде транспорта лошадь, повозку, тарантас и т.п. для перемещения из аула в аул. В просьбе никогда не отказывали.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Этикет (однокоренное со словом этика) — (общепринятые) манеры и правила поведения, основанные на красоте жеста и уважительном отношении к другим людям. Зародился во Франции эпохи Барокко. Этикет может значительно отличаться в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды.
Само понятие "этикет" настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение:"Государство - это я". На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".
Этикет - слово французского происхождения ,означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней . В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения,обусловленные общественным строем страны,спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.
Не следует забывать, что нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установлению контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.
Категория: Немецкий язык | Добавил: Businka (2012-09-22) | Автор: Жувак Лилия Николаевна E W
Просмотров: 2067 | Комментарии: 2 | Теги: поведение, этикет, воспитание | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru