Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Соболева Ирина Владимировна, учитель начальных классов ОПШМТ №11 г.Павлодара Тема урока «Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра- сырмак из бумаги» Цель: формирование у учащихся понятий «сырмак», «текемет», «тускииз»; обобщение знаний об орнаменте и его видах; закрепление известных способов создания орнамента. Задачи: 1.Отработать навыки вырезания орнамента из листа, сложенного в один раз, втрое; навыки создания симметричной композиции. 2.Развивать мыслительные операции (анализировать, сравнивать, классифицировать); моторные навыки (точность движений, их скорость) образное и наглядно-действенное мышление, художественный вкус; 3.Воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям; воспитывать коллективизм, дисциплинированность. Привитие интереса к изготовлению казахских национальных изделий и орнаментов. Тип урока: комбинированный. Методы: наглядный, частично – поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, групповая. Оборудование и наглядность: иллюстративный материал, флипчарт; раздаточный материал – кроссворд, технологическая карта, шаблоны орнаментов, демонстрационный образец - объект труда – ковер сырмак из бумаги и картона; Материал для учащихся: листы цветного картона, белая бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш. Ход урока: 1. Организационный момент. а) Приветствие б) Психологический настрой. - Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш открытый урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие. (Показ видеоролика «Желаем удачи»). Настроились на урок! Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению. Урок труда мы сегодня проведём под девизом: «Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой в труде дорожи». -Как вы понимаете это выражение? В чем его смысл? 2.Поиск ключевого слова урока. Для того, чтобы обозначить тему нашего сегодняшнего урока вам необходимо отгадать ключевое слово. Сделать это можно, разгадав следующий кроссворд (каждая группа получает лист бумаги с кроссвордом): 1. Брюки, юбка, рубашка одним словом это … 2. Застежка для верхней женской казахской национальной одежды. 3. Два конца, два кольца, посередине гвоздик. 4. Мужская и женская казахская национальная одежда без рукавов, сшитая в талию (вид плечевого изделия). 5. Профессия, связанная с созданием моделей одежды. 6. Казахский национальный головной убор невесты. 7. Прямой широкий халат с длинными рукавами у казахов. 8. Легкая матерчатая шапочка круглой или квадратной формы у народов Средней Азии. 1.Одежда 2.капсыРма 3.Ножницы 4.кАмзол 5.Модельер 6.саукЕле 7.шапаН 8.Тюбетейка - Выполнив данное задание вы подаете сигнал о готовности вашей группы (взявшись за руки и подняв их вверх). - А теперь проверим, правильно ли вы разгадали кроссворд (На флипчарте (стр.1)кроссворд с правильными ответами). - Прочитайте выделенное слово, которое у вас получилось. Верно! Это слово «орнамент». -Итак ключевое слово урока нашего … (орнамент). -Что такое орнамент? Орнамент – это узор, основанный на повторении и чередовании его элементов. -Где используется орнамент? 3. Сообщение темы урока. Постановка цели урока. Тема нашего урока «Виды орнаментов. Изготовление ковра-сырмак из бумаги» (флипчарт- стр.2). - Как вы думаете – какова цель нашего урока? С чем мы сегодня познакомимся? Какую практическую работу мы будем делать? Для чего в повседневной жизни нам нужны узоры и орнаменты? (Орнамент применяется в декоративно-прикладном искусстве. Им украшаются предметы быта, одежда, ювелирные изделия, юрта и ее внутреннее убранство( флипчарт – стр.3). Цель нашего урока: закрепить полученные знания о видах орнамента, познакомиться с названием казахских национальных ковровых изделий. Цель практической части урока: Изготовление и декоративное оформление ковра-сырмак из бумаги способом аппликации. Известно 200 видов казахского орнамента. Каждый орнамент может рассказать свою историю, где основой для него являются переработанные формы животного и растительного мира. - Весь орнамент, по изображенным на нем мотивам, делится на несколько видов. Назовите их. - Давайте вспомним виды орнамента, выполнив следующее задание: Распределите по группам изображения орнаментов, которые скрыты под сундуком (флипчарт, страница 4; выполняют задание на интеракт. доске). - Какой узор чаще всего встречается в украшении национальных изделий? (Основным мотивом является зооморфный и особенно роговый узор -«қошкар мүйіз» ). 4. Проверка д\з - На дом вам было дано задание – найти интересные факты из истории казахского национального орнамента. Кто из вас подготовил материал? Прошу выйти к доске и прочитать свое сообщение. (Выступление учащихся). 5. Ознакомление с новым материалом. Многое ушло уже в историю, но и сейчас используемая современная одежда, предметы быта украшены казахским орнаментом. Перед вами образцы предметов быта (флипчарт, стр.5) - А как вы думаете что это? (Показ страницы флипчарте, где изображены каз.нац. ковры) Это казахские национальные ковры. Ковер – это художественное текстильное изделие из шерсти, войлока, хлопчатобумажной или шелковой ткани. Ковры бывают ручной работы и машинной. Казахские ковры можно разделить на несколько групп с характерными особенностями для каждой группы. Текемет – ковер войлочный постилочный с цветным узором (войлок – плотный нетканый тестильный материал из валяной шерсти). Текемет делается следующим образом. Обычно на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями. потом следует процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета. при обработке узор вваливается. Сырмақ – ковер войлочный постилочный. Войлок для его основы обычно чёрного (или темного) цвета, на который накладывается композиция орнамента из войлока белого цвета. Узор врезается в фон вровень с его поверхностью - эта композиция накладывается на войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора. Сырмак — один из главных предметов убранства казахского народного жилища — юрты). Сырмаки и текеметы - это постилочные войлочные казахские ковры. Настенный же войлочный казахский ковер называется "тускииз". Тускииз – ковер настенный войлочный или на тканевой основе , украшенный аппликацией из красного и черного сукна, часто сочетающейся с вышивкой. На войлок нашиваются накладные разноцветные узорные фигуры из войлока, шелковой и хлопчатобумажной ткани. 6. Практическая работа. Задание: изготовить ковер-сырмак из бумаги. - Работать вы сегодня будете в группах. У каждого есть свой порядковый номер. Учащиеся под номерами 1 и 2 будут оформлять центральную часть ковра-сырмак, а номера 3,4 (5) оформляют края ковра. В каждой группе есть руководитель группы. Руководитель будет контролировать процесс выполнения практической работы. По окончанию работы руководители группы сообщают учителю об объеме работы, выполненной каждым учащимся своей группы. Но сначала вы должны договориться о единой композиции – как будет выглядеть ваш ковер, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов. Вы выбираете понравившиеся вам любые образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели. - На столах также у вас лежат технологические карты (порядок выполнения способа вырезания орнамента «крестовина») с поэтапным изготовлением тех орнаментов, которые будут находиться в центральной части ковра – это узор «крестовина». Помните, что при украшении любого изделия важна симметрия. Начинайте работу! А) Анализ образцов изделий - Посмотрите внимательно на готовое изделие. - С каким материалом будем работать? (С бумагой). - В какой технике выполнен ковер-сырмак? (В технике аппликация). -Что такое аппликация? - Аппликация – это способ нашивания или наклеивания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов. - Давайте решим, что нам будет необходимо для работы? - Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? ( цветной картон, белая бумага, карандаш, ножницы, клей) Б) Планирование работы - Давайте составим план работы. План: Последовательность изготовления работы: 1. Выполняем разметку орнамента для центральной части ковра и для его края (по шаблону) а) – Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на белой бумаге. 2. Раскрой орнаментов. - Возьмите ножницы и вырежьте детали аппликации. - Помните правила ТБ! при работе с ножницами. 3. Сборка орнаментов в единую композицию. Этапы сборки - Распределите детали аппликации на листе картона (основе). 4. Оформление работы Приклейте детали к основе. В) Повторение правил работы с ножницами - Перед началом работы, давайте вспомним правила работы с ножницами: 1. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд! 2. Не держи ножницы концами вверх! 3.Не оставляй ножницы на столе в раскрытом виде! 7. Подведение итогов 1-ой 30' -Как называется ковер, который мы должны изготовить сегодня? Из какого материала он выполнен и каким способом? -Что мы уже сделали? -Что нам еще нужно сделать? - С какими группами казахских национальных ковров мы познакомились сегодня? -Какие характерные особенности для каждой группы вы можете назвать? 8. Самостоятельная работа учащихся 9. Целевые обходы учителя: 1. Контроль организации рабочего места. 2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы. 3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 4. Контроль объема и качества выполнения работы. 10. Физминутка на снятие утомление с плечевого пояса и рук, для мобилизации внимания (в середине 2-ой 30'): И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4- левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный. 11. Анализ выполненных работ. Выставка работ учащихся. Каждая группа вывешивает орнамент на доску, руководитель группы представляет работу. - Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы? Что не совсем получилось? Почему не получилось? - Оцени работу своей группы. 12. Выставление оценок. 13 . Рефлексия. Самооценка - Что научились создавать своими руками? - Красиво получилось? - В какой технике создавали работу? - Какое чувство вы испытываете после выполнения работы? Наш урок мы завершаем! Чтобы узнать ваше мнение о том, как для вас прошел урок- вызвал ли он у вас интерес, принес ли пользу или может показался трудным- хочу, чтобы вы отметили это на карточках, которые лежат у вас на столах. Всем спасибо за активную работу! Все свободны! Отдыхаем! | |
Просмотров: 22169 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|