Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
г.Павлодар СОШ №42 им.М.Ауэзова, Жармагамбетов С.Е Время: 45 минут. Разработка занятия кружка «Резьба по дереву» на тему: «Геометрическая резьба. Основные понятия» • Цель занятия: • Образовательная: ознакомление с видами и составными частями геометрических композиций. Обучение технике двухгранной выемки. • Развивающая: создание условий для развития воображения, расширения кругозора. • Воспитательная: формирование познавательной активности, уважения к человеческому труду. • Наглядность: образцы изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстрации работ народных мастеров, выставка работ учащихся предыдущих лет, образцы эскизов творческих работ. • Оборудование: тетради в клетку по 48 листов, карандаши, ножи-косяки, пробные дощечки 150х100х20 мм • Тип занятия: комбинированный. Используемая литература: • 1 Ю.И.Моряков, Г.К.Жаримбетова, А.А. Халенидеров (технология 8 класс)Алматы Мектеп 2008г • 2. Е.В. Ермилова, Н.М.Адамкулов,И.А.Товченик (технология 9 класс)Алматы Мектеп 2009г • 3. С.В.Милюков Как научится резьбе по дереву (издательство «Высшая школа» Москва 1964) • 4. А.С. Хворостов. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву – М. «Просвещение», 1977 г. • Словарная работа: текстура, орнамент. • Методы: рассказ, объяснение, демонстрация приемов выполнения геометрической резьбы. • План занятия: • 1. Организационная часть 3 мин. • 2. Объяснение нового материала 10-12мин. • 3. Практическая работа 25мин. • 4. Итог занятия 5мин. • 1.Организационная часть. • Руководитель отмечает учащихся, пришедших на занятие, проверяет готовность кружковцев к занятию. • • 2. Объяснение нового материала • Существует множество видов резьбы по дереву (Приложение 1), но самым простым является геометрическая резьба (Приложение 2), композиция которой состоит из простейших геометрических элементов: треугольников, четырехугольников, окружностей. Эффект красоты достигается игрой светотеней, благодаря полученному рельефу заготовки. • В силу своей простоты, есть возможность выполнения единственным инструментом — резцом со скошенной режущей кромкой, так называемым ножом-косячком, в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрические фигуры сочетанием прямых и кривых линий. • Любая композиция в геометрической резьбе представляет собой выемки повторяющихся элементов, заключенных в какую-либо геометрическую фигуру. • По краям изделия обычно идет орнамент из повторяющихся треугольников или лучей. Нарисовать такой орнамент очень просто. Откройте тетради и запишите первую тему: «Орнаменты из треугольников и ромбов». Ваша тетрадь удобна тем, что ее не нужно предварительно разлиновывать, на доске же я провел предварительную работу и сейчас продемонстрирую технику нанесения первого орнамента. (Рисую с комментарием по количеству клеток в тетради, прошу повторять за мной) Элементы геометрической резьбы • а, е, в – трехгранные выемки; б, г – скобчатые порезки; д, ж – четырехгранные выемки. Следующий простейший орнамент называется «Ромбы». <br /><br /> Совокупностью двух линий орнаментов из треугольников можно построить орнамент «Змейка». <br /> • Задание: придумайте свои варианты орнаментов, используя показанную технику. • 3. Практическая работа. Выполнение геометрической резьбы. • Текущий инструктаж. Ребята, мы подошли к ответственному моменту - началу резьбы, но при этом следует помнить о правилах безопасности труда, так как орудие резчика - нож-косяк (демонстрирую) - отточен и отполирован до высокой степени остроты. Нельзя при работе направлять нож на себя или на другого человека; хранить нож следует в специальном футляре и его использовать только по прямому назначению. • Первое, что мы усвоим, - это правильное положение ножа в руке, при котором четыре пальца охватывают рукоять, а большой палец упирается сверху, скос ножа должен быть направлен к себе. • Весь процесс резьбы состоит из двух основных движений: наколки и подрезки (демонстрирую движения). При этом накалываются вертикальные элементы, а подрезаются наклонные. Теперь вы можете приступить к самостоятельной работе. • 4.Итог занятия: уборка рабочих мест, кабинета. • При проведении занятий желательно использовать какую-либо наглядность: плакаты, схемы, образцы готовых изделий. У кого есть возможность - слайды. <br /><br /> Текущий инструктаж Деятельность педагога Деятельность обучающихся – проверка организованности начала работы; – проверка организации рабочих мест (рабочий стол, инструменты, приспособления); – проверка правильности использования учебно-технической документации; – инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией. - подготовка рабочего места; - выполнение практической работы: «Выполнение геометрической разьбы»; - соблюдение правил техники безопасности при работе с резаком; - самоконтроль с использованием технологических карт; - корректирование ошибок. Целевые обходы – Инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом – Оказание помощи при затруднении выполнения задания – Рациональное использование времени 7. Подведение итогов занятия Заключительный инструктаж – анализ выполнения самостоятельной работы; – разбор типичных ошибок; – вскрытие причин допущенных ошибок. – сообщение педагога о достижении цели занятия; – объективная оценка результатов индивидуального труда на занятии. Выставка готовых работ. Рефлексия – Посмотрите на готовое изделие. – Выразите свои ощущения, впечатления. – Поделитесь мыслями о сегодняшнем занятии. | |
Просмотров: 1636 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|