Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Дизайн на уроках обслуживающего труда
«Дизайн на уроках обслуживающего труда»
Шуткина Т.А – учитель технологии КГУ СОШ №1 г.Абай Карагандинской области
Говорят, что 21 век-век дизайна. Может это и так, судя по тому, с какой скоростью врываются сейчас на мировой рынок технологии, материалы.
Но что же такое дизайн. В переводе с английского это слово значит «проектировать, чертить, задумать», а также «проект, рисунок, план».
Искусство дизайна – одно из самых молодых в мире. Оно возникло лишь в двадцатые годы двадцатого века. Именно в это время стала бурно развиваться промышленность, на человека хлынуло так много разнообразных вещей и приспособлений, что он стал буквально захлёбываться в них. Вот для того, чтобы изучить и учесть возможности отдельного человека и не дать вещам поглотить его, возник дизайн. Он защищает нас от вещей и учит строить отношения с ними. Вещи должны знать своё место и не угнетать человека, а помогать ему, радовать его.
И всему этому научить учащихся можем мы на уроках технологии.
Учащимися старшего звена была выбрана тема «Дизайн интерьера». Почему именно интерьер? Да потому что большую часть времени мы проводим дома, в родных стенах. И очень хочется, чтобы дома нас окружал комфорт, нам было спокойно и удобно.
Дизайн интерьера -тема для учащихся совсем не новая. С ней они встречались на уроках рисования. Уже тогда они говорили об увлечении историческими стилями, особенно неоклассицизмом, который к нам пришёл из Франции, в оформлении интерьера. Они придумывали мебель, украшали картинами стены, наряжали окна. Знакомились с основами композиции, цветоведения.
«Чтобы интерьер удовлетворял всех, нужно чтобы в комнате присутствовало несколько различных оттенков преобладающего в ней цвета… Постарайтесь избегать вызывающих цветов» - советует Эмми Вандербильт – автор книги «Этикет».
«Нарядные окна» - так назывался урок, который мы проводили с девочками 9 классов. Занавеси определяют первое впечатление, которое производит на человека тот или иной интерьер. Очень модным стало декорировать окна по европейским традициям – ламбрекенами, резными карнизами, кистями и помпонами. Девочкам было представлено несколько вариантов декорирования окон: «модерн», «ретро», «кантри». Они должны были выбрать один из них, подобрать материал и воплотить это на практике.
Важное значение имеет связь занавесок со стеной. Очень долго думали мы, что можно предложить на стены и решили обратиться к народному искусству Казахстана. Колыбелью для народного искусства всегда служили природа и окружающий мир. Именно в искусстве выразились представления наших предков об устройстве мира и отношения к нему. Как и у других народов, у казахского народа сложилось специфическое культурное наследие.
Гумилёв писал: «Это особая степная культура имела древние традиции и глубокие корни».
Все предметы быта, одежда, ювелирные украшения украшались орнаментом. Это объясняется тем, что у казахского народа не были развиты другие виды искусства – живопись, скульптура, графика. Мусульманское духовенство считало всё, кроме орнаментального узоротворчества, запретным и греховным делом. Ислам запрещал изображать людей, животных, и поэтому свои эстетические представления народ мог выразить лишь в орнаментике – это осмысленные и переработанные формы флоры и фауны.
Формы ознакомления с произведениями народного декоративного искусства и практического участия в самом процессе декоративного творчества могут быть самыми разнообразными. У учениц 10 класса это произошло в процессе выполнения вышивки «шимен току». Оформленные в изящные рамки эти работы эффектно смотрятся на стенах.
Искусство дизайна требует знания красоты, техники и человеческого труда. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с трудом, с трудом в духовную жизнь.
Большую любовь, трудолюбие, мастерство, знание законов композиции проявили ученицы 11 класса в работе над гобеленами. Именно они придают интерьеру индивидуальность и самобытность. Когда таких декоративных изделий немного, а расположены они не по соседству с богато орнаментированными элементами убранства, им удаётся придать тому или иному участку интерьера уют, тепло и особый колорит.
Воскрешение интереса к гобелену почти одновременно в разных европейских странах не случайно. Интерьер в конце 50-х годов стал настолько функционально строгим, «геометричным», что потребовались вещи, способные одухотворить его, индивидуализировать. Гобелен обладает всеми этими свойствами. Рукотворность, материальность, фактурность, цветовая насыщенность гобелена дают ему значение сильного эмоционального акцента в интерьере.
И в заключении хочется сказать, что жизнь в своём сложившемся порядке ежесезонно предлагает нам много новых, порой необыкновенных и часто соблазнительных вещей. Было бы странно, если бы они не обновлялись – развивается наука и техника, меняются условия и образ жизни: мысли, талант неизменно рождают новое. Не надо останавливаться на достигнутом. Творите, дерзайте, фантазируйте. А поможет вам в этом наш верный друг – дизайн.
Категория: Технология | Добавил: shutkina (2014-02-03) | Автор: Шуткина Т.А. E
Просмотров: 1066 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-06-27, 3:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru