Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я пойму».
(древняя китайская мудрость)

Тема: «Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время».
Цель: создать условия и систему работы, способствующих развитию творческой активности и самостоятельности учащихся.
Задачи:
1. Приобщить учащихся к творческой деятельности;
2. Развивать навыки созидания, самореализации через самостоятельную творческую деятельность;
3. Прививать интерес к творчеству, поиску.
Ожидаемый результат:
Повысится уровень самостоятельности, творческой активности, мастерства учащихся, появятся результаты влияния такой работы на детей. Увеличится количество учащихся, принимающих участие в городских конкурсах, учащихся занимающих призовые места.
Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания на практике.
Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.
Что же я предпринимаю для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?
Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы:
1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;
2) принцип приоритета творческой деятельности;
3) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;
4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;
5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся;

Говоря о творческом потенциале личности и составляющих его компонентов, подразумеваем творческие способности личности; уровень воспитанности личности; интегральные качества личности (целеустремленность, трудолюбие, воля и т.д.);
уровень сформированности творческих качеств личности.

Критериями служат интерес к творчеству, потребность в творческой деятельности, способность создавать новое, результаты творческой деятельности.
Развитие творческого потенциала учащихся будет успешным, если:
1. за счет расширения индивидуального опыта творческой деятельности;
2. учащийся будет ориентирован на создание нового оригинального продукта как формы результатов своего интеллектуального творчества;
3. результат творческой деятельности будет оцениваться им самим и педагогом как самоценный продукт, отражающий динамику его творчества, личностного самосовершенствования и создающий основу для дальнейшего саморазвития.
Творческий потенциал раскрывается как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых результатов, обеспечивающих возможности творческого роста, развития субъекта на протяжении его жизни.
Творческий потенциал включает компоненты:
1. мотивационно-целевой;
2. содержательный;
3. операционно-деятельностный;
4. рефлексивно-оценочный.
Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности, стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:
мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;
мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности.
Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.
Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.
Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.
Развитию всех потенциальных возможностей личности ребенка, его творческого потенциала в большей мере способствует творческая самостоятельность. Не случайно, что творчество в широком смысле рассматривается в психологии как важный «механизм развития», а трудовая творческая деятельность школьника - как наиболее продуктивная.
О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще Ушинский К.Д. «Должно постоянно помнить, что передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».
Говоря об учебной деятельности, мы традиционно подразумеваем работу учащихся в классе. Однако организация учебной деятельности школьников включает наряду с классной еще домашнюю, внеклассную и самостоятельную виды работ по учебному предмету. Самостоятельная работа учащихся представляет наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности. Именно в ней лучше всего могут проявляться его мотивация, целеустремлённость, а также самоорганизация, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа учащегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе.
Самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения.
Самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время.
Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа - более широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку.
В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе.
Первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе, массовость как форма организации.
Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок для заинтересованных в этом учеников есть проявление развивающего обучения.

Требования к заданиям для самостоятельной работы учащихся:

1. Чёткая формулировка задания, его цели, содержания.
2. Направленность задания на развитие умений и навыков.
3. Воспитание определённых качеств личности.
4. Наличие логической связи ранее изученного и нового материала, последовательное усложнение материала и способов деятельности
5. 5.Учёт индивидуальных особенностей учащихся
6. Указание сроков выполнения, ориентировочный объём работы.
7. Указание основных требований к результатам работы.

Задачи:
• выработка способности работать самостоятельно;
• развитие познавательной активности;
• стимулирование творческого мышления;
• повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
• осмысление приобретённых знаний («что сделано самим, лучше запоминается»);
• формирование умения планировать время;
• выработка ответственности и инициативности.

Ученики быстро осваиваются, самостоятельная деятельность становится для них привычной, и они смогут в полной мере испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, получить радость от победы над преодолёнными трудностями, радость познания нового, интересного. Тем самым у учащихся будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведёт к возникновению потребности в творчестве, в познании и применении самостоятельного обучения.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка на занятиях развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа.
Планирование работы с учащимися, направленная на развитие творческой активности и самостоятельности:
1. организую сотворчество учителя и учащихся;
2. организую учебный процесс так, чтобы мотивировать учащихся к творческой деятельности, чтобы занятия приносили радость и пользу;
«Зажигаются глаза слушающего о глаза говорящего» (Цицерон)
3. развитие творческого потенциала учащихся через интеграцию учебно-урочной деятельности, кружковой работы и самостоятельной работы учащихся;
4. организация творческой проектной деятельности учащихся;
5. использование интернет ресурсов (сайты по рукоделию, pinterest каталог всемирных идей);
6. работа со способными учащимися, раскрытие творческих способностей учащихся, достижения ими повышенного уровня знаний, умений, навыков;
7. участие учащихся в различных творческих конкурсах и выставках.

Участницы и победительницы городских конкурсов.

1. Городской конкурс, посвященный «Всемирному Дню защиты животных» (ноябрь 2017г)
Авдиенко Софья 8А 1 место
Жертовская Ксения 7Г 2 место
2. Областной творческий конкурс рисунков и поделок, посвященный «Международному Дню птиц» (апрель 2017)
Карпенко Дарья 7В 3 место
Жертовская Ксения 6Г 2 место
3. 2 Областной Фестиваль детских экологических инициатив
Диплом 1 место Муканова Адэлина за серию лучших работ (Экомузей май 2017)
4. Региональный заочный экологический конкурс в рамках Международного форума «Зеленая планета» грамота за лучшую работу (МАН РК ДДЮ 2016г.)
5. Ланцева Ольга диплом за лучшую работу в конкурсе «Мой удивительный мир» («Өркен» ДДЮ 2016г.)
6. Городской заочный экологический конкурс «Зеркало природы» в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» - Диплом II степени Турсунбоева Робияхон 7В класс (декабрь 2017 г.)
Категория: Технология | Добавил: viktoriya_soboleva102 (2018-01-13) | Автор: Соболева Виктория E
Просмотров: 1480 | Теги: творческая, технология, самостоятельная работа | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru