Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Тема: Развитие ремесел, торговли и сельского хозяйства в IX-XII вв. Артыкбаева А.А.- Учитель истории 2 категории Сахарнова Д.Р. - Учитель технологии Сш.№ 20 им. А.С.Пушкина Г.Атырау Вид урока: интегрированный урок истории и технологии – путешествие в эпоху средневекового ремесла. Тип уроков: ролевой урок, смешанный, практическое применение знаний. Цель урока: познакомить учащихся с развитием искусства ремесла, торговли, земледелия с привлечением учащихся к производству ремесленных изделий на практике. Образовательные задачи: способствовать формированию представлений об особенностях развития в IX-XII вв. ремесел, торговли и сельского хозяйства, о их социально-экономической роли в жизни общества. Развивающая цель: развитие познавательного интереса у учащихся, умение грамотно излагать свои мысли на поставленные вопросы. Воспитательная цель: на основе изложения материала об особенностях экономического развития общества воспитать трудолюбие, целеустремленность, терпение. Основные понятия: кузнечное дело, ювелирное ремесло, обработка кожи, обменная торговля, городская культура. Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, историческая карта, презентации, наглядный материал, раздаточный материал: глина, керамическая посуда, войлок, ватман А3, выпечка, ювелирные изделия, домбра, национальные костюмы, музыкальное сопровождение – кюй, учебник истории средневекового Казахстана – 7 класс. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка готовности к уроку: действующие лица: купец; (восточная красавица), сопровождающая, четыре торговые лавки. III. Сообщение темы и плана урока: 1. Развитие ремесла 2. Кузнечное дело 3. Ювелирное ремесло 4. Торговля и денежный оборот 5. Земледелие Вступительное слово учителя – истории: Рост городского населения повлиял на увеличение объема производства предметов повседневного обихода. В городах стали действовать различные производства, выросло количество ремесленных мастерских – гончарных, кузнечных, стекольных, ювелирных, деревообрабатывающих и др. В городах развивалось ремесло. Гончары делали самые разнообразные изделия из глины. Это и огромные сосуды для хранения зерна, свежей воды и вина, и изящные кувшинчики, круглые столики — дастарханы и светильники, котлы для варки пищи и тонкостенные чаши. Рядом трудились кузнецы, ювелиры, якачи. В ходе археологических раскопок обнаружены остатки гончарных мастерских в городах Отрар, Куйрыктобе, Талгар, Тараз. Учитель технологии показывает слайды. - Слайд 1. Стекольное производство в Х веке развивалось в Отраре, Таразе, Туркестане - Слайд 2. Остатки кузнечных мастерских обнаружены недалеко от Алматы, в Талгаре. - Слайд 3. В средневековых захоронениях обнаружены ювелирные изделия. - Слайд 4. Города стали основными центрами торговли и ремесла. Торговля осуществлялась путем обмена товарами или продажи за деньги. Огромное влияние оказала на развитие ремесла рост городов и торговые дороги – (ВШП) Один из важных показателей торговли – это рост денежного оборота. Монетные дворы имелись в городах Испиджаб, Отрар, Фараб. О развитии земледелия свидетельствуют дамбы, возведенные на реке Арысь при ее впадении в Сырдарью. Само расположение городов по берегам рек Сырдарья, Чу, Талас говорит о развитии поливного земледелия. Оформление класса. Класс разделён на четыре группы, парты стоят полукругом. У каждого на парте лежат предметы торговли, у гончаров и ковродельцев- пиалы, чайник, глина, ковёр маленький, сумка ткацкая. У ювелиров и кузнецов на стенд прикреплены украшения, плакат с изображением казахских украшений. У плотников - макет юрты , сделанный из картона, сундук- макет, деревянный сундучок; у земледельцев и кулинаров- пиалы с рисом, с гречкой, орехами, изюмом, поднос с баурсаками и жареными пельменями. На доске прикреплен ватман с изображением юрты в черно-белом варианте, учащиеся должны будут собрать юрту ,прикрепляя на магнит цветные узоры, орнаменты. Учитель технологии: А теперь мы совершим путешествие по восточному базару и окунемся в мир эпохи средневековья. Наш город посетил купец из далекой Руси. - Звучит казахский кюй: Сцена. Входит купец. Встречает восточная красавица: Добро пожаловать, гость дорогой в наш восточный рынок. С чем пожаловали? Чем вам помочь? Купец: Доброго здравия, красавица. Пришел я посмотреть на ваши товары и ремесло, а если мне понравятся ваши товары и изделия ремесленников, может и закуплю их. Красавица: предлагаю пройтись по нашему базару, познакомится с искусством наших ремесленников - Подходит к лавке гончаров и ковродельцев. Гончары: Мы лепим керамическую посуду на круге, который вращается с помощью ног. Мастерская состоит из нескольких помещений, в первом месили глину, во второй изготавливали изделие, в третьем в печи их обжигаем. Наши изделия прочные, изящные, разнообразные по формам. У нас чаши, миски, блюда, кувшины, внутри покрыты поливной краской. Учителя поясняют, как гончары раньше изготавливали посуду, ученики-гончары из глины показывают наглядно изготовление пиалы. Ковродельцы: наши ковры с ворсом и без ворса, изготовлены из лучших сортов шерсти, а узоры на них взяты с бескрайних наших пастбищ и зеленых гор, так же изготавливаем сумки для посуды. Ученица демонстрирует ручной ткацкий станок. Ювелиры: самые лучшие в мире украшения у нас. При изготовлении мы используем различные способы. Раньше изготавливали путем нагрева и последующей ковки, а сейчас мы плавим и отливаем в специальных формах, инкрустируем их драгоценными камнями. Посмотрите на наши товары вот серьги, браслеты, ожерелья. Купец: А мне понравился вот этот браслет надо его купить. А сколько он стоит? Начинаются торги. Кузнецы: мы можем предложить ножи шилья, ножницы, кетмени, лемехи для плугов, оружие. Плотники: Мы мастера по производству юрты. Юрта основной вид переносного жилища казахов. Юрта имеет три основные части: стену, состоящую из сборно-раздвижной решетки (кереге), она укрепляется (уыками) купольными жердями, вверху устанавливается шанырак, снаружи на решетках прикрепляются кошма или циновки из тростника – чия, так же мы изготавливаем сундуки с красивыми узорами, деревянные двери. Купец внимательно рассматривает юрту, сундук, затем плотники демонстрируют на доске сборку юрты. Земледельцы, кулинары: Посмотрите на богатства урожая с наших полей, отведайте кулинарные изделия наших мастеров. Они приготовлены из лучших сортов пшеницы. Кулинары угощают всех. Восточная красавица просит купца присесть отдохнуть и послушать в исполнение нашего ученика казахский кюй. Звучит казахская домбра. Заключительные слова учителя истории и технологии. | |
Просмотров: 1243 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|