Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Учитель технологии ООШ №14 (выступление на заседании МО) Зубко Н.Н. Проблемное обучение как фактор активизации мыслительной деятельности на уроках технологии Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями- инстинктами , возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Особенности методики Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуации: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопрос учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта проблемной познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуется новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Методические приемы создания проблемных ситуации: -учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения - сталкивает противоречие практической деятельности - -излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога) - побуждает обучаемых делать сравнение, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляется факты - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) - определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские ) - ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченными временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др .). - отбор самых актуальных , сущностных задач - определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы. Приведу пример проблемного построения материала в структуре урока. На каждом этапе урока возможно использования проблемного подхода к обучению учащихся . На этапе восприятия материала выдвижение проблемного вопроса -Чем можно объяснить тот факт, что вертикальная линия будет казаться длиннее равной ей горизонтальной?( тема: "Зрительные иллюзии в одежде"). Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту или сообщение парадоксального факта -Варка картофеля при открытой крышке не изменило его вкуса, но привело к потере витаминов. Объяснить причины данного явления. Демонстрация на уроке опыта или сообщение о нем могут стать основной для создания проблемной ситуации. Проблемный подход к обучению предполагает формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа синтеза, сравнения, обобщение, т е включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе раскрытия содержания материала и способствующие пробуждению интереса 1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.Так, при изучении темы "Мода",применяю проблемное изложение для ознакомления учащихся с экспериментами, которые проводились с целью изучения теплозащиты данного и очень популярного вида верхней одежды. Выстраиваю рассказ так, чтобы по логике он напоминал процесс поиска ученого –экспериментатора. Результаты опыта удивили ученых. Шуба не греет, а только мешает теплу нашего тела уходить от него. При проблемном изложении подобного материала учащиеся учатся логике научного познания. Перед ними как бы встает процесс познания в миниатюре, его логическая структура: постановка проблемы- формулирование гипотезы –ее экспериментальная проверка- выводы (или новая проблема). Учащиеся видят, каким путем добываются научные знания, убеждаются в познавательности мира и предмета трудового обучения в нем.. 2. Прием динамичности, т е показ процессов, явлении в динамике 3. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с егожизненной, научной значимостью. 4. Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником. Например, на уроке «Приготовление чая по-казахски"» учитель рассказал по модели о классификации чая и предложил, опираясь на знания учащихся выдвинуть предполагаемые характеристики каждому типу чая, заполнив одну из граф таблицы, а затем найти правильный ответ по учебнику и заполнить графу таблицы. В результате коллективного поиска отмечается подъем активности и интереса учащихся к уроку. На этапе закрепления материала возможна: -организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающиеся на жизненные наблюдения учащихся. Например, на уроках в 8 классе по теме: "Пищевые отравления. Основы рационального питания" можно поставить вопросы: «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная ? Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях ? Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание?» Подобные вопросы называются проблемными, так как для учащихся они новы, еще не изучены, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применение опорных знаний. Развитию интеллектуальных умений способствует решение на уроке технологии задач познавательного характера. Приведу примеры: 1. Жители больших городов часто испытывают недостаток витамина Д, что сказывается на состоянии скелета, особенно в процессе его формирования. Предложите объяснение этому факту (по теме: "Питательные компоненты. Основы рационального питания") 2. В 1846 г на картофельных полях Ирландии размножился грибок-фитофтора. В стране разразился голод, так как эта культура была основной пищей ирландцев. Почему такая катастрофа не возможна на родине картофеля- в Южной Америке?( по теме: "Питательная ценность овощей") Что особенно ценно, так это и тесная связь с другими предметами, в частности с биологией. Учащиеся убеждаются, что предмет трудового обучения неразрывен с остальными учебными предметами и его значимость для жизни детей увеличивается. Представленная схема очень мобильна и взаимозаменяема. Используя данные приемы, возможно, полностью построить урок проблемного характера. Проблемное обучение выступает как одно из важных условий, обеспечивающих возникновение и укрепление познавательного интереса учащихся в учебном процессе. Сила его состоит в побуждении учащихся к вопросам, в развитии у ребят интереса к познанию мира, в активном воздействии на процесс формирования у школьников научного мировоззрения. Трудность данной технологии заключается в том, что она требует больших затрат времени, но с большим успехом проблемное обучение применяется на не стандартных уроках: конференциях диспутах, при проведении факультативных занятий с сильными учащимися. | |
Просмотров: 763 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|