Тема: Цумами Канзаши – искусство сделать причёску неповторимой Цель: знакомство учащихся с японским видом декоративного творчества, формирование технических умений и навыков при работе в данной технике. Задачи: - Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества и об особенностях их выполнения. - Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений. - Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и клеем. Формы: Фронтальная (выдача на класс), индивидуальная. Методы проведения занятий: Беседа с объяснением нового материала; Практическая работа учащихся; Показ наглядностей; Демонстрация технологического приема. Тип урока: комбинированный. ХОД УРОКА Организационный момент: Проверка готовности к уроку С незапамятных времен женщина следила за своими волосами и старалась с помощью прически сделать себя еще более красивой и желанной. Уже в Древней Греции существовала своя мода на прически, а римские модницы так часто их меняли, что скульптуры стали делать со сменной «шевелюрой». Длинные волосы, кстати, в те времена имели и практическое применение — их использовали в качестве салфеток во время пиршества. Обладательницы длинных локонов знают, как неудобно постоянно ходить с распущенными волосами. Поэтому во все времена волосы заплетали в косы и собирали в пучки. Африканские женщины даже научились плести из своих волос кружева, а племена отличали женщин своего племени по рисунку из волос на голове. Для украшения причесок использовались различные ленты, венки, цветы, и конечно же шпильки и гребешки. Первыми расческами для волос служили высушенные рыбные хребты, заточенные палочки и даже колючки репейника. Затем появились первые гребни-расчески, которые затем превратились в отдельный аксессуар женской прически. В каждой стране со временем появилась своя мода на украшения для волос, и даже свой этикет. - Кто из вас уже догадался, о чём мы будем сегодня вести речь? Чему научимся? Что узнаем нового? А в помощь вам вот такая картинка-загадка: (слайд 1) Всё верно, мы будем говорить об украшениях для причёски, научимся изготавливать эти украшения в новой для нас технике, которая зародилась в Японии. Объяснение нового материала: Всем известно, что японцы непревзойдённые мастера утончённого дизайна. Вспомним переливы шёлковых кимоно, радужные веера или изысканные композиции бонсай. А уж икебана – искусство составления букетов – давно уже стало национальным брендом страны восходящего солнца. Не менее искусны японские мастера и в деле изготовления украшений для волос. Около 400 лет назад у японок появилась мода на сложные причёски, требовавшие использования различных шпилек, гребней, специальных палочек. Разумеется, ни одна женщина не захочет ограничиваться простым деревянным или костяным гребнем, а пожелает по мере сил его украсить. И потому из примитивного утилитарного предмета гребень в волосах японок превратился в фантастический аксессуар, одновременно роскошный и изысканный. (слайд 2) В основу нового украшения легло излюбленное искусство японцев превращать плоское в объёмное - оригами. Только на этот раз складывалась не бумага, а квадратики натурального шёлка. Эта техника получила название цумами. (слайд 3) Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров Цумами канзаши (или хана канзаши) вплоть до середины прошлого века были очень значимой частью женской моды в Японии, являясь при этом более, чем просто украшением. По гребню в причёске средневековой японки можно было понять, замужем она или нет, есть ли у неё дети, к какому слою общества она принадлежит и т.д. Гейши носили специальные канзаши для каждого сезона. (слайд 4-11) В современной Японии постоянно носят классические хана канзаши лишь те женщины, которым по роду деятельности приходится надевать кимоно. Да ещё невесты используют национальное украшение во время свадебной церемонии. Но в последние годы элементы в технике цумами стали появляться на современных заколках, резинках и ободках; наряду с традиционными темами украшений возникают новые. И вот в таком виде – возрождённом и обновленном – древнее искусство цумами канзаши становится все более популярным не только в Японии, но и далеко за её пределами. (слайды 12, 13) Демонстрация технологического приема. Изготовить самостоятельно украшения в технике цумами канзаши не так трудно, как может показаться на первый взгляд. По сути, используются всего два основных способа складывания лепестков: один из них имеет округлую форму, второй – продолговатую и заострённую. Из этих лепестков и составляется всё то многообразие цветочных украшений, которыми поражают мир японские мастера. Начиная с самых простых цветов из пяти-шести лепестков, вы очень быстро получите положительный результат и, поверив в свои силы, сможете перейти к более сложным. (слайд 14) Итак, начнём с более простого острого лепестка. ( слайд 15) Возьмём квадрат из ткани 1. Складываем квадрат посередине 2. Ещё раз… 3. И ещё…Кончики обрезаем и опаляем зажигалкой 4. Обрезаем кончик снизу и так же опаляем (слайд 16) 5. Мы получили острый лепесток. Потом лепестки собираем на нитку с иголкой и связываем. (слайд 17) А теперь попробуем изготовить круглый лепесток из такого же квадратика ткани. ( слайд 18) 1. Складываем квадрат посередине 2. Загибаем один уголок к середине 3. Затем второй… 4. Переворачиваем и снова загибаем уголки. (слайд 19) 5. Получим вот такой вид сзади. 6. И спереди… 7. Заготовки закрепляем булавкой или иглой. 8. Перед сборкой лепесток обрезают на нужную длину и концы опаляют, тем самым скрепляя их вместе. (слайд 20) Физкульминутка Мы немного засиделись на месте, давайте слегка разомнёмся и приступим к работе. Облако. Беленькое облако (Округленные руки перед собой) Поднялось над крышей (Поднять руки над головой) Устремилось облако выше, выше, выше. (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону) Ветер это облако зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу. (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их, присесть.) Выполнение практической работы: 1. Повторение правил ТБ. 2. Выполнение элементов цветка и его сборка. ( слайд 21) Во время выполнения лепестков цветка вы можете следить за слайдами на доске, чтобы черпать вдохновение. Заключительная часть: 1. Вопросы для закрепления нового материала: - С каким видом ДПИ мы сегодня познакомились? - Какой материал используется для этого вида искусства? - Какая техника лежит в основе Цумами Канзаши? - Из каких понятий состоит название техники и что они означают? 2. Анализ и оценка работы: Подведение итогов и оценка работы на уроке. 3. Домашнее задание: Предложить учащимся разработать свою композицию для заколки или ободка для волос 4. Рефлексия - Вам понравился урок? - Что нового для себя вы узнали? - Легко ли было работать? - Испытывали ли вы сложности в работе? В чём именно? Презентацию к уроку вы можете найти в разделе сайта "Презентации"
|