Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ТЕМА: «Развитие ремесел, торговли и сельского хозяйства в IX-XII вв.»
Тема: Развитие ремесел, торговли и
сельского хозяйства в IX-XII вв.
Артыкбаева А.А.- Учитель истории 2 категории
Сахарнова Д.Р. - Учитель технологии
Сш.№ 20 им. А.С.Пушкина Г.Атырау

Вид урока: интегрированный урок истории и технологии – путешествие в эпоху средневекового ремесла.
Тип уроков: ролевой урок, смешанный, практическое применение знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с развитием искусства ремесла, торговли, земледелия с привлечением учащихся к производству ремесленных изделий на практике.
Образовательные задачи:
способствовать формированию представлений об особенностях развития в IX-XII вв. ремесел, торговли и сельского хозяйства, о их социально-экономической роли в жизни общества.
Развивающая цель:
развитие познавательного интереса у учащихся, умение грамотно излагать свои мысли на поставленные вопросы.
Воспитательная цель:
на основе изложения материала об особенностях экономического развития общества воспитать трудолюбие, целеустремленность, терпение.
Основные понятия:
кузнечное дело, ювелирное ремесло, обработка кожи, обменная торговля, городская культура.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, историческая карта, презентации, наглядный материал, раздаточный материал: глина, керамическая посуда, войлок, ватман А3, выпечка, ювелирные изделия, домбра, национальные костюмы, музыкальное сопровождение – кюй, учебник истории средневекового Казахстана – 7 класс.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка готовности к уроку:
действующие лица: купец; (восточная красавица), сопровождающая, четыре торговые лавки.
III. Сообщение темы и плана урока:
1. Развитие ремесла
2. Кузнечное дело
3. Ювелирное ремесло
4. Торговля и денежный оборот
5. Земледелие
Вступительное слово учителя – истории:
Рост городского населения повлиял на увеличение объема производства предметов повседневного обихода. В городах стали действовать различные производства, выросло количество ремесленных мастерских – гончарных, кузнечных, стекольных, ювелирных, деревообрабатывающих и др.
В городах развивалось ремесло. Гончары делали самые разнообразные изделия из глины. Это и огромные сосуды для хранения зерна, свежей воды и вина, и изящные кувшинчики, круглые столики — дастарханы и светильники, котлы для варки пищи и тонкостенные чаши. Рядом трудились кузнецы, ювелиры, якачи.
В ходе археологических раскопок обнаружены остатки гончарных мастерских в городах Отрар, Куйрыктобе, Талгар, Тараз.
Учитель технологии показывает слайды.
- Слайд 1.
Стекольное производство в Х веке развивалось в Отраре, Таразе, Туркестане
- Слайд 2.
Остатки кузнечных мастерских обнаружены недалеко от Алматы, в Талгаре.
- Слайд 3.
В средневековых захоронениях обнаружены ювелирные изделия.
- Слайд 4.
Города стали основными центрами торговли и ремесла.
Торговля осуществлялась путем обмена товарами или продажи за деньги. Огромное влияние оказала на развитие ремесла рост городов и торговые дороги – (ВШП)
Один из важных показателей торговли – это рост денежного оборота.
Монетные дворы имелись в городах Испиджаб, Отрар, Фараб.
О развитии земледелия свидетельствуют дамбы, возведенные на реке Арысь при ее впадении в Сырдарью. Само расположение городов по берегам рек Сырдарья, Чу, Талас говорит о развитии поливного земледелия.
Оформление класса.
Класс разделён на четыре группы, парты стоят полукругом. У каждого на парте лежат предметы торговли, у гончаров и ковродельцев- пиалы, чайник, глина, ковёр маленький, сумка ткацкая. У ювелиров и кузнецов на стенд прикреплены украшения, плакат с изображением казахских украшений. У плотников - макет юрты , сделанный из картона, сундук- макет, деревянный сундучок; у земледельцев и кулинаров- пиалы с рисом, с гречкой, орехами, изюмом, поднос с баурсаками и жареными пельменями. На доске прикреплен ватман с изображением юрты в черно-белом варианте, учащиеся должны будут собрать юрту ,прикрепляя на магнит цветные узоры, орнаменты.

Учитель технологии:
А теперь мы совершим путешествие по восточному базару и окунемся в мир эпохи средневековья. Наш город посетил купец из далекой Руси.
- Звучит казахский кюй:
Сцена.
Входит купец.
Встречает восточная красавица: Добро пожаловать, гость дорогой в наш восточный рынок. С чем пожаловали? Чем вам помочь?
Купец: Доброго здравия, красавица. Пришел я посмотреть на ваши товары и ремесло, а если мне понравятся ваши товары и изделия ремесленников, может и закуплю их.
Красавица: предлагаю пройтись по нашему базару, познакомится с искусством наших ремесленников
- Подходит к лавке гончаров и ковродельцев.
Гончары: Мы лепим керамическую посуду на круге, который вращается с помощью ног. Мастерская состоит из нескольких помещений, в первом месили глину, во второй изготавливали изделие, в третьем в печи их обжигаем. Наши изделия прочные, изящные, разнообразные по формам. У нас чаши, миски, блюда, кувшины, внутри покрыты поливной краской.
Учителя поясняют, как гончары раньше изготавливали посуду, ученики-гончары из глины показывают наглядно изготовление пиалы.

Ковродельцы: наши ковры с ворсом и без ворса, изготовлены из лучших сортов шерсти, а узоры на них взяты с бескрайних наших пастбищ и зеленых гор, так же изготавливаем сумки для посуды.
Ученица демонстрирует ручной ткацкий станок.
Ювелиры: самые лучшие в мире украшения у нас. При изготовлении мы используем различные способы. Раньше изготавливали путем нагрева и последующей ковки, а сейчас мы плавим и отливаем в специальных формах, инкрустируем их драгоценными камнями. Посмотрите на наши товары вот серьги, браслеты, ожерелья.
Купец: А мне понравился вот этот браслет надо его купить. А сколько он стоит?
Начинаются торги.
Кузнецы: мы можем предложить ножи шилья, ножницы, кетмени, лемехи для плугов, оружие.
Плотники: Мы мастера по производству юрты. Юрта основной вид переносного жилища казахов. Юрта имеет три основные части: стену, состоящую из сборно-раздвижной решетки (кереге), она укрепляется (уыками) купольными жердями, вверху устанавливается шанырак, снаружи на решетках прикрепляются кошма или циновки из тростника – чия, так же мы изготавливаем сундуки с красивыми узорами, деревянные двери.
Купец внимательно рассматривает юрту, сундук, затем плотники демонстрируют на доске сборку юрты.
Земледельцы, кулинары: Посмотрите на богатства урожая с наших полей, отведайте кулинарные изделия наших мастеров. Они приготовлены из лучших сортов пшеницы.
Кулинары угощают всех. Восточная красавица просит купца присесть отдохнуть и послушать в исполнение нашего ученика казахский кюй. Звучит казахская домбра. Заключительные слова учителя истории и технологии.
Категория: Технология | Добавил: ДИЛЯ2889 (2013-11-03) | Автор: Артыкбаева А.А. Сахарнова Д.Р. E
Просмотров: 1243 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru