Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Функциональное творчество Толматова Т.Ю., учитель технологии КГУ "СОШ № 1 им. Н.Г. Чернышевского" Хочу поделиться своим опытом, как в рамках, отведенных временем урока, грамотно освоить понятия технологии, экономики и декоративно-прикладного искусства. Чтобы знания этих дисциплин не были разорванными, мы нашли способы соединить, интегрировать эти разделы науки и искусства. Специфика предмета технология такова, что изучая новый материал, знакомясь с различными технологиями, мы выполняем практические творческие работы. Хотелось бы провести максимальной пользой время, отведенное рамками урока. Так возник вопрос о целесообразности, функциональности тех работ, которые мы выполняем во время учебного процесса. Словарное значение слова «технология», определяется как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Применение научного знания для решения практических задач. Учащиеся сегодня понимают, что сфера предпринимательства остается одной из ключевых механизмов активизации социально-экономической жизни общества. В нашей стране много внимания отводится на решение проблем развития малого и среднего бизнеса, осуществляются программы поддержки для обеспечения производства конкурентоспособной продукции. И возможно кто-то из ребят свяжет свою жизнь с данным направлением деятельности. Так возникла идея создать на базе школьных занятий модель предприятия - изготовителя мебели, соединив два направления –экономику и творчество. Для решения поставленных задач мы использовали методы анализа, наблюдения, сбора материала и творческого эксперимента. Согласно научному обоснованию многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Изучая экономику, мы знакомились с деятельностью предприятий малого и среднего бизнеса в нашем городе, знакомились со структурой ценообразования и ее отраслевыми особенностями. В частности у предприятий-производителей мебели, имеющих очень высокие торговые надбавки, обуславливающие достаточно высокие цены на изделия мебельного производства. Данная информация и подтолкнула нас попробовать сделать альтернативный продукт, в котором будет совмещена творческая оригинальность, которая привлечет внимание потребителя, невысокая себестоимость и функциональность данного изделия. Ну и, конечно, что немаловажно для нас. Наша школа не совсем обычная. Она старейшая в нашем городе. В этом году она отметит свой 120-летний юбилей. И очень хорошей мотивацией для старшеклассников послужило предложение о возможности через созданные ими изделия оставить в родных стенах какую-либо память о себе. Почему бы не создать то, что украсит интерьер нашей школы? Целью было доказать, что мы можем сделать творчество на уроках технологии функциональным. Т.е. опираясь на полученные знания, рассчитать и организовать изготовление в условиях школы эстетичного, качественного, конкурентоспособного, востребованного потребителем продукта. Востребованного в данном случае нашей школой. Рассчитывая затраты, выбирая материалы, обосновывая экономически, построить экспериментальную модель индивидуального производства. Так как в круг социальных требований эстетики труда входит обязательное соответствие производимых изделий общественно необходимым потребностям, мы учитывали, какие изделия будут действительно необходимы нашей школе. В пустых школьных коридорах давно назрела необходимость поставить лавочки, которые выполняют разные функции, и как место отдыха, и их же используют при проведении различных мероприятий, и как дополнительные места при проведении общешкольных родительских собраний, и как эстетическое оформление помещений школы. На изготовление данного изделия нас натолкнула еще и идея утилизации металлолома, хранившегося в подвале школы, состоящего из устаревших сломанных металлических оснований школьных стульев. В данном случае интересным было решение еще одной задачи. Задачи повторного использования. Так возникла идея создания школьных скамеек, где самая дорогостоящая часть - металлическое основание - будет выполнено из отходов, что должно сформировать низкую себестоимость изделия. На основе разработанных технологий было предложено в рамках темы проектной деятельности для старшеклассников организовать изготовление таких же изделий, только с оригинальным дизайном. Стремление к эстетическому совершенству в изделиях материального производства обладает рядом особенностей. Во-первых, форма предметов должна отвечать требованию единства функции и материальной основы. Эстетически полноценными становятся только технически совершенные изделия, экономичные и удобные в эксплуатации. Что такое функциональность продукции с позиций потребительского выбора? Как показывает практика, критерии этого понятия значительно шире, чем принято считать. Так, функциональность обиходных предметов определяется не только их техническими характеристиками, но и возможностью максимально комфортного использования. А качество подразумевает не только срок службы и надежность, но и удобство в обращении. Эти и многие другие особенности определяет понятие эргономичности изделия. Нужно было достигнуть такого уровня качества продукции, который позволит удовлетворить спрос на нее по сравнению с соответствующими базовыми изделиями при тех условиях потребления, которые существуют в общеобразовательной школе. Уровень качества продукции определялся с помощью выбранных для его определения показателей, которые предъявляются к аналогичным изделиям, предлагаемым рынком продаж продукции для школы. Когда мы просчитывали затраты на необходимые материалы, продумывали сведение к минимуму количества отходов, не могли не заинтересоваться мировой практикой об извлечении максимума из материалов, понятием «циркулярной экономики». Например, интересен в этом направлении опыт Финляндии, которая может поделиться своими богатыми знаниями о том, как можно использовать инновационные технологии в ключевых отраслях, отдает приоритет инвестициям в продвижение циркулярной экономики среди новых важнейших проектов. Понятие «циркулярная экономика» », т.е. экономика полного цикла — это когда все материалы полностью утилизируются и перерабатываются — приобретает все большую ценность и становится важнейшей целью в мире, сталкивающемся с такими критическими проблемами, как изменение климата и истощение природных ресурсов. При разработке технологии изготовления для уменьшения себестоимости мы разработали вариант использования лома старых школьных стульев для выполнения самой дорогостоящей части изделия - металлической основы скамеек вместо дорогой металлоконструкции (причем во время работы возникло много других идей вторичного использования этих вышедших из употребления материалов, которые можно найти наверное в каждой школе). Так как нашей целью не является продажа произведенных нами мебельных изделий, такие направления бизнес-плана, как анализ рынка, уникальность продукта, конкурентноспособность нас интересовали в целях преимущества и экономической выгоды по отношению к другим производителям подобной продукции. Для учеников очень важно знать что то, что они делают на уроке, должно быть нужным и необходимым. Полученный результат может быть применим для чего-либо. А понятия экономики становятся более реальными и осязаемыми, когда мы можем приложить эти понятия к тому, что делаем сами. Мы хотим обратить внимание, что найденные нами технологии изготовления скамеек и доски магнитной являются целиком нашей идеей и разработкой. Наша работа была построена так, чтобы наши индивидуальные работы в итоге были объединены в одну общую композицию, которая смотрелась бы целостно в коридорах нашей школы. Поэтому мы все были в нашей совместной деятельности соавторами, соучастниками в выполнении данной работы. Этому и способствовало объединение индивидуальных работ в единую композицию, которая сейчас украшает коридоры нашей школы. Ну и конечно, если наш опыт заинтересует кого-то, мы рады будем поделиться нашими разработками и технологиями выполнения данных изделий. | |
Просмотров: 667 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|