Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
«Детское техническое творчество. НТМ – первая ступень к авиа- и судомоделированию» Авиа- и судо- моделизм – одни из основных видов детского технического творчества. Занимаясь ими, дети и подростки закрепляют и углубляют знания, полученные в школе на уроках физики, математики, истории, черчения, и применяют их на практике, кроме того, получают знания, умения и навыки, которые не может дать школа. Процесс занятий воспитывает у ребят любовь к труду, целеустремлённость, самостоятельность, коммуникативность, оказывает позитивное влияние на формирование личности каждого ребёнка. Занимаясь любимым делом, обучающиеся более активно приобретают новые знания, легче и раньше других определяются с выбором будущей профессии и, как правило, добиваются лучших результатов. Авиа- и судо- моделизм представляют собой творческий, производительный труд, который способствует развитию интеллектуальных способностей ребёнка, формированию гражданско-патриотических качеств личности. В процессе занятий у занимающихся вырабатываются: привычка к порядку, точности, аккуратности, систематичности; развивается выдержка, терпение, усидчивость; воспитывается умение не отступать перед трудностями; происходит работа над собой, искоренение в себе тех или других недостатков; повышается осознание ценности своей личности, что ведет к росту самоуважения. Занятия техническим творчеством дают детям возможность совместной общественной деятельности и способствуют формированию личности, умеющей сообща работать с другими; воспитывают у них уважение к производительному труду и его результатам, создают гармонию между словом и делом, мыслью и деятельностью. На занятиях кружков авиа- и судомоделированием занимаются дети, в основном, начинают посещать с школьного возраста, программа кружка предполагает на занятиях выполнение чертежей, конструирование моделей. Качественное усвоение материала, продуктивная практическая деятельность на занятии у тех детей, у кого в достаточной степени сформированы конструкторско- технологические навыки. Понятно, что первой ступенью к авиа- и судомоделированию можно назвать занятия в кружке «Начальное техническое моделирование», основной целью которого является развитие конструкторских способностей. Возможно, ли заниматься с детьми начальным техническим моделированием с дошкольного возраста? Психолог по образованию, имеющий большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, считаю, что целенаправленная и систематическая работа в процессе занятия начальным техническим моделированием у детей дошкольного возраста, способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка. Особенностью конструктивного мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов. Заниматься в полной мере начальным моделированием с детьми дошкольного возраста не представляется возможным в связи с сенситивными особенностями детей дошкольного возраста. Изготовление плоских поделок из бумаги, изготовление аппликаций, изготовление объемных поделок, изготовление дергунчиков, изготовление поделок с использованием спичечного коробка, изготовление поделок из полосок картона и бросового материала - это основные виды работы с детьми дошкольного возраста кружка «Начальное техническое моделирование». На занятиях дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетные, театрализованные), поделки для украшения интерьера и т.п. И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросёнок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную часть, сохраняя при этом общую основную структуру. Существует разные техники работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространёнными в педагогической практике. Начиная с пяти лет, дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание, скручивание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше - в три-четыре года. Создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования - по образу и по условиям- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Дети учатся читать схемы, выполнять последовательность поделки по предложенному образцу, тем самым закладывая в основу развития начальные конструкторские способности. Занятия в кружке «Начальное техническое моделирование» прежде всего результативные занятия. Важно продумать формы организации занятий, подобрать такие методы и приемы так, чтобы ребёнок захотел учиться конструировать и мастерить. Очень важно находить детским работам практическое применение. Их можно использовать как подарки, для игры, на занятиях и др. Работа детей обязательно анализируется, так как это один из стимулов её улучшения. Учитывая возраст и возможности детей, анализ должен носить обучающий и воспитывающий характер. Зарекомендовал себя игровой приём, при котором анализ проводится от лица игрушки, тогда и критика не обижает, а воспитывает. Дети учатся самостоятельно анализировать поделки, высказываться о работе товарища, давать советы друг другу, делится своим мнением, как бы построил он сам. Причем очень важно учить детей доброжелательно, уважительно относиться к работе товарищей, тактично, справедливо говорить о недостатках, и, конечно, не обижаться на критику. Стремление научиться самому делать поделки из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, участие в выставках с изготовленными своими руками работами в будущем увлечёт ребят, отвлечёт от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Мир техники велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволят лучше узнать её, развивают конструкторские способности, техническое мышление, способствуют познанию окружающей действительности. | |
Просмотров: 768 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|