Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Интегрированный урок. Провели: Учитель физики - Хамицкая Н.И. Учитель технологии - Сахарнова Д.Р. г.Атырау средняя школа № 20 им. А.С.Пушкина <br /><br /> « Технология приготовления дрожжевого теста с учётом сведений по физике о тепловых явлениях» Вид урока: Интегрированный урок-исследование «технология + физика» с использованием компьютерных технологий. Тип урока: урок практического применения знаний. Цель урока: познакомить учащихся с инструментами, приспособлениями и продуктами, используемыми при приготовлении мучных изделий; в ходе практической деятельности обучающихся повторить и обобщить начальные знания о строении вещества и учёте тепловых явлений в природе, сформировать навыки работы с измерительными приборами. Образовательные задачи: 1. Обучение способам проверки качества продуктов, используя физические знания. 2. Формирование технологических умений в приготовлении блюд из дрожжевого теста. 3. Создание условий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся, расширения их умений при работе с разными материалами и физическими приборами в быту. Воспитательные задачи: 1. Развитие навыков коммуникативного общения. 2. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство ответственности, трудолюбие. Развивающие задачи: Развитие аналитических способностей обучающихся в ходе практической и практической деятельности. Оборудование: Мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, инструктивно - технологические карты. Инструменты и приспособления: сито, мерный стакан, миски, деревянная ложечка, доска разделочная, скалка, противень, продукты для приготовления дрожжевого теста, рабочая тетрадь, учебник «Технология, 8-й класс», весы с разновесами, учебник «Физика, 8-й класс». Словарь: разрыхлитель, клейковина, дрожжевое тесто, молекула, диффузия, масса, миллиграмм, калория, температура, давление. <br /><br /> Ход урока: I. Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку. Вступительное слово учителя технологии. Любой гость для казаха – это событие. Не зря народная пословица гласит, что "Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец". Да, дастархан для казахского народа - понятие священное. Чтобы понять душу казахского народа, нужно отведать казахскую кухню, посидеть за дастарханом. В казахских традициях гостей необходимо встречать чаем и баурсаками. В Казахстане и по сей день баурсаки – обязательное блюдо на любом дастархане. Прежде чем приступить к практической работе вспомним санитарно-гигиенические требования, (в это время необходимо поставить чайник для опыта) Слайд №1 Ученик. Санитарно-гигиенические требования. 1.Спецодежда для выполнения практических работ должна быть чистой. 2. Волосы должны быть убраны под косынку, руки вымыты с мылом. 3. К работе с пищевыми продуктами не допускаются учащиеся с ожогами, порезами на руках. « Игра в детектив» ( данные сценки проводят ученики) 1. Шерлок Холмс, войдя в квартиру и начав беседу с её обитателями, через минут сказал: « Уважаемая хозяйка, у Вас на кухне кипит чайник?» Вопрос ученикам: Как он это определил, если находился в комнате, из которой кухня не видна? Ответ. Когда чайник кипит, то крышка обычно побрякивает, так как в чайнике благодаря образовавшемуся пару давление повышается, приподнимая крышку; при этом часть пара выходит, давление уменьшается, крышка опускается, издавая при ударе звук. Далее все повторяется.Слайд №2 2. « Хотите чаю?»- спросил хозяин дома Шерлока Холмса. « Да»,- ответил гость. « Вот и хорошо, сказал хозяин. Но я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить» « Разумнее это делать раньше, сразу, как Вам налили его»- посоветовал Шерлок Холмс. Прав, ли он?Слайд № 3 Ответ. Прав. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура сразу понизиться, а чем она, ниже, т.е. чем меньше отличается от комнатной, тем медленнее чай остывает. 3. «Блины вкусны тогда, когда горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. Чтобы они дольше оставались горячими, - продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетенный из проволоки поднос. «Прошу Вас, Лучше ставить их на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем основан этот совет? Ответ. Теплопроводность дерева меньше, чем металла, потому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее. Учителя физики и технологии Слайд№4 Опрос учащихся: - Назовите основные продукты, используемые для приготовления теста. - Зачем необходимо просеивать муку? В чём заключается физическая суть данного процесса? - Зачем тесто надо держать в тёплом месте? Какова роль температуры? II. Вводный инструктаж. Изучение нового материала. Учитель физики. Слайд № 5 Вспомним, что физика-это наука о природе; а любой предмет, изучаемый в физике называют телом. Тело состоит из вещества. Основные свойства веществ на основе молекулярного строения выделим в кухне, в процессе приготовления блюд из дрожжевого теста. В ходе работы попытаемся объяснить следующие явления: 1) соединение ингредиентов разных по строению; 2) изготовление из теста изделий разной формы и невозможность изменения формы с сохранением целостности в готовом твёрдом состоянии. Итак, изучаемым телом на этом уроке у нас будут хлебобулочные изделия, а именно баурсаки. Учитель технологии Приступая к работе с пищевыми продуктами, вначале необходимо подготовить посуду и инструменты. - Для замеса теста используют? (сито, мерный стакан, миски эмалированные или пластмассовые, кастрюли, деревянные ложки, миксер, взбивалки различной формы). - Для разделки теста необходимы? (кухонные доски, скалка, формочки для печенья, дисковый нож). - Для выпечки теста нужно? (противень, листы и формочки) Учитель физики: 1. Какие физические приборы мы здесь используем? 2. О каких физических величинах пойдет речь? 3. что значит измерить величину? Учитель технологии: Слайд № 6 Основным продуктом в приготовлении теста является мука, (рассказ ученицы) Мука – порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи, кукурузы. В зависимости от вида зерна различают ржаную, пшеничную, овсяную, гречневую муку. У муки пшеничной высшего сорта цвет должен быть белым с кремовым оттенком, у муки ржаной - серовато-белым. Мука не должна иметь привкуса. Мука будет нормальной влажности, если, сжатая в горсти, она рассыпается при разжимании ладони. В зависимости от вида теста при приготовлении мучных блюд используются различные жидкости: вода, молоко, кефир. Поваренная соль является важнейшим вкусовым веществом, поэтому ее добавляют в небольших количествах даже в сладкое тесто. III Практическая работа. Учитель технологии А теперь давайте поставим тесто на баурсаки.( к разделочному столу подходят по одному ученику) Слайд №7 Для приготовления этого восточного десерта нам понадобятся: 2 яйца; 100 г свежего молока; 20 г сливочного масла; Сухие дрожжи; Сахар и соль по вкусу; Муки нужно чуть больше 0,5 кг, но ее нужно будет добавлять до достижения определенной консистенции; Масло для фритюра по потребности. В достаточно глубокую миску или кастрюлю выливаем тёплое молоко и распускаем дрожжи. Учитель физики попутно задаёт вопросы уч-ся: - Почему именно тёплое молоко? - Что происходит с дрожжами? Учитель технологии Добавляем яйца, но сначала надо определить свежесть яиц. Учитель физики: Ученики с помощью учителя физики объясняют: свежее яйцо тонет, потому что большая плотность; несвежее - заполнено воздухом, поэтому его плотность стала меньше, чем плотность воды. - Какой закон здесь используют? (закон Архимеда) Учитель физики вместе с учениками проводит опыт. Учитель технологии Добавляем масло, сахар, соль и тщательно перемешиваем и порционно добавляем муку во время перемешивания, чтобы не образовывалось комочков. Замешиваем тесто, которое должно быть очень мягким и пластичным, чуть мягче, чем для лапши. Даем тесту отстояться в течение получаса под полотенцем. Учитель физики: -Зачем необходимо дать тесту настояться? (ответы учеников) - Какие агрегатные состояния имеют исходные продукты теста? - Какой закон физики используют при раскатке теста? - При вырезании формы теста? Что происходит? - Почему поднимается тесто? IV. Блиц-опрос на проверку основных физических понятий и явлений по теме «Строение вещества» (по 5 вопросов каждой бригаде). <br /><br /> I бригада 1) Из чего состоит мука? (из молекул) 2) Агрегатное состояние муки? (твердое) 3) Растворение соли в молоке – это… (диффузия) 4) Что из предложенных ингредиентов сохраняет объём, но не сохраняет форму? (желток) 5) Сколько килограммов в 200 граммах маргарина? (0,2) II бригада 1) Кристаллик сахара - это тело или вещество? (тело) 2) Агрегатное состояние молока? (жидкое) 3) Что будет с объёмом молока при нагревании? (увеличится) 4) Что сохраняет жир: объём или форму? (и то, и другое) 5) Сколько килограммов в 20 граммах сахарной пудры?(0,02) V.Заключительный инструктаж. 1. Самоанализ деятельности учащихся. Проводя самоанализ, учащиеся должны ответить на вопросы: - Чему научились сегодня на уроке? - Сможете ли вы применить свои знания дома? 2. Выставление оценок, их аргументация. 3.Убрать рабочее место, сдать дежурному. VII. Домашнее задание: учебник «Технология, 8 класс», «Физика, 8 класс» | |
Просмотров: 1724 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|