Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Хорун Светлана Алексеевна учитель технологии, КГУ «Бель-Агачская средняя школа», С. Бель-Агач, Бородулихинский район, ВКО Развитие креативных способностей учащихся на уроках технологии. «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества» М.Горький В деле воспитания подрастающего поколения большую роль отводиться урокам трудового обучения. И это неслучайно. Именно на этих уроках учащиеся получают первоначальную трудовую подготовку, в доступной форме овладевают научными знаниями, кроме того, у детей закладывается фундамент многих личностных качеств: любви и уважения к труду и людям труда, творческого отношения к своей работе, формируются познавательные интересы. Радость труда, несравнима ни с какими другими радостями. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает ребёнок, но прежде всего то, что он создает, Радость труда- это красота бытия; познавая эту красоту, ребёнок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. Третий год я работаю над проблемной темой «Развитие креативных способностей учащихся на уроках технологии». Главным фактором в креативном воспитании детей является развитие творческих сил и способностей детей на уроках труда. Труд - источник эстетических ценностей на земле. Не только его результаты, но и сам трудовой процесс должен вызвать эстетическое наслаждение. Поэтому одной из важнейших задач учителя технологии, наряду с вооружением учащихся определенной суммой знаний и практических умений, является воспитание хорошего вкуса, а хороший вкус – это прежде всего чувство меры. Начиная с пятого класса, когда знакомлю учениц с хлопчатобумажными и льняными тканями, рассказывая девочкам, что каждая ткань имеет своё назначение. И различные виды одежды шьют из соответствующих тканей. При выборе фасона изделия необходимо учитывать особенности фигуры с образом девочки, цветом её волос, глаз, кожи. Модные, красиво сшитые вещи создают хорошее настроение, влияют на поведение человека, определенным образом характеризуют его. Систематически получая знания на уроках конструирования и моделирования одежды, развивая свой вкус и наблюдательность, школьницы постепенно научаться видеть и понимать красоту костюма. Имея некоторую подготовку в школе, девочка уже сможет, просматривая журнал мод, мысленно соединить формы и детали различных моделей в комплект, свойственный только её фигуре и осанке. Создавая свою, неповторимую модель одежды, которая подчеркивает достоинства и скроет недостатки её фигуры, модель, которая будет отличаться единством стиля и образа и отвечать современной моде. А это уже проявление хорошего вкуса. И наблюдая за детьми, я заметила, что у детей особенно младшего возраста, сильно развито творческое начало. И моя задача как педагога сохранить и развить это начало в более старшем возрасте с тем, чтобы при создании любого изделия: будь то вязаная кофточка, мягкая игрушка и многое другое, школьницы могли бы с наибольшей полнотой проявить своё творчество, свой художественный вкус. Ведь художественное восприятие окружающего, умение творить красоту своими руками делают человека по-настоящему счастливым. На своих уроках широко применяю метод проблемного обучения, путём создания проблемных ситуаций. Проблемные ситуации помогают вовлечь учащихся в активную, мыслительную и познавательную деятельность, создавать на уроке обстановку творческого овладения знаниями. Например, при конструировании модели прямой юбки в восьмом классе, создаю проблемную ситуацию. Когда и кем была создана первая мини юбка? Вызывая при этом у учащихся познавательный интерес, который способствует тому, что учащиеся, работая с дополнительной литературой, находят ответ. При объяснении нового материала всегда показываю детям образец изготовляемого изделия и его изображение на листе дидактического материала, который выполняю сама. Приучаю детей выделять части изделия по их назначению, определять для чего служит каждая часть. Дети учатся различать основные, скрепляющие и отделочные детали, то есть рассматривают изделие по конструкции. Учащиеся определяют, как соединены и чем скреплены детали в изделии. Затем дети выбирают необходимые материалы и намечают порядок выполнения работы изделия. Такой порядок приучает детей мысленно представить устройство (конструкцию) изделий, воспитывает привычку сначала думать, потом делать. При разметке дети овладевают правильными приёмами работы чертёжно-измерительными инструментами и приспособлениями, приучают к экономному расположению шаблонов и трафаретов на материале. Готовясь к уроку, вкладываю в него всё своё педагогическое мастерство, чтобы урок был содержательным интересным для учащихся. Продумываю, как лучше новый материал связать с тем, что уже известно учащимся, какие приёмы и методы обучения. Стараюсь выбрать те приёмы и методы обучения, которые в данной ситуации наиболее рациональны и эффективны. Строю свои уроки так, чтобы они всегда были максимально насыщены учебным материалом, который стремлюсь объяснить доступно и наглядно, чтобы дети усвоили новый материал непосредственно на уроке и те знания, которые получили, использовали на практике. Так, что каждый мой урок – итог напряженного труда. На уроках использую много наглядности, которую делаю своими руками. Особое внимание уделяю проведению практических занятий, так как считаю главной целью- формирование у учащихся практических умений и навыков. Но деятельность учителя и учащихся на уроке должна опираться на современные технологии. Это существенно расширяет возможности работы. Компьютер используется для оформления технологической документации, эскизов, демонстрации моделей, моделирования. При этом, основные занятия проводятся непосредственно в мастерской. Учебная мастерская работает под девизом: «От знания и понимания, через умения и навыки – к мастерству и творчеству». Также на уроках уделяю внимание здоровому образу жизни и использованию экологически чистых продуктов. На своих уроках часто использую метод творческого проекта. Так как трудовая деятельность учащихся в творческом процессе становится источником получения новой информации, является стимулом для познавательных интересов, способом развития изобретательности и смекалки. Так как дети в классе бывают разные, одни хорошо работают иглой и любят шить, другие вышивать и вязать, а другие дети абсолютно не приспособлены к рукоделию, но они много читают, хорошо рисуют. И когда они выполняют практическую работу, то те дети, которые имеют навыки работы с определенными инструментами, делают её быстро с удовольствием и хорошо. А другие делают это соответственно плохо и медленно. И наблюдая за детьми, пришла к выводу, что надо изменить метод урока, и построить урок так, чтобы всем детям нравилось, и они с удовольствием бы выполняли свою работу. Чрезвычайно важно учесть индивидуальные интересы и способности учащихся, подобрать интересные, актуальные поделки, дать психологическую установку на успех – на занятиях создается атмосфера сотрудничества, ребята помогают друг другу. И в этом мне помог метод творческого проекта. Я разделила детей на группы из двух - трёх человек. Где строго определила обязанности каждого ученика. Один пишет, другой подбирает материал, третий рисует и т.д. И я заметила, что у детей появился интерес к предмету, они с удовольствием выполняют задание, стараются в дополнительной литературе найти побольше нового и интересного о чём не знают другие. А главное дети чувствуют свою значимость в творческой группе. Конечно, как и любой другой педагог, стремлюсь научить детей тому, что знаю сама, но в большей мере я стараюсь показать детям то, что имеет в себе каждый из них для овладения материалом урока. С моей точки зрения, педагог-это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, просто посмеяться вместе, обсудить тему урока или телесериал. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное не подавить его как личность в настоящем. «Жизнь - бесконечное познание. Бери свой посох и иди…» (М.Волошин). | |
Просмотров: 268 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|