Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
«Дизайн на уроках обслуживающего труда» Шуткина Т.А – учитель технологии КГУ СОШ №1 г.Абай Карагандинской области Говорят, что 21 век-век дизайна. Может это и так, судя по тому, с какой скоростью врываются сейчас на мировой рынок технологии, материалы. Но что же такое дизайн. В переводе с английского это слово значит «проектировать, чертить, задумать», а также «проект, рисунок, план». Искусство дизайна – одно из самых молодых в мире. Оно возникло лишь в двадцатые годы двадцатого века. Именно в это время стала бурно развиваться промышленность, на человека хлынуло так много разнообразных вещей и приспособлений, что он стал буквально захлёбываться в них. Вот для того, чтобы изучить и учесть возможности отдельного человека и не дать вещам поглотить его, возник дизайн. Он защищает нас от вещей и учит строить отношения с ними. Вещи должны знать своё место и не угнетать человека, а помогать ему, радовать его. И всему этому научить учащихся можем мы на уроках технологии. Учащимися старшего звена была выбрана тема «Дизайн интерьера». Почему именно интерьер? Да потому что большую часть времени мы проводим дома, в родных стенах. И очень хочется, чтобы дома нас окружал комфорт, нам было спокойно и удобно. Дизайн интерьера -тема для учащихся совсем не новая. С ней они встречались на уроках рисования. Уже тогда они говорили об увлечении историческими стилями, особенно неоклассицизмом, который к нам пришёл из Франции, в оформлении интерьера. Они придумывали мебель, украшали картинами стены, наряжали окна. Знакомились с основами композиции, цветоведения. «Чтобы интерьер удовлетворял всех, нужно чтобы в комнате присутствовало несколько различных оттенков преобладающего в ней цвета… Постарайтесь избегать вызывающих цветов» - советует Эмми Вандербильт – автор книги «Этикет». «Нарядные окна» - так назывался урок, который мы проводили с девочками 9 классов. Занавеси определяют первое впечатление, которое производит на человека тот или иной интерьер. Очень модным стало декорировать окна по европейским традициям – ламбрекенами, резными карнизами, кистями и помпонами. Девочкам было представлено несколько вариантов декорирования окон: «модерн», «ретро», «кантри». Они должны были выбрать один из них, подобрать материал и воплотить это на практике. Важное значение имеет связь занавесок со стеной. Очень долго думали мы, что можно предложить на стены и решили обратиться к народному искусству Казахстана. Колыбелью для народного искусства всегда служили природа и окружающий мир. Именно в искусстве выразились представления наших предков об устройстве мира и отношения к нему. Как и у других народов, у казахского народа сложилось специфическое культурное наследие. Гумилёв писал: «Это особая степная культура имела древние традиции и глубокие корни». Все предметы быта, одежда, ювелирные украшения украшались орнаментом. Это объясняется тем, что у казахского народа не были развиты другие виды искусства – живопись, скульптура, графика. Мусульманское духовенство считало всё, кроме орнаментального узоротворчества, запретным и греховным делом. Ислам запрещал изображать людей, животных, и поэтому свои эстетические представления народ мог выразить лишь в орнаментике – это осмысленные и переработанные формы флоры и фауны. Формы ознакомления с произведениями народного декоративного искусства и практического участия в самом процессе декоративного творчества могут быть самыми разнообразными. У учениц 10 класса это произошло в процессе выполнения вышивки «шимен току». Оформленные в изящные рамки эти работы эффектно смотрятся на стенах. Искусство дизайна требует знания красоты, техники и человеческого труда. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с трудом, с трудом в духовную жизнь. Большую любовь, трудолюбие, мастерство, знание законов композиции проявили ученицы 11 класса в работе над гобеленами. Именно они придают интерьеру индивидуальность и самобытность. Когда таких декоративных изделий немного, а расположены они не по соседству с богато орнаментированными элементами убранства, им удаётся придать тому или иному участку интерьера уют, тепло и особый колорит. Воскрешение интереса к гобелену почти одновременно в разных европейских странах не случайно. Интерьер в конце 50-х годов стал настолько функционально строгим, «геометричным», что потребовались вещи, способные одухотворить его, индивидуализировать. Гобелен обладает всеми этими свойствами. Рукотворность, материальность, фактурность, цветовая насыщенность гобелена дают ему значение сильного эмоционального акцента в интерьере. И в заключении хочется сказать, что жизнь в своём сложившемся порядке ежесезонно предлагает нам много новых, порой необыкновенных и часто соблазнительных вещей. Было бы странно, если бы они не обновлялись – развивается наука и техника, меняются условия и образ жизни: мысли, талант неизменно рождают новое. Не надо останавливаться на достигнутом. Творите, дерзайте, фантазируйте. А поможет вам в этом наш верный друг – дизайн. | |
Просмотров: 1066 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|