Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Экологическое воспитание школьников на уроках технологии Толматова Т.Ю., учитель технологии КГУ "СОШ № 1 им. Н.Г. Чернышевского", г. Семей Направление нашей работы по экологическому воспитанию мальчиков на уроках технологии связано с проблемой нашего региона, которая остается острой на протяжении уже восемнадцати лет, с 1997 года. Несмотря на активную работу резервата «Семей орманы» по восстановлению нашего соснового бора, в критическом состоянии остается по сей день десятки тысяч гектар гаревой площади .
Свыше 70 видов диких животных и птиц, занесенных в Красную книгу, обитало в наших лесах. Но, увы, сейчас их численность значительно сократилась. Пожарами уничтожены места обитания животных, кормовые и защитные угодья десятков видов птиц и зверей. Помня о том, что нашим пернатым друзьям не хватает корма и места для укрытия, а помощь пернатым — весьма доступное и благородное задание для юных любителей природы, возникла идея экологического проекта «Мой скворечник». Экологическое воспитание имеет своей целью формирование мировоззрения, позволяющего чувствовать себя ценной составляющей мира, в котором он живет, элементом окружающей природы, от которой зависит его благополучие. А как школьник может стать этой составляющей, какую он может оказать практическую посильную помощь природе? Как почувствовать детям себя нужными, частью окружающей природы, от которой зависит ее благополучие? Как практически учащиеся могут помочь решению данной проблемы? Интегрируя наши уроки с уроками биологии своей целью мы поставили на основе наблюдений за представителями орнитофауны и изучая сведения о биологии и экологии гнездовых птица нашего региона с целью привлечения и размножения мигрирующих птиц, в частности скворцов, а также мелких птиц-дуплогнездников создать и установить искусственные гнездования на территории нашего города. Обратить внимание детей и взрослых к этой проблеме, используя творческое направление в работе (создание оригинальных декорированных скворечников, которые бы вписались в городской ландшафт), а также через проведение конкурсов – проектов на создание лучшего скворечника среди учащихся и их родителей нашей школы. Попробовать сделать традицией ежегодное проведение подобных конкурсов в рамках городских учебных заведений с размещением лучших работ на территории города. Чтобы работа была наиболее интересная и объемная, мы решили заинтересовать и привлечь к проекту наибольшее число ребят. Для этого объявили конкурс на лучший декоративный скворечник и поставили одним из условий нашего проекта -создание декорированного скворечника, но при этом он должен соответствовать всем техническим нормам, то есть должен быть пригоден для гнездования птиц. При оценке результатов конкурса учитывалась как правильная технология сборки, а так-же внешний вид домика для птиц. Гипотеза нашего проекта состоит в том, что вещи, выполненные своими руками, декорированные собственноручно, имеют свою изюминку и практическую пользу: привлекают внимание жителей города, развивают художественный вкус, позволяют реализовать творческие способности и формируют экологическое сознание. В интернете очень много различных моделей скворечников. Мы старались не повторять ошибки многих современных промышленных дизайнеров, усилия которых направлены не на изменение условий проживания пернатых, а, скорее, о внешнем виде, то есть усилия направлены в первую очередь на людей. Изменению подвергаются конструкция, раскраска и форма летка, но законченный вариант зачастую не пригоден для проживания. Материал, который мы использовали, это отходы столярных производств, ветки и спилы сухостоя сухих веток, солома и т.д. При оценке результатов конкурса учитывалась правильная технология сборки, а так-же внешний вид домика для птиц. Существуют определенные технологические правила по изготовлению искусственного гнездовья. На основе обязательных технических требований ребята разрабатывали индивидуальные проекты декорированных скворечников. Подобраны материалы для работы. Учащиеся начальных классов выполняли работу со своими родителями, учащиеся 5-8 классов изготавливали работу на уроках на дополнительных занятиях по технологии, 9-11 классы выполняли работу на уроках технологии в рамках проектной деятельности. После подведения итогов конкурса лучшие работы были развешаны на деревьях школьной территории. Сама тема скворечников и кормушек ни для кого не новая, еще с начальных классов мы знакомимся со способами помощи нашим пернатым братьям. Мы, педагоги, будучи детьми, в школе, на уроках столярного дела сами изготавливали скворечники и синичники, а затем развешивали эти домики для птиц на территории школы. У нас возникла идея о создании проекта, который имеет своей целью восстановление доброй традиции изготовления скворечников школьниками, отвечающих техническим требованиям, затрачивая при этом минимальное количество материала. Размещение в переспективе созданных скворечников планируется так же на пришкольной территории с целью наблюдения за птицами, на территории парков и зеленых зонах нашего города. При проектировании большое внимание уделялось решению ряда проблем, связанных с отсутствием эстетики, оригинальности и дизайна. В итоге мы добились оригинальности каждого из созданных изделий. Нам хотелось, чтобы наши скворечники привлекали не только птиц, но и внимание тех людей, кто увидит их и возможно задумается над проблемами, угрожающими братьям нашим меньшим. Ведь вокруг много творческих и небезразличных к проблемам экологии людей. Каждый скворечник неповторим. А фантазия ребят неистощима. Итоги конкурса, посвященного птицам, тому подтверждение: необыкновенное разнообразие скворечников, выполненных в самых разных техниках из разных материалов удивит и порадует птиц весною. Чьи образы вы только не увидите в наших скворечниках… Это и смешная мышь, крепко держащая кусок сыра, и спящая кошка с открытым ртом, который является в свою очередь летком для птиц, и знакомые герои мультфильмов. Здесь же вы увидите старинную избушку и ажурный бревенчатый теремок. Это и старинный замок, и домик с дровняком. Часы с кукушкой, большой дом с резной верандой, итальянское шале с цветами на окнах, «птичье бунгало» и т.д. Мы уже знаем, что наши скворечники обитаемы. Любой может полюбоваться на домики для птиц, созданные ребятами нашей школы, пройдя по улице вдоль школы. Мы считаем они не должны оставить равнодушными ни птиц, ни людей. Очень хотелось бы чтобы нашу идею поддержали другие школы. | |
Просмотров: 1063 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|