Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Акмолинская область Ерейментауский район ГУ «Новодолинская средняя школа» План - конспект урока в малокомплектной школе Батыров Бекбол Кауанович Учитель технологий I категорий Новодолинская средняя школа а.Ақсуат 2014 год Урок №7 Дата: 19.02. 2014г. Классы: 5 «Б»,6 «Б» Предмет: Технология Классы 5 «Б» 6 «Б» Тема урока Разметка и строение древесины Обобщающий урок на тему Древесина Цели урока 1.Создать условия для получения учениками знаний и формирования умений по разметке и строганию древесины рубанком. 2.Способствовать развитию навыков работы измерительным и чертежным элементом, расширять представление о свойствах различных пород древесины и способах ее оброботки 3.Прививать навыки аккуратности, ответственности, эстетический вкус, стремление к самосовершенствованию. 1.Обобщить и систематизировать знание учащихся о древесине, как о природном кострукционном материале; повторить инструменты и приспособлени, применяемые для ручной оброботки древесины; виды пиломатериалов и древесные материалы; закрепить правила техники безопасности при работе на верстаке; 2.Развивать знания детей, активность, старательность; 3.воспитывать бережное отнашение к деревьям, изделиям из древесины, прививть интерес к профессии Столяра. Тип урока Урок обучения умениям работать с рубанком. Урок повторения Объект труда Ручка для киянки Методы обучения Беседа, рассказ,практическая работа Методическое оснащение урока Наглядные пособия: плакаты «Разметка и строение древесины» Раздаточный материал: карточкизадания, брусок квадратного сечения. Кроссворд «Породы древесины», таблица «Строение дерева» Оборудование Верстак, заготовки, рубанки, угольники, линейки, карандашикарточки задания Столярный верстак, инструменты и приспособления для ручной обработки древесины Межпредметная связь Математика, черчение, русский язык Новые термины Фуганок, рубанок, шерхебель, строгание Ход урока I Организационный момент 3 мин II Повторение пройденного материала Тестовые задания: Тест 1. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины 1. Как называется профессия рабочего, занятого руч- ной обработкой древесины? □ а) столяр; □ б) распиловщик; □ в) токарь. 2. Чем оборудуется рабочее место для обработки дре- весины? □ а) столярный верстак; □ б) лакокрасочные материалы; □ в) кресло; □ г) заготовка. 3. Что не применяется для закрепления заготовок на верстаке? □ а) боковой зажим; □ б) клин; □ в) лоток; □ г) поворотные пальцы. 4. Для чего используются выдвижные и поворотные пальцы? □ а) для регулировки высоты верстака; □ б) для опоры длинных заготовок при строга- нии; □ в) для упора заготовок при строгании. 5. Для каких целей служит передний и задний за- жим? □ а) для закрепления заготовок; □ б) для удобной фиксации чертежей и эскизов; □ в) для закрепления инструмента. 6. В предмете «Технология» изучаются: □ а) технологии производства автомобилей; □ б) технологии создания медицинских ин- струментов; □ в) технологии преобразования материалов, энергии, информации; □ г) технологии создания самолётов и космиче- ских аппаратов. (Ответы: 1 - а, 2 - а, 3 - в, 4 - б, 5 - а, 6 - в. ) 7мин Повторение пройденного материала (устный опрос) - Какие изделия из древесины вы знаете? - Какими свойствами должна обладать древесина, чтобы изготовленные из неё изделия хорошо сохраняли свою форму и размеры? - На какие две группы пород делится вся древесина? - Приведите пример лиственных пород? - Приведите пример хвойных пород? - По каким признакам различают породы древесины? - Что называют текстурой древесины? - Из каких частей состоит дерево? - Что представляет собой ствол дерева? - Скажите, пожалуйста, а что является вашим рабочим местом в мастерской для ручной обработки древесины? - Как называется профессия рабочего занятого ручной обработкой древесины? - Назовите правила техники безопасности при работе на верстаке? - Какая специальная одежда необходима для работы? - Как нужно правильно подобрать верстак для работы? - Назовите основные части столярного верстака? - Для чего нужны отверстия под клинья? - Для чего нужен выдвижной лоток? - Каким должно быть основание у столярного верстака? - Какие инструменты для ручной обработки древесины вы знаете? - Какие лесоматериалы можно получить при распиловке дерева? - Чем измеряют длину и диаметр лесоматериала? вы знаете? В чём преимущество сушки древесины в камерах в сравнении с естественной сушкой? - Какие пиломатериалы можно получить из древесины? - Какие виды материалов получаемых из древесины вы знаете? III Объяснение нового материала: Строгание древесины- обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей. (Демонстрация плакатов Разметка и строгание древесины.) Учащимся сообщают, что им предстоит ознакомиться с новой операцией обработки древесины – строганием. Оно применяется для придания изделиям необходимой формы, размеров и требуемого качества поверхности. Учащимся предлагают привести примеры использования строгания при изготовлении различных изделий. Дальнейшее своё объяснение я обязательно сопровождаю показом приёмов работы с инструментом и на наглядных таблицах. 10мин Тесты о древесине: (Приложение1) Правильные ответы: 1-а,2-б,3-в,4-г,5-а,6-б,7-б,8-в,9-г, 10-6. IV Закрепление нового материала: Работа с карточками (Прил2) Правильные ответы на тест: Вариант №1:1-3; 2- 3; 3-2; 4-2; 5-3.Вариант №2:1-2; 2-1; 3-3; 4-1; 5-2. 5мин Практическая работа: Виды пиломатериалов (прил 3) V Практическая работа (Прил 5) -Выбрать брусок квадратного сечения. -Разместить заготовку на восьмигранник. -Сострогать рёбра до получения восьмигранника. - Сострогать рёбра до получения шестнадцатигранника. - Зачистить деталь шлифовальной бумагой. 12 мин Закрепление раздела «Древесина» -Решение крассворда «Породы древесины» (Прил4) -Взаимопроверка VI Заключительный инструктаж (Уборка рабочих мест) 3 мин. VII Подведение итогов 3 мин Тесты для 6 кл. (Прил1) Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы 1. Как называется тонкий слой клеток, расположенный между корой и древесиной? □ а) камбий; □ б) кора; □ в) заболонь; □ г) ядро. 2. Какой слой древесины проводит соки, питающие дере- во? □ а) пробковый; □ б) лубяной; □ в) сердцевина; □ г) сердцевинные лучи. 3. Каким способом выполняется тангенциальный разрез ствола дерева? □ а) поперёк оси ствола; □ б) вдоль оси ствола, через сердцевину; □ в) параллельно сердцевине с удалением на неко- торое расстояние. 4. Какая из пород древесины не является хвойной? □ а) сосна; □ б) кедр; □ в) пихта; □ г) ольха. 5. Какая из пород древесины имеет белый с красноватым оттенком цвет и слабо выраженную текстуру? Она твёр- дая и вязкая, но быстро загнивает. □ а) берёза; □ б) дуб; □ в) осина; □ г) лиственница. 6. Какой из видов пиломатериалов называется брус? □ а) пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины; □ б) пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм; □ в) боковые части бревна, оставшиеся после его распиловки, 7. Что такое торец? □ а) широкая плоскость материала; □ б) поперечная плоскость пиломатериала; □ в) линия, образованная пересечением плоскостей. 8. Что такое шпон? □ а) прессованные листы из пропаренной и измель- чённой до мельчайших волокон древесины; □ б) листы, полученные путём прессования опилок, стружки и древесной пыли; □ в) тонкий слой древесины, полученный путём строгания или лущения. 9. Для чего применяется лущильный станок? □ а) для получения ДВП; □ б) для получения пиломатериала; □ в) для получения фанеры; □ г) для получения шпона. 10. Что такое фанера? □ а) пиломатериал толщиной менее 100 мм и шири- ной менее двойной длины; □ б) пиломатериал, состоящий из трёх и более слоёв лущёного шпона; □ в) пиломатериал, полученный при продольном распиливании бревна пополам. Виды пиломатериалов 6 кл. (прил 3) 3. Практическая работа «Виды пиломатериалов». У вас на столах лежат карточки с разным пиломатериалом. Задание: Найти и подписать название каждого пиломатериала. Виды пиломатериалов Кроссворд «Породы древесины» 6 кл. (прил 4) 1. Дерево, имеющее мягкую 1. Дерево, имеющее мягкую древесину, используемое для изготовления художественных изделий? (Липа) 2. Прочная, устойчивая к загниванию порода, используется для изготовления мебели и паркета. (Дуб) 3. Смолистая древесина жёлто-белого цвета применяется для изготовления музыкальных инструментов (Ель) 4. Древесина хвойной породы, твёрдая, долго не загнивает. (Лиственница) 5. Мягкая древесина, применяется для изготовления спичек(Осина) 6. Сильно смолистая древесина, с чётко выраженной текстурой. Применяется в строительстве и столярно-мебельном производстве. (Сосна) 7. Твёрдая, лиственная порода, быстро загнивает. Используется для изготовления фанеры (берёза) 8. Мягкая, лёгкая древесина идёт на изготовление лопат (тополь) 9. Лёгкая древесина, не имеющая запаха. Её кора имеет сильный и приятный запах. (пихта) Работа с карточками 5 кл. (прил 2) вариант №1 Ученик_________________5 «____» № Вопрос Ответ 1 Ответ 2 Ответ 3 1 Как называется этот элемент доски? Кромка Торец Пласть 2 Природный рисунок древесины. Текстура Ядро Сердцевинные лучи 3 Изображение изделия, выполненное с помощью чертёжных инструментов по определенным правилам Эскиз Чертёж Технический рисунок 4 Пилы с такой формой зубьев предназначены для: Поперечного пиления Смешанного пиления Продольного пиления 5 К хвойным породам древесины относятся: Сосна, пихта, дуб Сосна, осина, берёза Сосна, кедр, ель вариант №2 Ученик_________________5 «____» № Вопрос Ответ 1 Ответ 2 Ответ 3 1 Как называется этот элемент доски? Кромка Торец Пласть 2 Природный рисунок древесины. Сердцевинные лучи Текстура Ядро 3 Наглядное объёмное изображение изделия, выполненное от руки с указанием размеров и материала. Эскиз Чертёж Технический рисунок 4 Пилы с такой формой зубьев предназначены для: Поперечного пиления Смешанного пиления Продольного пиления 5 К лиственным породам древесины относятся: Берёза, пихта, дуб Дуб, осина, берёза Берёза, кедр, ель «Изготовление деталей цилиндрической формы ручным инструментом» - (Приложение 5) Изготовление ручки для киянки. № Последовательность выполнения работы Изображение Инструмент 1. Выбрать брусок квадратного сечения. Линейка, ножовка 2. Разметить заготовку на восьмигранник. Линейка, карандаш 3. Сострогать рёбра до получения восьмигранника. Верстак, рубанок 4. Сострогать рёбра до получения шестнадцатигранника. Верстак, рубанок 5. Зачистить деталь шлифовальной бумагой. Шлифовальная бумага Нож рубанка (как и режущая часть всех столярных инструментов) в своей режущей части затачивается в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки. Фуганки и рубанки бывают со стружколомателем (стружколомом). Стружколом (рис.б) препятствует излишне глубокому вхождению ножа в древесину и образованию слишком длинных стружек Этими инструментами с дере¬вянных заготовок сострагивают стружки. Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка — прямолинейная. Шерхебелем выполняют первичное, более грубое строгание поверхностей, а рубанком — окончательное, чистовое. «Шерхебель» — слово немецкого происхождения, что означает «струг для грубого срезания». Рубанок состоит из колодки, ножа, клина, ручки. Предназначен рубанок для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также состра¬гивания заготовки в нужный размер. Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими или комбинированными. Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности. Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачива¬ется в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки. Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположе¬но над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1 ...0,3 мм у рубанка. Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой — за колодку или ручку с передней стороны. Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце — на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой. Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны. Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра | |
Просмотров: 1368 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|