Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
В Послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый курс состоявшегося государства» большое внимание уделяется вопросам сферы образования. «Чтобы стать развитым конкурентноспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» отмечено в Послании [5]. Поэтому, одна из главнейших целей сферы образования - привлечение молодёжи к труду уже со школьной скамьи, развитие их творческих способностей, подготовка мыслящих, творчески направленных специалистов. Условия современности таковы, что ребенок, поступающий в школу, не может просто обладать определенной суммой умений и навыков, необходимых для обучения. Он должен уметь приобретать эти знания самостоятельно и пользоваться ими для решения новых познавательных задач. Младший школьный возраст характеризуется активизацией функции мышления. Сначала продуктивного (воссоздающее мышление, позволяющее представить образы), а затем и творческого (благодаря которому создаются принципиально новые образы). Этот период можно назвать сензитивным для формирования творческого мышления. Вопросы творчества, творческих способностей детей, их творческой деятельности рассматриваются в исследованиях Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, З.М. Новлянской, В.Э. Чудновским, Л.В. Занковым, А.В. Хуторским и многими другими. Мышление, непосредственно связано со всеми психическими процессами: восприятием, воображением, вниманием, памятью, речью. Оно не только углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности. Вся творческая деятельность строится при активном участии мышления, а именно творческого. Такой вид мышления открывает необычный взгляд на окружающий мир. Если мышление отстает в развитии, ребёнок оказывается не готовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что – то представить, домыслить. Особого подхода в этом плане требуют дети с задержкой психического развития. Она характеризуется парциальным недоразвитием высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. Задержка психического развития обнаруживается при поступлении в школу. Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов - представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с задержкой психического развития, медленнее формируется способность к творческому созданию образов [1, с.73]. У школьников с задержкой психического развития наблюдается отставание в формировании навыков общения, эти дети предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается редко, дети почти не общаются друг с другом [3, с.353]. В творческом процессе это проявляется в неумении взаимодействовать друг с другом, работать над одним делом. В связи с этим дети чувствуют себя скованно, напряженно, не уверенно в себе и своих возможностях. Таким образом, творческое мышление у школьников с задержкой психического развития формируется со значительным запаздыванием и имеет качественное своеобразие. Динамика развития такого ребенка определяется интенсивностью педагогической коррекции. Для этого в настоящее время в педагогике используются инновационные педагогические технологии, которые открывают новые возможности воспитания и обучения младших школьников, в том числе и с задержкой психического развития. Мы предполагаем, что одна из наиболее эффективных технологий - метод проектной деятельности. Метод проектов – это метод развития творческого познавательного мышления, форма организации учебного процесса, направленная на различные виды деятельности – индивидуальную, парную, групповую, которую участники выполняют в течение определенного срока. Данный метод предполагает решение какой – либо проблемы и получение конечного результата деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни. Проектная деятельность широко применяется в обучении детей с задержкой психического развития, и имеет свои специфические особенности, подходы к организации. Исходя из вышесказанного, нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление эффективности использования проектной деятельности как средства развития творческого мышления у младших школьников с задержкой психического развития. Исследовательская работа проходила на базе КГУ «Костанайская специальная школа – интернат №2 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области и на базе ГУ «Основная общеобразовательная школа № 14 отдела образования акимата города Костаная». В эксперименте приняли участие 2 «А» и 2 «К» классы. Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа: - на первом этапе (сентябрь - ноябрь 2016 года) проводился анализ теоретических источников и разработка программы констатирующего эксперимента; - вторым этапом исследования (январь 2016 года) было проведение констатирующего эксперимента в ходе которого проходило диагностирование уровня развития творческого мышления учащихся с задержкой психического развития и разработка программы формирующего эксперимента; - третьим этапом исследования (февраль - апрель 2017 года) было проведение формирующего эксперимента и итоговое определение эффективности коррекционной работы. Для исследования творческого мышления были определены критерии творческого мышления: 1. Когнитивно-эмоциональный критерий творческого мышления; 2. Личностно- креативный критерий творческого мышления; 3. Мотивационно-ценностный критерий творческого мышления. Исходя из выделенных критериев творческого мышления нами были подобраны психодиагностические методики творческого мышления: Когнитивно - эмоциональный критерий творческого мышления мы исследовали при помощи методики «Тест креативности Вильямса» в модификации Е.Е.Туник. Личностно - креативный критерий творческого мышления мы исследовали при помощи методики «Исследования особенностей воображения учащихся» на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры» разработанной Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Мотивационно - ценностный критерий творческого мышления мы исследовали при помощи методики «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева По итогам первоначальной диагностики мы пришли к выводу, что у учащихся 2-го «К» класса результаты ниже, чем у учащихся 2-го «А» класса. Полученные результаты помогли нам определить контрольную и экспериментальную группы: в контрольную группу 2 «А» класс вошли 5 учащихся, в экспериментальную - 2 «К» класс тоже вошло 5 учащихся. Целью формирующего эксперимента являлась разработка и проведение серии уроков ручного труда с использованием проектной деятельности как средства развития творческого мышления младших школьников с задержкой психического развития. На этапе формирующего эксперимента занятия проводились с экспериментальной группой на базе КГУ «Костанайская специальная школа – интернат №2 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области. При разработке уроков по развитию творческого мышления учащихся были использованы материалы Катаевой А.А., Стребелевой Е.А., Поповой В.И., В.В. Лебединского, Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А Цыпиной, Н.В.Матяш, М.В.Хохловой. Во 2 классе на уроках трудового обучения изучается такой вид работы, как «Работа с текстильным материалом» [2, с.76]. В рамках нашего исследования, был запланирован проект «Изделия из фетра». На каждом уроке дети знакомились с темой урока, обсуждали предстоящую работу и выполняли небольшой творческий проект. По теме урока «Работа с тканью фетр» учащиеся работали над изделием «Салфетка – прихватка», а также выполняли изготовление броши из фетра в виде цветка хризантема. При знакомстве с объемными аппликациями детям предлагалось выполнить мини – проекты: аппликация из фетра «Цветок», изготовление игрушки из фетра «Кукла Маша», изготовление поделки из фетра «Цветик - семицветик», изготовление утенка из помпона и фетра. Итоговым проектом нашей групповой работы стало изготовление развивающей книжки из фетра. Каждый учащийся изготавливал страничку из развивающей книжки, затем все странички сшивались и получилась одна развивающая книжка на класс. Проектная деятельность учащихся заключалась в выполнении несложных операций, после чего учащиеся под руководством учителя приступали к выполнению проекта: перед началом работы вам необходимо выполнить небольшой творческий проект, определить название выполняемого изделия и описать изделие по следующим параметрам: 1. Какие материалы понадобятся при выполнении работы; 2. Какие необходимы инструменты и оборудование; 3. Каковы форма и размеры изделия; 4. Основные этапы конструирования изделия; 5. Основные этапы технологии изготовления; 6. Основные затраты на изготовление. В ходе работы над проектом, младшие школьники с задержкой психического развития получают сведения о тканях, знакомятся с фетром, изучают виды швов, учатся пришивать пуговицы, выполнять несложные аппликации из ткани. При работе над аппликациями учащиеся под руководством учителя учатся выполнять разметку и раскрой ткани, составлять композицию аппликации [4, с.67]. Для выявления динамики развития творческого мышления младших школьников с задержкой психического развития был проведен контрольный эксперимент в апреле 2017 года. Контрольный эксперимент позволил нам получить следующие результаты: уровень творческого мышления у учащихся в экспериментальной группе значительно возрос, тем самым повысилось и мотивационно - ценностное отношение к учебе, к творческой деятельности в целом. Учащиеся экспериментальной группы стали справляться с заданиями более быстрее, за выполнение творческих работ приступали с удовольствием, работали самостоятельно, творческий продукт имел завершенный вид, деятельность учащегося сопровождалось хорошим эмоциональным настроем. Использование проектной деятельности на уроках трудового обучения дало возможность учащимся делать что-то новое, интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности. Включение проектной деятельности на уроках труда учит детей размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Некоторые из учащихся сначала были нерешительными, бросали работу не доделывая, но в процессе занятий и разработки проектов у детей начал накапливаться опыт, учащиеся пытались изготовить проект аккуратно, у большинства учащихся отмечена положительная динамика в разработке проектов, применялся творческий подход в создании проекта. По результатам исследования мы видим, что предложенные нами уроки труда с использованием проектной деятельности способствовали развитию творческого мышления у младших школьников с задержкой психического развития, а также после проведенной коррекционно - педагогической работы динамика развития творческого мышления младших школьников с задержкой психического развития оказалась положительной. Список использованной литературы: 1.Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. // Журнал «Коррекционная педагогика». - 2003. - №2. – 73 с. 2.Геронимус Т.М. Уроки труда 1-4 классы. Методические рекомендации для учителя. – М., 2002. 3.Назаров О.В. Творчество как процесс разрешения противоречий: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. - 353 с. 4.Оралбекова Т.Ш., Дюсембаева К.С. Трудовое обучение – Алмата, 2013. – 67 с. 5.Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. | |
Просмотров: 628 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|