Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Использование современных образовательных технологий на уроках технологии
Использование современных образовательных технологий на уроке технологии

Сатбеков Нуртас Мухамбетбекович,
учитель технологии высшей категории
высшего уровня квалификации
Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования – это понятие, аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в освоении образовательных программ.
Я работаю в образовательном учреждении свыше 26 лет. В 2010 г. был аттестован аттестационной комиссией Управления образования г. Алматы сроком на пять лет, после чего была подтверждена высшая квалификационная категория. В данный момент работаю над темой самообразования “Внедрение информационных технологий на уроках технологии”.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые (а может быть хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником. Объяснительно-иллюстративный метод уже не годится. Так как самостоятельная деятельность учащихся ограничена, снижена мотивация и замечается некоторая пассивность детей, нет возможности нащупать творческую “жилку” ребёнка.
В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий, в том числе, и современные. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области “технология” с другими образовательными областями, я пришел к выводу, что основные из них – это проектные, информационные, интеграционные, моделирующие.
Особое значение имеет предметное содержание деятельности и подбор соответствующих ему способов и средств деятельности учителя и ученика. В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому учителю важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Как повысить интерес к уроку, предмету, данной теме? Задумываясь над этим вопросом, я предположил, что строить деятельностный компонент следует, прежде всего, на интегративной основе.
Отмечу, что, к большому сожалению, очень мало методической литературы по проблеме интеграции предметной области “технология” с другими предметными областями.
В условиях модернизации образования процесс интеграции нельзя замыкать лишь на создании интегрирующих курсов, он шире. Интегрирующими факторами могут быть способы деятельности учащихся, интеллектуальные технологии, экологическое содержание и т.д.
Самостоятельная работа учащихся над разрешением поставленной проблемы, получение конкретного результата и его публичное представление – это уже характер проектной деятельности.
1. Тема проекта связана с изучением культурных традиций, особенностей дизайна интерьера, истории, применением информационных технологий, эстетических и экологических знаний.
2. Цели образовательные и воспитательные: вовлечение каждого участника проекта в активный познавательный процесс; воспитание у детей чувств патриотизма через развитие интереса к народному творчеству, культуре и традициям народов Казахстана.
3. Задачи учебно-педагогические: формирование навыков исследовательской деятельности; развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
4. Материально-техническое обеспечение и учебно-методическое оснащение: аудио-системы, школьная иблиотеки, фотоматериалы из журналов, Интернет.
5. Этапы проекта:
1 этап – организационный. Проводится подготовка к работе: учащимся на уроках информационных технологий предлагается разработать и представить презентацию на заданную тему. Урок проводится с представлением мини-экспозиций, учитель демонстрирует имеющиеся в кабинете макеты, сделанные учащимися.
2 этап – планирование. Определив задачи, учащиеся делятся на группы (дифференцированный подход в обучении), которые работают над своим проектом. Название проекта дети определяют самостоятельно. В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится аналитическая деятельность: что уже есть, а что надо доработать и как действовать. Создаётся банк предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке целей, корректирует работу, следит за действиями учащихся.
3 этап – исследование. Урок начинается с повторения изученного материала, после чего дети начинают работать с компьютером. С помощью программы Paint разрабатываются индивидуальные варианты оформления эскиза, анализируются, доказывается актуальность его. После совместного обсуждения принимается эскиз, на основе которого будет сделан макет. Учитель корректирует последовательность технологических операций.
4 этап – практическая деятельность. Цель данного этапа: сделать макет по выбранному группой эскизу. Материалы: картон, ткань, ножницы, игла, нитки, клей, фурнитура. Учитель сообщает о задачах каждой группе, после чего дети начинают работать, соблюдая технологический процесс.
5 этап – презентация. Результаты работы представляются в виде письменной творческой работы, включающей историческую справку, печатные или рисованные разработки эскизов, описание экологического компонента и экономическое обоснование в виде таблицы.
№ п. п. Используемый материал Цена (тен.) Расход материалов на изделие Затраты (тен.)
1.
2.
3.
ИТОГО:
6 этап – оценка результатов. Участники проекта делятся своими мнениями, отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объём использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчёта.
Считаю, что разработка подобных проектов – это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. А именно на этом акцентирует внимание компетентностный подход в обучении. Создание творческих проектов занимает одно из приоритетных мест программы по технологии. Смею заметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. А, если проекты, разработанные учащимися, выполняются с целью улучшения или усовершенствования быта и жизнедеятельности людей – это дорогого стоит.
В поле моей педагогической деятельности и профессиональных интересов – инновационная работа в школе, а именно: применение информационных технологий на уроках технологии. К сожалению, даже в 21 веке, когда в школе доступен компьютер, а к Интернету подключены почти все образовательные учреждения, не каждый учитель технологии имеет возможность использовать информационных технологий на своих уроках. Считается, что урок «технология» не столь важен. Но я считаю, что не только дети, но в первую очередь учителя должны быть разносторонне развиты, и идти в ногу со временем. Поэтому, компьютер – один из лучших помощников на уроке. И не всегда можно купить методическое пособие к той или иной теме по причине финансирования или необходимых комплектов просто нет в продаже. В таких случаях компьютер – просто находка для подготовки к урокам. Я полагаю, что применение информационных технологий позволит мне реализовать одну из ключевых образовательных компетенций – информационную. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в предмете “технология”.
Стараюсь широко использовать построение уроков на основе моделирующего обучения (игровые, ролевые ситуации, соревновательные элементы), а также технологии дифференцированного подхода в обучении (групповые формы учебной работы) и построение уроков на основе коммуникационных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы). Думаю, что при такой форме проведения уроков достигается их развивающая цель, а именно – самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение от главного второстепенного, ответственность за свою работу. А это отражает коммуникативная образовательная компетенция.
К современным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям. Составляя план урока, и выстраивая единую линию, я пришел к выводу, что следует применить элементы критического мышления. То есть, выстроить урок по определённому алгоритму: вызов>осмысление>рефлексия (размышление). Мне удалось вызвать мотивацию, связанную с различными ассоциациями (ассоциативное мышление). И, в то же время, применялось построение урока на ситуативной основе. Все примеры были взяты из жизненных ситуаций, следовательно, детям легко было понять проблему в данный момент на уроке и начать рефлексивную деятельность.
В современных условиях сегодняшнего дня вопрос организации познавательной деятельности обучающихся на уроках, в том числе и на уроках технологии, не утратил своей актуальности, а приобрёл современный вид. Школа должна не только помочь своим учащимся достичь формально высокого образовательного уровня, но, самое главное, обеспечить условия для их непрерывного образования и самообразования, то есть удовлетворять насущные потребности в знаниях. Необходимо создать условия для формирования новых образовательных потребностей и их всемерное удовлетворение. “Общеобразовательная школа должна формировать целую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования”… Следовательно, необходимо вносить соответствующие изменения и в реализуемое содержание образования, и в форму организации учебного процесса, и в применяемые педагогические технологии.
Я считаю, что нынешнему поколению школьников предстоит решать неотложные и сложные народнохозяйственные задачи, в том числе проблемы лёгкой промышленности, здравоохранения, продовольственные проблемы. Наличие в интеллектуальном багаже данных проектов, также как и исполнение технологических знаний, и, особенно, умений и навыков, просто необходимо. Именно такие знания расширяют наши представления о жизни, быте, традициях и обрядах наших предков, позволяют применить их в современной жизнедеятельности, дизайне, моделировании и конструировании, способствуют применению полученных знаний в практической деятельности для преобразования и усовершенствования известного. Творческая личность двигает прогрессом, изобретая всё новые и новые технологии. А значит, есть возможность создавать новую технику, материалы, технические и биологические системы.

Источник: http://вытсупление
Категория: Технология | Добавил: ольга7284 (2014-12-25) | Автор: Сатбеков Нуртас Мухамбетбекович E
Просмотров: 2403 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru