Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Функциональное творчество
Функциональное творчество

Толматова Т.Ю., учитель технологии
КГУ "СОШ № 1 им. Н.Г. Чернышевского"

Хочу поделиться своим опытом, как в рамках, отведенных временем урока, грамотно освоить понятия технологии, экономики и декоративно-прикладного искусства. Чтобы знания этих дисциплин не были разорванными, мы нашли способы соединить, интегрировать эти разделы науки и искусства.
Специфика предмета технология такова, что изучая новый материал, знакомясь с различными технологиями, мы выполняем практические творческие работы. Хотелось бы провести максимальной пользой время, отведенное рамками урока. Так возник вопрос о целесообразности, функциональности тех работ, которые мы выполняем во время учебного процесса.
Словарное значение слова «технология», определяется как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Применение научного знания для решения практических задач.



Учащиеся сегодня понимают, что сфера предпринимательства остается одной из ключевых механизмов активизации социально-экономической жизни общества. В нашей стране много внимания отводится на решение проблем развития малого и среднего бизнеса, осуществляются программы поддержки для обеспечения производства конкурентоспособной продукции. И возможно кто-то из ребят свяжет свою жизнь с данным направлением деятельности. Так возникла идея создать на базе школьных занятий модель предприятия - изготовителя мебели, соединив два направления –экономику и творчество.
Для решения поставленных задач мы использовали методы анализа, наблюдения, сбора материала и творческого эксперимента.



Согласно научному обоснованию многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.
Изучая экономику, мы знакомились с деятельностью предприятий малого и среднего бизнеса в нашем городе, знакомились со структурой ценообразования и ее отраслевыми особенностями. В частности у предприятий-производителей мебели, имеющих очень высокие торговые надбавки, обуславливающие достаточно высокие цены на изделия мебельного производства. Данная информация и подтолкнула нас попробовать сделать альтернативный продукт, в котором будет совмещена творческая оригинальность, которая привлечет внимание потребителя, невысокая себестоимость и функциональность данного изделия.



Ну и, конечно, что немаловажно для нас. Наша школа не совсем обычная. Она старейшая в нашем городе. В этом году она отметит свой 120-летний юбилей. И очень хорошей мотивацией для старшеклассников послужило предложение о возможности через созданные ими изделия оставить в родных стенах какую-либо память о себе. Почему бы не создать то, что украсит интерьер нашей школы?
Целью было доказать, что мы можем сделать творчество на уроках технологии функциональным. Т.е. опираясь на полученные знания, рассчитать и организовать изготовление в условиях школы эстетичного, качественного, конкурентоспособного, востребованного потребителем продукта. Востребованного в данном случае нашей школой. Рассчитывая затраты, выбирая материалы, обосновывая экономически, построить экспериментальную модель индивидуального производства.
Так как в круг социальных требований эстетики труда входит обязательное соответствие производимых изделий общественно необходимым потребностям, мы учитывали, какие изделия будут действительно необходимы нашей школе. В пустых школьных коридорах давно назрела необходимость поставить лавочки, которые выполняют разные функции, и как место отдыха, и их же используют при проведении различных мероприятий, и как дополнительные места при проведении общешкольных родительских собраний, и как эстетическое оформление помещений школы.



На изготовление данного изделия нас натолкнула еще и идея утилизации металлолома, хранившегося в подвале школы, состоящего из устаревших сломанных металлических оснований школьных стульев. В данном случае интересным было решение еще одной задачи. Задачи повторного использования. Так возникла идея создания школьных скамеек, где самая дорогостоящая часть - металлическое основание - будет выполнено из отходов, что должно сформировать низкую себестоимость изделия.
На основе разработанных технологий было предложено в рамках темы проектной деятельности для старшеклассников организовать изготовление таких же изделий, только с оригинальным дизайном.
Стремление к эстетическому совершенству в изделиях материального производства обладает рядом особенностей. Во-первых, форма предметов должна отвечать требованию единства функции и материальной основы. Эстетически полноценными становятся только технически совершенные изделия, экономичные и удобные в эксплуатации.
Что такое функциональность продукции с позиций потребительского выбора? Как показывает практика, критерии этого понятия значительно шире, чем принято считать. Так, функциональность обиходных предметов определяется не только их техническими характеристиками, но и возможностью максимально комфортного использования. А качество подразумевает не только срок службы и надежность, но и удобство в обращении. Эти и многие другие особенности определяет понятие эргономичности изделия.
Нужно было достигнуть такого уровня качества продукции, который позволит удовлетворить спрос на нее по сравнению с соответствующими базовыми изделиями при тех условиях потребления, которые существуют в общеобразовательной школе. Уровень качества продукции определялся с помощью выбранных для его определения показателей, которые предъявляются к аналогичным изделиям, предлагаемым рынком продаж продукции для школы.
Когда мы просчитывали затраты на необходимые материалы, продумывали сведение к минимуму количества отходов, не могли не заинтересоваться мировой практикой об извлечении максимума из материалов, понятием «циркулярной экономики». Например, интересен в этом направлении опыт Финляндии, которая может поделиться своими богатыми знаниями о том, как можно использовать инновационные технологии в ключевых отраслях, отдает приоритет инвестициям в продвижение циркулярной экономики среди новых важнейших проектов.



Понятие «циркулярная экономика» », т.е. экономика полного цикла — это когда все материалы полностью утилизируются и перерабатываются — приобретает все большую ценность и становится важнейшей целью в мире, сталкивающемся с такими критическими проблемами, как изменение климата и истощение природных ресурсов.
При разработке технологии изготовления для уменьшения себестоимости мы разработали вариант использования лома старых школьных стульев для выполнения самой дорогостоящей части изделия - металлической основы скамеек вместо дорогой металлоконструкции (причем во время работы возникло много других идей вторичного использования этих вышедших из употребления материалов, которые можно найти наверное в каждой школе).
Так как нашей целью не является продажа произведенных нами мебельных изделий, такие направления бизнес-плана, как анализ рынка, уникальность продукта, конкурентноспособность нас интересовали в целях преимущества и экономической выгоды по отношению к другим производителям подобной продукции.
Для учеников очень важно знать что то, что они делают на уроке, должно быть нужным и необходимым. Полученный результат может быть применим для чего-либо. А понятия экономики становятся более реальными и осязаемыми, когда мы можем приложить эти понятия к тому, что делаем сами.
Мы хотим обратить внимание, что найденные нами технологии изготовления скамеек и доски магнитной являются целиком нашей идеей и разработкой.
Наша работа была построена так, чтобы наши индивидуальные работы в итоге были объединены в одну общую композицию, которая смотрелась бы целостно в коридорах нашей школы. Поэтому мы все были в нашей совместной деятельности соавторами, соучастниками в выполнении данной работы. Этому и способствовало объединение индивидуальных работ в единую композицию, которая сейчас украшает коридоры нашей школы.
Ну и конечно, если наш опыт заинтересует кого-то, мы рады будем поделиться нашими разработками и технологиями выполнения данных изделий.
Категория: Технология | Добавил: FNV (2016-11-28)
Просмотров: 667 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru