Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». (древняя китайская мудрость) Тема: «Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время». Цель: создать условия и систему работы, способствующих развитию творческой активности и самостоятельности учащихся. Задачи: 1. Приобщить учащихся к творческой деятельности; 2. Развивать навыки созидания, самореализации через самостоятельную творческую деятельность; 3. Прививать интерес к творчеству, поиску. Ожидаемый результат: Повысится уровень самостоятельности, творческой активности, мастерства учащихся, появятся результаты влияния такой работы на детей. Увеличится количество учащихся, принимающих участие в городских конкурсах, учащихся занимающих призовые места. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания на практике. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу. Что же я предпринимаю для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала? Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы: 1) принцип развития мотивации к творческой деятельности; 2) принцип приоритета творческой деятельности; 3) принцип развития умений самообразования и самовоспитания; 4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся; 5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся; Говоря о творческом потенциале личности и составляющих его компонентов, подразумеваем творческие способности личности; уровень воспитанности личности; интегральные качества личности (целеустремленность, трудолюбие, воля и т.д.); уровень сформированности творческих качеств личности. Критериями служат интерес к творчеству, потребность в творческой деятельности, способность создавать новое, результаты творческой деятельности. Развитие творческого потенциала учащихся будет успешным, если: 1. за счет расширения индивидуального опыта творческой деятельности; 2. учащийся будет ориентирован на создание нового оригинального продукта как формы результатов своего интеллектуального творчества; 3. результат творческой деятельности будет оцениваться им самим и педагогом как самоценный продукт, отражающий динамику его творчества, личностного самосовершенствования и создающий основу для дальнейшего саморазвития. Творческий потенциал раскрывается как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых результатов, обеспечивающих возможности творческого роста, развития субъекта на протяжении его жизни. Творческий потенциал включает компоненты: 1. мотивационно-целевой; 2. содержательный; 3. операционно-деятельностный; 4. рефлексивно-оценочный. Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности, стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это: мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности; мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности. Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач. Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве. Развитию всех потенциальных возможностей личности ребенка, его творческого потенциала в большей мере способствует творческая самостоятельность. Не случайно, что творчество в широком смысле рассматривается в психологии как важный «механизм развития», а трудовая творческая деятельность школьника - как наиболее продуктивная. О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще Ушинский К.Д. «Должно постоянно помнить, что передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения». Говоря об учебной деятельности, мы традиционно подразумеваем работу учащихся в классе. Однако организация учебной деятельности школьников включает наряду с классной еще домашнюю, внеклассную и самостоятельную виды работ по учебному предмету. Самостоятельная работа учащихся представляет наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности. Именно в ней лучше всего могут проявляться его мотивация, целеустремлённость, а также самоорганизация, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа учащегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе. Самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения. Самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа - более широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку. В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе. Первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе, массовость как форма организации. Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок для заинтересованных в этом учеников есть проявление развивающего обучения. Требования к заданиям для самостоятельной работы учащихся: 1. Чёткая формулировка задания, его цели, содержания. 2. Направленность задания на развитие умений и навыков. 3. Воспитание определённых качеств личности. 4. Наличие логической связи ранее изученного и нового материала, последовательное усложнение материала и способов деятельности 5. 5.Учёт индивидуальных особенностей учащихся 6. Указание сроков выполнения, ориентировочный объём работы. 7. Указание основных требований к результатам работы. Задачи: • выработка способности работать самостоятельно; • развитие познавательной активности; • стимулирование творческого мышления; • повышение культуры умственного труда, интереса к работе; • осмысление приобретённых знаний («что сделано самим, лучше запоминается»); • формирование умения планировать время; • выработка ответственности и инициативности. Ученики быстро осваиваются, самостоятельная деятельность становится для них привычной, и они смогут в полной мере испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, получить радость от победы над преодолёнными трудностями, радость познания нового, интересного. Тем самым у учащихся будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведёт к возникновению потребности в творчестве, в познании и применении самостоятельного обучения. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка на занятиях развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. Планирование работы с учащимися, направленная на развитие творческой активности и самостоятельности: 1. организую сотворчество учителя и учащихся; 2. организую учебный процесс так, чтобы мотивировать учащихся к творческой деятельности, чтобы занятия приносили радость и пользу; «Зажигаются глаза слушающего о глаза говорящего» (Цицерон) 3. развитие творческого потенциала учащихся через интеграцию учебно-урочной деятельности, кружковой работы и самостоятельной работы учащихся; 4. организация творческой проектной деятельности учащихся; 5. использование интернет ресурсов (сайты по рукоделию, pinterest каталог всемирных идей); 6. работа со способными учащимися, раскрытие творческих способностей учащихся, достижения ими повышенного уровня знаний, умений, навыков; 7. участие учащихся в различных творческих конкурсах и выставках. Участницы и победительницы городских конкурсов. 1. Городской конкурс, посвященный «Всемирному Дню защиты животных» (ноябрь 2017г) Авдиенко Софья 8А 1 место Жертовская Ксения 7Г 2 место 2. Областной творческий конкурс рисунков и поделок, посвященный «Международному Дню птиц» (апрель 2017) Карпенко Дарья 7В 3 место Жертовская Ксения 6Г 2 место 3. 2 Областной Фестиваль детских экологических инициатив Диплом 1 место Муканова Адэлина за серию лучших работ (Экомузей май 2017) 4. Региональный заочный экологический конкурс в рамках Международного форума «Зеленая планета» грамота за лучшую работу (МАН РК ДДЮ 2016г.) 5. Ланцева Ольга диплом за лучшую работу в конкурсе «Мой удивительный мир» («Өркен» ДДЮ 2016г.) 6. Городской заочный экологический конкурс «Зеркало природы» в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» - Диплом II степени Турсунбоева Робияхон 7В класс (декабрь 2017 г.) | |
Просмотров: 1480 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|