Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Тема: «Современное текстильное производство. Процесс изготовления ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани». Цель: 1) Содействовать систематизации знаний о тканях, процессе изготовления и принципе получения ткани; 2) Сопутствовать формированию умений и навыков, определять вид ткани по способу отделки, определять лицевую и изнаночную стороны ткани; 3) Содействовать воспитанию уважения к труду старших поколений. Тип урока: комбинированный. Форма проведения урока: урок-путешествие; приглашение героя Лоскутика. Методы: репродуктивный- беседа, работа с дидактическим материалом, практическая работа, самостоятельная работа; частично-поисковый. Наглядные пособия: коллекции «Хлопок» и «Лён»; волокна (вата), пряжа, иллюстрации прядильного производства, образцы тканей с кромками, образцы переплетений, макет ткацкого станка. Ход урока Мотивационно- целевой этап. Изучение какого раздела вы закончили? Кулинария. В какой спец одежде вы готовили пищу? В фартуке. А из чего он сшит? Из ткани. Стратегия «Ассоциация». Ключевое слово: Ткань Одежда Лицевая, изнаночная сторона. Цветная, Сырьё-волокна однотонная Слово-учителя. Ткань- получают из волокон. Бывает цветная, однотонная; имеет две стороны: лицевая, изнаночная. Из ткани шьют одежду. Раздел, изучающий строение и свойство тканей, используемых для изготовления швейных изделий называется материаловедением. Что такое ткань? Как её получают? Как определить стороны ткани? Ответы на эти вопросы получите на сегодняшнем занятии. Сообщение темы урока. Тема урока: "Процесс изготовления ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани". Содержательно-познавательный этап. Мы отправляемся в путешествие по Тканьландии. В пути нас ожидают остановки, встречи с новым и интересным. Нашим гидом в путешествии будет всезнающий Лоскутик. (беседа о тканях). Ткани широко применяются в быту. Из ткани шьют не только бельё, одежду, но и множество других вещей, необходимых в повседневной жизни. Сырьём для производства тканей являются волокна. В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных (природных), так и и химических (вискоза, ацетат, капрон, лавсан). Информационный блок. Классификация волокон. Натуральные волокна. растительного происхождения животного происхождения лён (стебель) шерсть (волосяной покров животных) хлопок (волоски на семенах) шёлк (тонкая нить) 1. Остановка «Хлопковая». Сырьём для производства х/б тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника. На благо человека используют: -семена (на волокна) -ветки и отходы (на вату, бумагу, картон) Первичная обработка хлопка: 1)Из семян-коробок получают волокна хлопка-сырца. 2)Сортируют по качеству. З)Прессуют в кипы. Хлопковые волокна: белые, пушистые, короткие, мягкие, прочные. Для технических целей служат волокна следующих растений: юта, кенаф. Джут (мешки, брезент, сети рыболовные), в быту (ковры, покрывала, обивка для мебели). 2. Остановка «Льняная». Льняные ткани изготавливают из льняных волокон. Лён- травянистое растение. На благо человека используют всё растение: -семена (масло техническое) -стебель (волокна для ткани) -отходы (пакля для технических целей). Первичная обработка льна: 1. Льняную солому мочат. 2. Сушат и получают тресту (сухие стебли) 3. Тресту мнут и треплют. 4. Волокна чешут и получают чистое волокно. Льняные волокна: светло-серые, гладкие, длинные, толстые, жёсткие. Мы познакомились с волокнами растительного происхождения. Что нового вы узнали? В чём польза, полученных знаний? 3. Остановка «Прядильная». Из волокон на прядильных фабриках изготавливают пряжу. Производство пряжи сложный процесс: 1)волокна (разрыхляют, очищают) 2)лента (расчёсывают) 3) ровница (вытягивают) 4) пряжа (скручивают ленту) Пряжа- тонко скрученная нить. Процесс получения пряжи называется прядением. Основная профессия прядильного производства- прядильщица. 4. Остановка «Ткацкая». Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из неё вырабатывают ткань. Процесс получения из пряжи ткани называется ткачеством. Ткань изготавливают на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получается путём переплетения нитей долевых (нить основы) и поперечных (нить утка). Ткань-переплетение долевых и поперечных нитей. Нити основы очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются не осыпающиеся края-кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани. Ткань из переплетения разноцветных нитей называется пестротканой. Ткань из разных волокон называется меланжевой. Разбор принципа ткачества на модели ручного ткацкого станка: образование ткацкого зева. Протягивание поперечной нити с помощью челнока, уплотнение нитей и наматывание готовой ткани на валик. Навой- большой вал на который в несколько рядов наматывают нити основы. Ремизки- рамки с отверстиями, через которые продеты нити основы. При работе станка ремизки расходятся в разные стороны и тянут за собой нить, образуя зев, в который пролетает челнок с уточной нитью. Затем ремизки меняются местами и через получившийся зев челнок пролетает в обратном направлении. Челнок имеет вид лодочки с острыми концами. Внутрь челнок вставляется шпуля с нитками. Бердо-это металлический гребень между зубцами которого проходит ткань основы. Гребень, как бы прочёсывает их и уплотняет уточные нити. Готовая ткань наматывается на товарный валик. Ткань снятая с ткацкого станка называется суровой. Существуют различные виды переплетения нитей в тканях. Самое простое- полотняное (показ образца). Когда нить утка проходит поочередно то над нитью основы, то над нитью утка. Виды переплетения: -простое- полотняное, сатиновое. Саржевое, атласное. -сложное- ворсовое, ажурное, петельное. -крупно- узорчатое- жакардовое. Показ образцов тканей разных переплетений. 5. Остановка «Отделочная». Посещение киносеанса «Отделка ткани» (презентация). Работа в группах. Работа с текстом. Задание. 1 гр.Рассказать об основных операциях отделки ткани. 2 гр. Признаки определения лицевой и изнаночной сторон у разных видов ткани. 3 гр. Для чего и когда надо определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Текст. Суровые ткани поступают в отделочные цеха на красильно-отделочные фабрики. Основные операции отделки ткани: 1) Опаливание, отбеливание- выполняют с лицевой стороны, поэтому лицевая сторона гладкая, блестящая. Следовательно, в белых или гладкокрашеных тканях лицевую сторону определяют ткани по чистоте поверхности. 2) Крашение-окраска ткани в какой-либо цвет путём опускания её в краситель- получают однотонные, гладкокрашеные ткани. Технологию крашения разрабатывают колористы, а лаборанты по этой технологии окрашивают небольшое количество ткани, которое в дальнейшем будет образцом. 3) Печатание-нанесение рисунка на ткань. Процесс печатания называется набивкой, а ткани набивными. Печатные валы наносят рисунок только на лицевую сторону, поэтому с изнаночной стороны он виден слабо, ткань имеющую рисунок в клетку, полоску ткут из цветной пряжи- это пестротканая ткань. У неё лицевую сторону определяют по чистоте поверхности. В некоторых тканях (сатине, атласе) лицевая сторона гладкая, блестящая, а в тканях с ворсом (вельвете, бархате) ворс расположен с лицевой стороны. Стороны ткани учитываются при раскрое, с изнаночной стороны располагают швы при шитье. Надо определять стороны ткани и пред влажной- тепловой обработкой так как одни ткани утюжат с лицевой стороны, а другие –с изнаночной. 6. Остановка «Исследовательская». Фронтальный опрос. Повторение признаков определения лицевой и изнаночной сторон ткани. Показ образцов тканей: отбеленной и гладкокрашеной (ситец), пестротканой (шотландка), с гладкой, блестящей поверхностью (сатин или атлас), ворсовой (вельвет или бархат). Лабораторно- практическая работа. «Определение лицевой и изнаночной сторон у разных по отделке видов ткани». Инструктаж: разбор работы, составление отчета (см.в учебник). Учащиеся получают разные по отделке виды ткани. Работу выполняют индивидуально в соответствии с ходом работы данном в учебнике. Подведение итогов лабораторно- практической работы: сообщение оценок (выдача билетов для продолжения путешествия: красные-«5», синие «4», зеленые «3», разбор допущенных ошибок. Рефлексия: 1. Что нового узнали на занятии? 2. Чему научились? 3. Где можно использовать в жизни полученные знания? 4. Что изменится (на что повлияет)если швея неверно определит вид ткани? | |
Просмотров: 4670 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|