Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Развитие креативных способностей учащихся на уроках технологии.
Хорун Светлана Алексеевна
учитель технологии,
КГУ «Бель-Агачская средняя школа»,
С. Бель-Агач, Бородулихинский район, ВКО

Развитие креативных способностей учащихся на уроках технологии.

«Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд, даже самый
грубый, возвышается до
творчества»
М.Горький
В деле воспитания подрастающего поколения большую роль отводиться урокам трудового обучения. И это неслучайно. Именно на этих уроках учащиеся получают первоначальную трудовую подготовку, в доступной форме овладевают научными знаниями, кроме того, у детей закладывается фундамент многих личностных качеств: любви и уважения к труду и людям труда, творческого отношения к своей работе, формируются познавательные интересы.
Радость труда, несравнима ни с какими другими радостями. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает ребёнок, но прежде всего то, что он создает, Радость труда- это красота бытия; познавая эту красоту, ребёнок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены.
Третий год я работаю над проблемной темой «Развитие креативных способностей учащихся на уроках технологии». Главным фактором в креативном воспитании детей является развитие творческих сил и способностей детей на уроках труда. Труд - источник эстетических ценностей на земле. Не только его результаты, но и сам трудовой процесс должен вызвать эстетическое наслаждение. Поэтому одной из важнейших задач учителя технологии, наряду с вооружением учащихся определенной суммой знаний и практических умений, является воспитание хорошего вкуса, а хороший вкус – это прежде всего чувство меры. Начиная с пятого класса, когда знакомлю учениц с хлопчатобумажными и льняными тканями, рассказывая девочкам, что каждая ткань имеет своё назначение. И различные виды одежды шьют из соответствующих тканей. При выборе фасона изделия необходимо учитывать особенности фигуры с образом девочки, цветом её волос, глаз, кожи. Модные, красиво сшитые вещи создают хорошее настроение, влияют на поведение человека, определенным образом характеризуют его. Систематически получая знания на уроках конструирования и моделирования одежды, развивая свой вкус и наблюдательность, школьницы постепенно научаться видеть и понимать красоту костюма. Имея некоторую подготовку в школе, девочка уже сможет, просматривая журнал мод, мысленно соединить формы и детали различных моделей в комплект, свойственный только её фигуре и осанке. Создавая свою, неповторимую модель одежды, которая подчеркивает достоинства и скроет недостатки её фигуры, модель, которая будет отличаться единством стиля и образа и отвечать современной моде. А это уже проявление хорошего вкуса. И наблюдая за детьми, я заметила, что у детей особенно младшего возраста, сильно развито творческое начало. И моя задача как педагога сохранить и развить это начало в более старшем возрасте с тем, чтобы при создании любого изделия: будь то вязаная кофточка, мягкая игрушка и многое другое, школьницы могли бы с наибольшей полнотой проявить своё творчество, свой художественный вкус. Ведь художественное восприятие окружающего, умение творить красоту своими руками делают человека по-настоящему счастливым.
На своих уроках широко применяю метод проблемного обучения, путём создания проблемных ситуаций. Проблемные ситуации помогают вовлечь учащихся в активную, мыслительную и познавательную деятельность, создавать на уроке обстановку творческого овладения знаниями. Например, при конструировании модели прямой юбки в восьмом классе, создаю проблемную ситуацию. Когда и кем была создана первая мини юбка? Вызывая при этом у учащихся познавательный интерес, который способствует тому, что учащиеся, работая с дополнительной литературой, находят ответ.
При объяснении нового материала всегда показываю детям образец изготовляемого изделия и его изображение на листе дидактического материала, который выполняю сама. Приучаю детей выделять части изделия по их назначению, определять для чего служит каждая часть. Дети учатся различать основные, скрепляющие и отделочные детали, то есть рассматривают изделие по конструкции. Учащиеся определяют, как соединены и чем скреплены детали в изделии. Затем дети выбирают необходимые материалы и намечают порядок выполнения работы изделия. Такой порядок приучает детей мысленно представить устройство (конструкцию) изделий, воспитывает привычку сначала думать, потом делать. При разметке дети овладевают правильными приёмами работы чертёжно-измерительными инструментами и приспособлениями, приучают к экономному расположению шаблонов и трафаретов на материале.
Готовясь к уроку, вкладываю в него всё своё педагогическое мастерство, чтобы урок был содержательным интересным для учащихся. Продумываю, как лучше новый материал связать с тем, что уже известно учащимся, какие приёмы и методы обучения. Стараюсь выбрать те приёмы и методы обучения, которые в данной ситуации наиболее рациональны и эффективны. Строю свои уроки так, чтобы они всегда были максимально насыщены учебным материалом, который стремлюсь объяснить доступно и наглядно, чтобы дети усвоили новый материал непосредственно на уроке и те знания, которые получили, использовали на практике. Так, что каждый мой урок – итог напряженного труда. На уроках использую много наглядности, которую делаю своими руками. Особое внимание уделяю проведению практических занятий, так как считаю главной целью- формирование у учащихся практических умений и навыков. Но деятельность учителя и учащихся на уроке должна опираться на современные технологии. Это существенно расширяет возможности работы. Компьютер используется для оформления технологической документации, эскизов, демонстрации моделей, моделирования. При этом, основные занятия проводятся непосредственно в мастерской. Учебная мастерская работает под девизом: «От знания и понимания, через умения и навыки – к мастерству и творчеству». Также на уроках уделяю внимание здоровому образу жизни и использованию экологически чистых продуктов. На своих уроках часто использую метод творческого проекта. Так как трудовая деятельность учащихся в творческом процессе становится источником получения новой информации, является стимулом для познавательных интересов, способом развития изобретательности и смекалки. Так как дети в классе бывают разные, одни хорошо работают иглой и любят шить, другие вышивать и вязать, а другие дети абсолютно не приспособлены к рукоделию, но они много читают, хорошо рисуют. И когда они выполняют практическую работу, то те дети, которые имеют навыки работы с определенными инструментами, делают её быстро с удовольствием и хорошо. А другие делают это соответственно плохо и медленно. И наблюдая за детьми, пришла к выводу, что надо изменить метод урока, и построить урок так, чтобы всем детям нравилось, и они с удовольствием бы выполняли свою работу. Чрезвычайно важно учесть индивидуальные интересы и способности учащихся, подобрать интересные, актуальные поделки, дать психологическую установку на успех – на занятиях создается атмосфера сотрудничества, ребята помогают друг другу. И в этом мне помог метод творческого проекта. Я разделила детей на группы из двух - трёх человек. Где строго определила обязанности каждого ученика. Один пишет, другой подбирает материал, третий рисует и т.д. И я заметила, что у детей появился интерес к предмету, они с удовольствием выполняют задание, стараются в дополнительной литературе найти побольше нового и интересного о чём не знают другие. А главное дети чувствуют свою значимость в творческой группе.
Конечно, как и любой другой педагог, стремлюсь научить детей тому, что знаю сама, но в большей мере я стараюсь показать детям то, что имеет в себе каждый из них для овладения материалом урока. С моей точки зрения, педагог-это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, просто посмеяться вместе, обсудить тему урока или телесериал. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное не подавить его как личность в настоящем. «Жизнь - бесконечное познание. Бери свой посох и иди…» (М.Волошин).
Категория: Технология | Добавил: vko_b_abaia_edu (2020-06-04) | Автор: Хорун Светлана Алексеевна E
Просмотров: 274 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru