Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Тестовые задания на уроках технологии
Тестовые задания и их роль
в развитии технологической грамотности учащихся <br /><br /> Основной целью учебного предмета «Технология» является, формирование у учащихся общетрудовых и технико-технологических знаний, умений, навыков, готовности к профессиональному самоопределению; освоение ими в процессе обучения опыта обще трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, способствующего социализации личности учащихся, подготовке к осознанному профессиональному выбору. Значит, одной из главных задач на уроке труда является развитие технологической грамотности.
В своей практической работе учителю важно учитывать, что одним из основных компонентов обучения и развития является контроль качества усвоения учащимися знаний и умений. Главное его назначение состоит в том, чтобы установить степень достижения учащимися обязательного уровня технологической подготовки, получить объективную информацию о характере познавательной деятельности школьников, трудностях и типичных ошибках в их работе, определить обусловившие их причины, выявить эффективность организации, методов и средств обучения.
В школьной практике используют разные виды контроля, но в связи с ограниченностью времени, выделенного на контроль, тесты и тестовые задания являются наиболее эффективными способами проверки и оценки знаний учащихся.
Рассматривая тестирование как метод педагогического контроля, целесообразно остановиться на понятиях «тест», «тестовое задание», которые нередко отождествляются, хотя являются совершенно разными видами педагогической продукции. Тест всегда состоит из тестовых заданий, однако не каждый набор тестовых заданий является тестом.
Различия в понимании сущности тестов порождают различия в отношении к тестам. Зачастую мы сталкиваемся со стереотипным определением «теста» как задания на выбор правильного ответа из числа предложенных. Однако, как уже было отмечено, виды тестов отнюдь не ограничиваются данным видом тестовых заданий. Тестовые задания должны образовывать систему.
На наш взгляд, можно дать следующее определение:
Тест - система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.
Тестовое задание - это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.
Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:
• тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);
• тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).
В рамках каждого типа можно выделить несколько видов тестовых заданий в зависимости от формы вариантов ответов.
Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых. Немаловажное значение играет запас времени, которым располагает учитель. <br /><br /> Виды, формы и инструкции для тестовых заданий: <br /><br /> Тесты закрытого типа:
альтернативный выбор - испытуемый должен ответить «да» или «нет»;
установление соответствия - испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков;
множественный выбор - испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка;
установление последовательности - испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности. <br /><br /> Тесты открытого типа:
дополнение - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение);
свободное изложение - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие огра¬ничения на них в задании не накладываются. <br /><br /> Ниже представлены контрольные задания двух уровней усвоения знаний учащимися 5-го класса по разделу “Технология обработки ткани". В соответствии с методикой В.П. Беспалько при разработке заданий первого уровня усвоения применялись: контрольные вопросы альтернативного характера, требующие ответа типа “да — нет”; задания на различение или избирательные (выборочные), в которых дается несколько вариантов ответов (правильные, неправильные, неточные, неполные и т.п ); задания классификации, в которых необходимо установить соответствие между двумя видами явлений. Для построения контрольных карточек второго уровня использовались задания, в которых пропущены слово или часть фразы, конструктивные задания, требующие от учащегося формулировки того или иного понятия, правила, а также типовые задания, условия которых позволяют применить известное правило или алгоритм решения.
Представленные задания могут быть использованы на любом этапе обучения, при текущем, рубежном и итоговом контроле. Распределение заданий по разделам и темам позволяет учителю применять их перед изучением школьниками нового материала, а также на этапах закрепления, повторения и обобщения знаний. При рубежном и итоговом контроле учитель может сгруппировать задания из разных разделов, тем и различных уровней. Подбор заданий при этом может производиться как для всего класса, так и для отдельных учащихся в зависимости от их индивидуальных способностей и уровня обученности.
Результаты итогового контроля учитель может использовать и для диагностирования притязаний школьников. Зная уровень обученности учащегося, педагог проверяет его соответствие уровню сложности выбранных для выполнения заданий. Результаты выполнения заданий также позволяют учителю отслеживать индивидуальный рост знаний учащихся. Изучая обученность школьников, учитель может сделать вывод и о ходе общего развития ребенка и выбрать меры педагогического воздействия, активизирующие процесс формирования знаний и умений.
Разработанные задания можно использовать и при диагностировании знаний учащихся перед началом работы над творческими проектами, в процессе их выполнения и по завершении проектирования. Результаты диагностики позволяют учителю вносить необходимую коррекцию в организацию и руководство проектной деятельностью учащихся. Последовательное проведение контроля усвоения знаний учащимися на разных этапах обучения создает условия для активизации учебной деятельности школьников и повышения качества их технологической подготовки, что в итоге будет способствовать сознательному включению выпускников в самостоятельную жизнь.
Приступая к преподаванию технологии в 5м классе, учителю важно знать уровень технико-технологических умений, приобретенных учащимися в 1-4м классах.
Например, чтобы выявить умения учениц выполнять раскрой материалов по готовым лекалам, можно предложить им обвести лекало на ткани и вырезать деталь по контуру. При этом учитель проверяет точность обводки, скорость работы и умение экономно расходовать ткань.
Приемы владения измерительными инструментами выявят задания на построение геометрических фигур по заданным размерам и вопрос типа: сколько карточек размером 7 х 7 см можно сделать из листа бумаги размером 21x11 см?
Для выявления умений организовать рабочее место, соблюдать безопасные приемы труда при работе с колющими и режущими инструментами (ножницами, иглой), выполнять ручные швы, составлять орнаментальные композиции учащимся предлагаются следующие задания:
1. Отмерить нитку, вдеть ее в иглу, завязать узелок.
2. Предложенный рисунок выполнить известными ручными швами.
3. Назвать швы, изображенные на плакате.
4. Дорисовать растительный орнамент.
5. Составить орнамент из заданных элементов.
Чтобы определить умение планировать свою работу, учитель может предложить школьникам составить план выполнения несложного изделия и изготовить его по образцу.
Могут быть предложены и другие аналогичные задания. Учитель зачитывает их по мере выполнения работы учащимися, предлагает им карточки-задания или делает записи на доске. Подобную работу можно проводить и по итогам изучения отдельных тем. <br /><br /> Тестовые задания находят широкое применение во всех предметах школьной программы. Практика показывает, что учащиеся, которые имеют навыки работы с тестовыми заданиями с младших классов, оказываются более подготовленными при сдаче государственных экзаменов.
Тестовые задания имеют свои преимущества. Они позволяют:
1. Учащимся не терять времени на формулировку ответов и их запись;
2. За небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объема материала и достаточно большого количества учащихся;
3. Проверить качество усвоения у учащихся теоретического и практического материала;
4. Сэкономить учебное время, затраченное на устный опрос;
5. Закрепить у учащихся полученные знания, систематизировать их, выявить главное и второстепенное;
6. Обеспечить индивидуальное развитие ребенка. <br /><br /> Кроме преимуществ тестовые задания имеют и ряд недостатков:
1. Возможен выбор ответа наугад;
2. Проверить можно лишь результат действия и трудно проанализировать ход решения;
3. Категоричность оценки каждого задания. <br /><br /> Тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний учащихся, оставляя в стороне деятельность по созданию объектов труда, воспроизведению конкретных действий, соответствующих практическим навыкам. Поэтому нельзя использовать тестовые задания на уроке как единственную форму контроля и проверки усвоения знаний.
К тестовым заданиям предъявляются определенные требования: наличие четкой инструкции по его выполнению, краткость и четкость выражения его смысла, формулирование задания в логической форме высказывания, правильность расположения его элементов, вариативность содержания, наличие определенного места для ответов, одинаковость правил их оценки в рамках принятой формы. <br /><br /> Использование тестов наряду с традиционными видами контроля обеспечивает объективность контроля знаний, умений и навыков учащихся, массовость и одновременность осуществления контроля, а также его точность, оперативность и своевременность, позволяет учителю более эффективно прогнозировать и планировать учебную деятельность по предмету, помогает учащимся развивать навыки самоконтроля. <br /><br /> Таким образом, использование тестовых заданий на уроках технологии, обеспечивает повышение качества успеваемости, развитие умения применять теоретический материал на практике, овладение теоретическими сведениями, формирование интереса к предмету.
Категория: Технология | Добавил: 55555 (2014-01-31) E
Просмотров: 3298 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-06-30, 8:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru