Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Открытый урок "Цумами канзаши - искусство сделать причёску неповторимой"
Тема: Цумами Канзаши – искусство сделать причёску неповторимой

Цель: знакомство учащихся с японским видом декоративного творчества, формирование технических умений и навыков при работе в данной технике.
Задачи:
- Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества и об особенностях их выполнения.
- Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений.
- Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и клеем.
Формы:
Фронтальная (выдача на класс), индивидуальная.
Методы проведения занятий:
Беседа с объяснением нового материала;
Практическая работа учащихся;
Показ наглядностей;
Демонстрация технологического приема.
Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

Организационный момент:
Проверка готовности к уроку

С незапамятных времен женщина следила за своими волосами и старалась с помощью прически сделать себя еще более красивой и желанной. Уже в Древней Греции существовала своя мода на прически, а римские модницы так часто их меняли, что скульптуры стали делать со сменной «шевелюрой». Длинные волосы, кстати, в те времена имели и практическое применение — их использовали в качестве салфеток во время пиршества.
Обладательницы длинных локонов знают, как неудобно постоянно ходить с распущенными волосами. Поэтому во все времена волосы заплетали в косы и собирали в пучки.
Африканские женщины даже научились плести из своих волос кружева, а племена отличали женщин своего племени по рисунку из волос на голове.
Для украшения причесок использовались различные ленты, венки, цветы, и конечно же шпильки и гребешки. Первыми расческами для волос служили высушенные рыбные хребты, заточенные палочки и даже колючки репейника. Затем появились первые гребни-расчески, которые затем превратились в отдельный аксессуар женской прически. В каждой стране со временем появилась своя мода на украшения для волос, и даже свой этикет.

- Кто из вас уже догадался, о чём мы будем сегодня вести речь? Чему научимся? Что узнаем нового? А в помощь вам вот такая картинка-загадка: (слайд 1)

Всё верно, мы будем говорить об украшениях для причёски, научимся изготавливать эти украшения в новой для нас технике, которая зародилась в Японии.

Объяснение нового материала:

Всем известно, что японцы непревзойдённые мастера утончённого дизайна. Вспомним переливы шёлковых кимоно, радужные веера или изысканные композиции бонсай. А уж икебана – искусство составления букетов – давно уже стало национальным брендом страны восходящего солнца. Не менее искусны японские мастера и в деле изготовления украшений для волос.
Около 400 лет назад у японок появилась мода на сложные причёски, требовавшие использования различных шпилек, гребней, специальных палочек. Разумеется, ни одна женщина не захочет ограничиваться простым деревянным или костяным гребнем, а пожелает по мере сил его украсить. И потому из примитивного утилитарного предмета гребень в волосах японок превратился в фантастический аксессуар, одновременно роскошный и изысканный.
(слайд 2) В основу нового украшения легло излюбленное искусство японцев превращать плоское в объёмное - оригами. Только на этот раз складывалась не бумага, а квадратики натурального шёлка. Эта техника получила название цумами. (слайд 3)
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров

Цумами канзаши (или хана канзаши) вплоть до середины прошлого века были очень значимой частью женской моды в Японии, являясь при этом более, чем просто украшением. По гребню в причёске средневековой японки можно было понять, замужем она или нет, есть ли у неё дети, к какому слою общества она принадлежит и т.д.
Гейши носили специальные канзаши для каждого сезона. (слайд 4-11)

В современной Японии постоянно носят классические хана канзаши лишь те женщины, которым по роду деятельности приходится надевать кимоно. Да ещё невесты используют национальное украшение во время свадебной церемонии. Но в последние годы элементы в технике цумами стали появляться на современных заколках, резинках и ободках; наряду с традиционными темами украшений возникают новые. И вот в таком виде – возрождённом и обновленном – древнее искусство цумами канзаши становится все более популярным не только в Японии, но и далеко за её пределами.
(слайды 12, 13)

Демонстрация технологического приема.

Изготовить самостоятельно украшения в технике цумами канзаши не так трудно, как может показаться на первый взгляд. По сути, используются всего два основных способа складывания лепестков: один из них имеет округлую форму, второй – продолговатую и заострённую. Из этих лепестков и составляется всё то многообразие цветочных украшений, которыми поражают мир японские мастера. Начиная с самых простых цветов из пяти-шести лепестков, вы очень быстро получите положительный результат и, поверив в свои силы, сможете перейти к более сложным.

(слайд 14) Итак, начнём с более простого острого лепестка.
( слайд 15) Возьмём квадрат из ткани
1. Складываем квадрат посередине
2. Ещё раз…
3. И ещё…Кончики обрезаем и опаляем зажигалкой
4. Обрезаем кончик снизу и так же опаляем
(слайд 16) 5. Мы получили острый лепесток. Потом лепестки собираем на нитку с иголкой и связываем.
(слайд 17) А теперь попробуем изготовить круглый лепесток из такого же квадратика ткани.
( слайд 18) 1. Складываем квадрат посередине
2. Загибаем один уголок к середине
3. Затем второй…
4. Переворачиваем и снова загибаем уголки.
(слайд 19) 5. Получим вот такой вид сзади.
6. И спереди…
7. Заготовки закрепляем булавкой или иглой.
8. Перед сборкой лепесток обрезают на нужную длину и концы опаляют, тем самым
скрепляя их вместе.
(слайд 20)

Физкульминутка
Мы немного засиделись на месте, давайте слегка разомнёмся и приступим к работе.

Облако.
Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако выше, выше, выше. (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу. (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их, присесть.)

Выполнение практической работы:
1. Повторение правил ТБ.
2. Выполнение элементов цветка и его сборка.
( слайд 21) Во время выполнения лепестков цветка вы можете следить за слайдами на доске, чтобы черпать вдохновение.

Заключительная часть:

1. Вопросы для закрепления нового материала:
- С каким видом ДПИ мы сегодня познакомились?
- Какой материал используется для этого вида искусства?
- Какая техника лежит в основе Цумами Канзаши?
- Из каких понятий состоит название техники и что они означают?

2. Анализ и оценка работы:

Подведение итогов и оценка работы на уроке.

3. Домашнее задание:

Предложить учащимся разработать свою композицию для заколки или ободка для волос

4. Рефлексия
- Вам понравился урок?
- Что нового для себя вы узнали?
- Легко ли было работать?
- Испытывали ли вы сложности в работе? В чём именно?

Презентацию к уроку вы можете найти в разделе сайта "Презентации"

Категория: Технология | Добавил: natali3 (2011-03-15) | Автор: Сидорова Наталья E
Просмотров: 6396 | Комментарии: 4 | Теги: декоративно-прикладное творчество, урок технологии, разработки урока, рукоделие | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru