Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Разработка урока по технологии в игровой форме проведения для учащихся 9 классов Фалеева С.А. – учитель технологии ШГ №1, г. Щучинска Акмолинской обл. На базе нашей школы продолжительное время работает консультпункт для учителей технологии города и района. Часто у начинающих коллег бытует мнение, что обучение девочек швейному мастерству дело довольно таки сложное, и при изучении данного раздела наблюдается снижение успеваемости и интереса к предмету. Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Программа по технологии для девочек предусматривает обучение изготовлению изделия по журналам мод типа «Burda». Хочу поделиться с коллегами разработкой урока «Калькирование выкроек популярных журналов. Технология пропорционального изменения величины выкройки» в игровой соревновательной форме проведения. Раздел: Технология художественного рукоделия с элементами ДПИ. Моделирование швейных изделий. Тема урока: Калькирование выкроек популярных журналов. Технология пропорционального изменения величины выкройки. Класс: 9 Цели урока: Подготовить учащихся к самостоятельной проектной деятельности. Научить самостоятельно решать конструкторские задачи, находить новые способы действий. Задачи урока: образовательные обеспечить усвоение учащимися особенностей приемов калькирования выкроек популярных журналов типа «Burda», технологии пропорционального изменения величины выкройки воспитательные воспитание интереса к культуре и искусству казахского народа. Воспитание привычки считаться с общественным мнением, требовательности к себе и товарищам, ответственности перед коллективом развивающие развитие коммуникативной компетенции учащихся личности; графических навыков, пространственных представлений. Развитие моторных навыков, умений учебного труда Тип урока: игра Форма организации: команды Методы урока: объяснительно-иллюстративный (рассказ-беседа, демонстрация трудовых приемов, дидактических материалов). индуктивный (от простого к сложному). репродуктивный (самостоятельная работа) исследовательский (проблемно-поисковые задачи) практическая работа Проблемно-поисковые задания 1. По инструкции журнала «Burda», найти способ нахождения контура деталей на листе выкроек. 2. Предложить способы изменения выкройки по росту. 3. Предложить способы изменения выкройки по полноте. 4. Предложить способ получения выкройки для нестандартной фигуры, пользуясь выкройками журнала «Burda». Практические упражнения: пропорциональное изменение величины выкройки журнала «Burda» Оборудование для уч-ся: калька, ручки, фломастеры, швейные укладки. Дидактический материал: I этап. 1. Учебный манекен, узкая атласная лента 2. Тематическое домино по темам: а) «Снятие мерок для построения плечевого изделия»; б) «Стиль в одежде»; в) ассорти. 3. Карточки с заданиями по определению типового размера; 4. Карты контроля по определению названий линий чертежа. 5. Набор карточек-иллюстраций «Стиль в одежде» 6. Набор фишек с условными обозначениями мерок для построения плечевого изделия 7. Набор фишек с правилами снятия мерок. II этап Плакаты. 1. Определение контура деталей на листе выкроек журнала «Burda»; 2. Расположение деталей, на листах выкроек журналов мод; 3. Изменение выкроек по росту; 4. Изменение выкроек плечевого изделия по росту; 5. Изменение выкроек брюк по росту; 6. Увеличение выкройки журналов мод «Burda» по полноте; 7. Изменение выкройки журнала мод «Burda» для нестандартной фигуры. III этап. Журналы: «Burda» № 6.95; № 4.95; № 2.97. План урока. I. Организационный момент. А) Распределение учащихся по рабочим местам. Б) Приветствие команд. В) Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. II. Актуализация ЗУН. III. Обучающий этап. IV. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. V. Подведение итогов урока. Ход урока. I. Организационный момент: 1. Входя в кабинет, девочки по жребию делятся на три команды. 2. Приветствие команд. Здравствуйте: Я - координатор, и мой кассир – контролер с волшебным мешочком фишек, приветствуем вас на игре «Цветная метка». II. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Тема сегодняшнего урока: «Калькирование выкроек популярных журналов. Технология пропорционального изменения величины выкройки». Сегодняшняя игра поможет вам научиться калькировать выкройки знакомых уже журналов мод с выкройками «Burda», «Boutique», «Модели сезона», «Золушка» и т.д. и пропорционально их изменять. 3. Сообщение правил игры. Вам необходимо пройти три этапа марафона. «Золото ржавчины не боится, а мудрость забвения» казахская народная поговорка. «Не тот много знает, кто много читает, а тот, кто умом вникает» казахская народная поговорка. «Руки творят, а голове ответ держать» казахская народная поговорка. За каждый правильный ответ или верно выполненное задание один из членов команды вытаскивает фишку из волшебного мешочка (фишки являются четвертинками красного, оранжевого, зеленого или черного круга). Цена фишки 1 балл. В случае выпадения фишки красного цвета команда получает право на дополнительную фишку. В случае выпадения черной «сгорает» уже заработанная ранее фишка соответственно команда теряет 2 балла. Если в конце игры команде повезло собрать круг оранжевого или зеленого цвета полностью, команда получает бонус 2 балла. Выигрывает команда, которая набирает наибольшее количество баллов. Прохождение этапов марафона III. Актуализация ЗУН. 1. Этап. «Золото ржавчины не боится, а мудрость забвения» казахская народная поговорка. Методические указания На столах каждой команды разложены папки с заданиями по актуализации ЗУН. Участникам игры предлагается выполнить их. Право решать, кто и в каком порядке будет выполнять задания представленные игрокам команд. За каждое правильно выполненное задание, команда получает фишку из волшебного мешочка. 1. Этап. «Золото ржавчины не боится, а мудрость забвения» казахская народная поговорка. № Задания командам 1-я команда 2-я команда 3-я команда 1. Собрать тематическое домино по темам а) «Снятие мерок для построения плечевого изделия»; б) «Стиль в одежде»; в) ассорти. 2. Работа с манекеном Наколоть на манекен, узкую атласную ленту по линиям снятия мерок для построения плечевого изделия. Наколоть на манекен, фишки с условными обозначениями на соответствующие линии снятия мерок. Наколоть на манекен, фишки с правилами снятия мерок на соответствующие линии. 3 Пользуясь таблицей размеров «Burda», определить размер по данным величинам Рост 168 Обхват груди 84 Обхват талии 66 Обхват бедер 90 Высота груди 26 Длина переда 44 Длина спины 41 Длина плеча 12 Длина рукава 59 Обхват шеи 35 Рост 160 Обхват груди 80 Обхват талии 62 Обхват бедер 86 Высота груди 24 Длина переда 41 Длина спины 39 Длина плеча 12 Длина рукава 57 Обхват шеи 34 Рост 128 Обхват груди 64 Обхват талии 59 Обхват бедер 70 Длина спины 30 Длина рукава 46 Обхват шеи 30 4 Определить названия линий чертежа основы выкройки платья, для всех команд одинаковое задание (карта контроля № 1) 5 Из набора карточек – иллюстраций выбрать несколько с изображением одного стиля одежды. Подготовить импровизированную презентацию стиля. IV. Сообщение познавательных сведений. 1. Этап. «Не тот много знает, кто много читает, а тот, кто умом вникает» казахская народная поговорка. Методические указания При прохождении этого этапа учащиеся сталкиваются с заданиями, на которые нет готовых ответов. Способы решения девочки должны найти самостоятельно. Здесь ценится смекалка, сообразительность и быстрота реакции. На заданный координатором вопрос отвечать будет та команда, у которой ответ будет готов первым, о чем нужно сигнализировать поднятой рукой. Учитель – координатор -- «Многообразие моды – это чудесное отражение многообразия жизни людей, их вкусов и пристрастий. Одеваясь по разному, люди вольно или невольно стараются подчеркнуть свою индивидуальность, выделиться из массы себе подобных, обратить на себя внимание.» Энне Бурда. Но не всегда рынок может удовлетворить все наши требования. Покупая любую вещь своего гардероба мы не защищены от столкновения с такой же на другой девушке. Портной не всегда может понять ваш замысел, а у вас может не доставать мастерства настоящих КУТЮРЬЕ. Не беда, вам в помощь созданы журналы мод с выкройками и инструкциями по выполнению. Это «Burda», «Boutique», «Модели сезона», «Золушка». В таких журналах вы найдете обзор модной одежды, которую при желании вы можете изготовить. Или же взять за основу данную выкройку, изменить ткань, отделку и получить свою индивидуальность деталь вашего гардероба. На предыдущих занятиях мы уже рассматривали журналы и составили план работы, которому следуем из урока в урок. 1. Выбор модели. 2. Снятие мерок, определение своего размера. 3. Калькирование выкроек. 4. Подготовка ткани к раскрою. 5. Раскрой 6. Пошив изделия Сегодня наша задача получить выкройку выбранной модели. Все модели в журнале под номерами. Раскройте приложение и найдите инструкцию под тем же номером. Рядом с инструкцией вы видите рамку, в которой: 1) уменьшенный чертеж выкройки, на котором все детали пронумерованы; 2) названия листа, на котором находится выкройка; 3) цвет контура выкройки (каждому размеру соответствует свой вид контурной линии, но цвет остается неизменным). На доске плакат: «Определение контура деталей на листе выкроек журнала«Burda» Задание № 1. Пользуясь инструкцией по работе с журналом, найдите контур деталей, и объясните способ действия. I. Команде «Burda» № 6.95 мод. 105 размер 36 дет. 1 I1. Команде «Burda» № 4.98 мод. 130 размер 34 дет. 1 I1I. Команде «Burda» № 2.97 мод. 142 размер 36 дет. 1 Ответы учащихся. Обобщение – конкретизация учителя. На листах выкроек, номера деталей нужной вам выкройки найдете на полях указанного листа. Они имеют тот же цвет, что и контуры выкроек. Проведя от номера на полях вертикальную линию, вы найдете контур нужной детали выкройки. Учитель – координатор. На нужный контур накладывается калька, которую необходимо закрепить булавками, затем контуры деталей обводятся ручкой или карандашом. Кроме контуров на кальку переносятся надписи и необходимая разметка. Каждая модель сопровождается выкройками нескольких размеров. Такой способ получения выкройки и называется калькированием. Другими словами калькировать – снимать точную копию чего-нибудь посредством кальки. Каждая модель сопровождается выкройками нескольких размеров. Тем не менее, может случиться так, что среди выкроек понравившейся вам модели не окажется вашего размера. Не нужно огорчаться, выкройку можно изменить. Во-первых, выкройку можно изменить по росту. Во-вторых, выкройку можно изменить по полноте. В-третьих, выкройку можно «подогнать» под вашу фигуру, если она не стандартна. Задание № 2. На доске плакаты «Расположение выкроек на листах выкроек журнала мод «Burda» ». Определить пути изменения выкройки по росту. Ответы учащихся… Обобщение – конкретизация учителя. На доске плакат «Изменение выкройки по росту». Выкройку можно разрезать в нескольких листах (т.к. фигура человека пропорциональна). В плечевом изделии это по линиям высоты проймы; приблизительно посередине между линией груди и линией талии; по линии бедер. В местах разреза выкройку раздвигают либо накладывают части одну на другую. При внесении изменений в пройму, соответственно удлиняют или укорачивают окат рукава. У рукава с невысоким окатом высоту оката не меняют, а сужают рукав от концов линии оката вдоль линии оката вдоль линии шва до нижнего края, сводя вычерченные линии на нет. Выкройку поясной группы одежды укорачивают (удлиняют по линии бедер на 1 см, по линиям выше и ниже колена по половине оставшейся разницы). Линии разреза должны быть перпендикулярны к линии основы. Задание № 3. На доске плакаты «Расположение выкроек на листах выкроек журнала мод «Burda» », «Изменение выкроек журнала мод «Burda» по полноте». Одинаковые детали выкройки одной модели разных размеров на листах выкроек располагаются одна в другой. Расстояние между контурными линиями равно разнице между мерками обхватов и линейными мерками разных размеров. Подумайте и предложите способ получения выкройки большего (меньшего) размера, чем предоставленные в журнале. Ответы учащихся… Обобщение – конкретизация учителя. На доске плакат «Изменение выкроек журнала мод «Burda» по полноте». Расстояние между контурными линиями равно разнице между мерками обхватов и линейными мерками разных размеров. На расстоянии равном, расположению контурных линий соседних размеров от внешней, соответственно внутренней контурной линии вычертить новый контур. Чтобы строго выдержать заданное расстояние до нового контура, нанесите под прямым углом к имеющемуся контуру несколько вспомогательных линий. За тем соединение по прямой угловой точке контуров имеющихся размеров на участках: горловина – плечевой срез; плечевой срез – пройма и т. д. Угловые точки нового контура должны лежать на размеченных прямых. Контрольные мерки (например, метка совмещения рукава с плечевым швом), которые на одной и той же детали разных размеров не располагаются строго друг под другом, следует так же соединить вспомогательной линией. Точка пересечения нового контура с этой вспомогательной линией и будет новой контрольной меткой, правильно расположенной на деталях выкройки. Задание № 4. На доске плакаты «Расположение выкроек на листах выкроек журнала мод «Burda» ». Подумайте и ответьте, как при таком параллельном расположении контуров выкроек разных размеров получить выкройку для нестандартной фигуры (например, при величинах измерения обхвата груди 36 р-ра, а обхвата бедер 38 р-ра). Ответы учащихся… Обобщение – конкретизация учителя. На доске плакат «Изменение выкроек журнала мод «Burda» для нестандартной фигуры». В плечевом изделии по линии бока нужно провести линию, начиная от линии груди 36 р-ра, проходя на линии талии между контурами 36 и 38 размеров и плавно переходя в 38 размер на уровне бедер. V. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. 3. Этап. «Руки творят, а голове ответ держать» казахская народная поговорка. Методические указания Этот этап практический, при его прохождении учащимся нужно практически закрепить знания, полученные на уроке и показать уровень овладения знаниями и новыми способами действий. Задание командам. 1 команда 2 команда 3 команда «Burda» № 6.09 Модель 105 Деталь 2 «Burda» № 4.09 Модель 130 Деталь 2 «Burda» № 2.09 Модель 142 Деталь 2 Получить выкройку данной детали при росте 160 Получить выкройку данной детали 32 размера Получить выкройку данной детали при размерных признаках рост 168, обхват груди 80, обхват бедер 88 VI. Подведение итогов урока. Методические указания За 5 – 10 мин. До конца урока проводятся итоги игры, фишки складываются в круги, начисляются баллы. Оценивание включает такие аспекты: аргументированность, обоснованность ответов; аргументированность предлагаемых решений, подходов. Оцениваются, готовность аргументировано ответить на возникшие вопросы жюри, умение вести корректную дискуссию, отстаивая свою точку зрения, ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность. Называются группа-победитель и лучшие игроки. Команды награждаются сувенирами выполненными младшими девочками на внеклассных занятиях. Оценки за урок выставляются коллективно внутри команды. Инструкционная карта Калькирование выкроек популярных журналов Инструменты и принадлежности Калька, иголки-булавки, карандаш, ножницы Последовательность работы 1. По номеру модели найти в приложении журнала инструкцию 2. Внимательно рассмотреть рамку с уменьшенным контуром выкроек 3. Определить название листа, линю вашего размера, номера деталей и их конфигурацию. 4. Раскрыть лист выкроек, Найти номера деталей 5. Проведя от номера на полях вертикальную линию, найти нужную деталь выкройки. 6. Наложить и закрепить кальку. 7. По линиям заданного размера провести обвести контур выкройки. 8. При необходимости произвести изменения Используемая литература: Журналы: «Burda» № 6.95; № 4.95; № 2.97. | |
Просмотров: 2757 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|