Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Социокультурный аспект обучения на уроках технологии и трудового обучения девочек Н.А. Федотова учитель технологии Кушмурунской СШ № 121 В течение всей жизни человек адаптируется к окружающей среде идёт процесс его социализации – усвоение им опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания и, прежде всего через систему образования. Сегодня образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества. Предмет «Технология и трудовое обучение», призван подготовить учащихся к активной самостоятельной социальной и трудовой жизни гуманистической, природосообразной, созидательной деятельности в обществе, системе производственных отношений в условиях рыночной экономики, социально-трудовому самоопределению и последующему овладению различными профессиями. Процесс формирования социокультурной готовности учащихся, осуществляется при изучении практически всех разделов образовательной области «Технология и трудовое обучение». Здесь происходит интеграция художественного, экономического, трудового, экологического образования и воспитания личности. При изучении раздела «Экономика», девушки получают основы экономических знаний, учатся определять свои потребности – ложные и явные, делают подсчет расходов при подготовке к учебному году, изучают виды расходов, учатся правильно делать покупки, заполнять квитанции за коммунальные платежи, проводим деловые игр. Девушки получают домашнее задание, где проводят мониторинг расходов семьи за месяц. Так экономическое воспитание становится средством адаптации школьников к социально-экономическим условиям со-временной жизни. На уроках по декоративно-прикладному искусству часто использую эле-менты этнопедагогики. Ученицы с удовольствием изучают культуру, быт, традиции, национальную кухню народа Казахстана. Радует то, что после этих уроков дети интересуются историей своих семей, общаясь с бабушками и дедушка-ми, видят настоящую национальную одежду, ювелирные украшения, ковровые изделия, делятся своими рецептами. Можно отметить, как повышается самосознание ребенка, и он начинает чувствовать свою принадлежность к великой культуре предков. В настоящее время народная культура стала играть важную роль в жизни современного общества в качестве фактора социализации личности и является основой для социокультурного становления растущего человека. При изучении любого раздела стараюсь использовать краеведческий материал по Костанайской области, который формирует патриотическое самосознание, воспитывает любовь к своей родине. Например, при изучении «Материаловедения швейного производства» используются информационные мате-риалы о Жетыгаринском месторождении асбестового волокна; о породе овец «сулукульский меринос», выведенной в Ауеликольском районе, шерсть которых по своему качеству не уступает лучшим австралийским породам. Изучая раздел «Кулинария» обязательно говорю о твёрдых сортах костанайской пшеницы, из которой изготавливают мучные и кондитерские изделия высшего сор-та. Не забываю и экологический аспект. Так на уроках вышивки ученицы любят использовать растительные орнаменты. Полезно напомнить им о весенних цветах – подснежниках и тюльпанах, которые находятся под угрозой исчезновения. Недалеко от нас на Синей горе находятся уникальные реликтовые рощи, где произрастает чёрная ольха, папоротник и бьют ключи. Рассказываю о не-обычном цветке колокольчике рябчик, являющийся живым свидетелем мамонтов и сохранившийся с тех времён. Эти рассказы находят отзыв в душе ребенка, и он начинает не только любоваться красотой природы, но и беречь её. Во время трудовых практик по благоустройству школьной территории девушки учатся работать вместе, ценить свой труд, помогать друг другу, испытывать ответственность за выполнение своей работы, это формирует личностные духовно-нравственные качества, способствует формированию адекватной самооценки, что впоследствии сказывается на социокультурной адаптации личности в обществе и на его взаимоотношениях с окружающими. Важное значение играет социокультурный аспект в обучении детей коррекционных классов, где программа социально-бытовая ориентировка и трудовое обучение имеют практическую направленность на выработку адаптивных форм поведения детей с ограниченными возможностями, чтобы дать им знания о себе и о своём месте в этом мире. Ребята с удовольствием занимаются на уроках кулинарии, любят выполнять поделки, осваивают работу на швейной машине, изготавливают швейные изделия, могут произвести ремонт одежды и т. д. Таким образом, образовательная область «Технология и трудовое обучение» имеет социокультурную направленность в воспитании и обучении личности учащихся, что очень актуально на современном этапе развития общества. | |
Просмотров: 1423 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|