Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Проектная работа на уроках «Технологии». Подгузова Т.Г. учитель технологии ГУСШГ №9, г. Актобе В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Так, минимум содержания образовательной области «Технология» (трудовое обучение) как обязательный элемент предусматривает модуль «основы проектирования». В программах «Технологии» на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности, учебное время дополняется за счет внеучебного. Сейчас у большинства учителей технологии уже не вызывает сомнение в необходимости использования данного метода в технологическом образовании школьников. Существенную трудность, которую испытываем мы - учителя технологии, применяющие метод проектов, - это недостаточная его теоретико-методическая разработанность. Пока еще отсутствует модель преемственного обучения проектированию по технологии, усложняющегося на каждой из ступеней школы. Значительно увеличиваются затраты времени на методическую подготовку учителя к занятиям, на разработку педагогических проектов по организации и руководству проектной деятельности школьников. Достаточно трудно сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения и навыки при выполнении учащимися этих заданий. Проблема создания системы проектных заданий, охватывающих образовательный стандарт, актуальна и требует дальнейшей разработки. В складывающейся ситуации важно поддержать интерес учителей технологии к проектному обучению школьников. Одним из путей решения этой проблемы является создание банка методических и дидактических материалов по организации учебного проектирования на уроках технологии. Для овладения приемами проектной деятельности должны быть специальные обучающие семинары, практический обмен опытом между учителями. Здесь необходимо обратить внимание на то, что внедрение ПМ в Великобритании заняло примерно 20 лет, а с 1996 года Великобритания проводят совместные семинары учителей по вопросам проектирования. И нам предстоит длительная, кропотливая работа. При этом копирование даже самых лучших проектов не может принести желаемых результатов, необходима самостоятельная разработка проектов. И учиться нам надо, пока видимо друг у друга. В настоящее время «Проектная деятельность и технология» - самый популярный и посещаемый предмет в английских школах. Все большее количество работодателей считает его хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности. Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Ну, а т.к. проект введен в программу технологии, то мы обязаны заниматься проектной деятельностью с учащимися. Но как это делать многие из нас либо смутно понимают и стараются избегать нового раздела в программе, либо проектируют формально, допуская типичные ошибки: первое - когда создается упрощенное понимание учебного проектирования, как некоего алгоритма, точно соблюдая этапы которого можно автоматически достичь целей ООТ, и второе - когда учащиеся первоначально изготавливают изделие по образцу или предложенным технологическим картам, а затем оформляют проектную папку. В этом случае не учитываются интересы учащихся, не развиваются их проектные умения и творческие способности, у них стимулируется негативное отношение к выполнению проектов как к дополнительной, ненужной работе. Это в корне не верно! Проект – это самостоятельная работа учащегося, выполненная на основе полученных знаний программного материала, (а не в процессе его изучения), на основе жизненного опыта, включая алгоритм проектной деятельности как обязательное условие. Проект – это результат скоординированных совместных действий учителя и учащихся. Исследовательская работа учащихся, как обязательное условие каждого проекта независимо от его типа. Это – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной деятельности. Работа над проектом проходит поэтапно. Деятельность участников проектирования на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы. План проектной деятельности учащихся и учителя на разных этапах работы Учитель Учащиеся 1 этап – поисковый (погружение в проект) Формулирует: Осуществляют: 1) проблему проекта; 1) личностное присвоение проблемы; 2) сюжетную ситуацию; 2) вживание в ситуацию; 3) цель и задачи 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач 2 этап – конструкторский (организация деятельности) Организует деятельность – предлагает: Осуществляют: 4) организовать группы, распределить амплуа в группах; 4) разбивку на группы, распределение ролей в группе; 5) организовать поиск различных идей и вариантов 5) поиск оптимального решения задачи проекта (рассмотрение различных идей и вариантов); 6) выбрать наилучший вариант (идею) 6) выбор лучшего из них на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и других факторов; 7) спланировать деятельность по решению задач проекта; 7) планирование работы; 8) подобрать материал и инструменты для решения задачи проекта 8) подбор материалов и инструментов; 9) пути нахождения недостающих знаний; 9) «добывают» недостающие знания; 10) возможные формы презентации результатов. 10) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. 3 этап – технологический (осуществление деятельности) Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно: 11) консультирует учащихся по необходимости; 11) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; 12) ненавязчиво контролирует; 12) консультируется по необходимости; 13) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. 13) подготавливают презентацию результатов. 4 этап – заключительный (презентация) Принимает отчет: Демонстрируют: 14) обобщает и резюмирует полученные результаты; 14) понимание проблемы, цели и задач; 15) подводит итоги обучения; 15) умение планировать и осуществлять работу; 16) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.; 16) найденный способ решения проблемы; 17) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе, на общий результат и др. 17) рефлексию деятельности и результата. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над 1-2 проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте. Роль учителя, в проектной деятельности учащихся, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к не формированию навыков проектной деятельности, а к организации простой самостоятельной работы над проектом. Итак, что такое проект, выполняемый на уроках технологии? Это творческая задача интеллектуально-практического характера. Данное определение говорит о том, что при выполнении проекта у учащегося должны развиваться как умственные способности, В частности техническое мышление, так и практические умения и навыки. Без постановки перед учащимися проблемных заданий, проекты теряют свою роль как средства развития творческих способностей учащихся. Какими же внутренними критериями должен руководствоваться учитель при выборе проектов? Вот главнейшие из них: 1. Достаточно ли горячо проект захватывает детей. 2. Таит ли он в себе возможность успешного осуществления. 3. Присуща ли ему способность пробудить в детях другие виды активности, т.е. повлечь за собою другие проекты. Помимо основной функции — помощи детям в свободном выборе проекта — существует целый ряд других: помощь детям в планировании проекта, практическом его осуществлении и, далее, в критике конечных результатов, т.е. планирование, выполнение, критика — все это должно быть делом самих детей, а не являться результатом какого-либо плана, прекрасно проработанного учителем. К чему же сводится, в итоге, учительская помощь? Прежде всего, к следующему: 1. снабжению детей всякого рода материалами, справочниками, инструментами и пр.; 2. обсуждению различных способов преодоления возникших затруднений путем косвенных, наводящих вопросов; 3. одобрению или неодобрению различных фаз рабочей процедуры. Необходимо обеспечить поле для самостоятельной деятельности учащихся, создать условия для творчества уже в самом начале. Каким образом? До начала работы учащихся над проектом учитель проводит большую подготовительную работу. Ее можно обозначить как этап предварительной подготовки. Если рассматривать тематику проектных заданий в целом, то она может быть достаточно широкой практически по каждому разделу технологии. Естественно, что не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у учителя должен формироваться «банк проектов» - перечень возможных проектных заданий для учащихся конкретных лет обучения. В помощь учащимся в работе над проектом в учебной мастерской необходимо оборудовать «Уголок проектанта», где могут быть размещены следующие материалы Уголок проектанта Банк проектов (тематика проектов) Образцы выполнения проектов, включая изготовленные школьниками изделия. Памятка учащемуся (анализ этапов проектирования) Оформление проектного дневника (пояснительной записки) Алгоритм самоанализа проектной деятельности Виды презентации проекта План выступления на защите проекта Критерии оценки проекта При организации проектной деятельности у меня, как и у других учителей возникает вопрос: как и когда ее осваивать, в отведенную в программе 4-ю четверть? Конечно, 4 четверть для проектной деятельности, казалось бы более предпочтительной после изучения многих разделов. Но, поработав в таком режиме, я решила от него отказаться. Недостаток вижу в том, что конец года чаще всего не позволяет качественно провести защиту проекта и представить результаты проектирования. Ведь важен не только процесс в проектной работе, но и результат, и как он представлен публике. Думается, что этот вопрос учитель должен определить для себя сам. Невозможно заставить детей работать над проектом, если они не знают, о чем идет речь, как приступить к работе. Поэтому в 5 классе я провожу ознакомительный урок по теме «Что такое проект?» и обязательно знакомлю учащихся с типологией проектов. В классах, где школьники только знакомятся с учебным проектированием, целесообразно планировать коллективные небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных этапах проектирования. В этом случае все учащиеся выполняют проект по одной теме, выбирая свой вариант конструкции, формы, отделки изделия. По мере овладения школьниками проектировочными и технологическими знаниями и умениями нужно увеличивать число групповых и индивидуальных проектов, постепенно усложняя их и повышая долю самостоятельной работы. Мой опыт показывает, что работа над творческими проектами действительно помогает учащимся быть самостоятельными, развивать критическое мышление. У учащихся развиваются умения работать с информацией, они учатся формулировать проблемы, находить пути их решения и тем самым готовят себя к более сложным проектам – научным. И результаты уже есть. Список используемой литературы 1.Гуревич М. «Работать становится интереснее и учителю, и ученику» //Учитель. 2002, №1. с. 44-46. 2.Похомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с. | |
Просмотров: 5591 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|