Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Урок по декоративно-прикладному искусству «Вышивка – любимый вид казахского прикладного искусства» разработан заместителем директора по УР (учитель трудового обучения) Смагуловой Г.Ж. КГУ "Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ВКО, г. Семей. Тема: Вышивка – любимый вид казахского прикладного искусства. Цели: 1. Дать учащимся понятия о видах вышивки и способах их применения. Углубить знания учащихся о казахском народном прикладном искусстве. 2. Развивать мелкую моторику рук, навыки вышивания на ткани, навыки пользования принадлежностями народного прикладного труда. Развивать устную казахскую речь, внимание, логическое мышление. 3. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. Воспитывать у учащихся эстетические чувства: понимание значения искусства в жизни каждого человека, её красоты. Оборудование: необходимые материалы, инструменты и приспособления: 1. Ткань, нитки, иглы, ножницы, напёрсток, пяльцы. 2. «Виды и названия орнаментов» – альбом. 3. «Орнамент» - буклет. 4. Виды вышивки. 5. Виды одежды казахского народа – рисунки. 6. Изображение ковра. 7. Пословицы и поговорки. 8. Демонстрационные макеты – одежда невесты. 9. Карточки с видами вышивки. 10. Лоскуты с отметками. 11. Казахское народное прикладное искусство - 2 том. СТРУКТУРА УРОКА. I. Организационный момент. II. Основная часть. 1. Опрос домашнего задания. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Сообщение нового материала. 4. Запись в тетрадях. 5. Физминутка. 6. Практическая работа. 7. Закрепление. III. Заключительная часть. 1. Подведение итогов. 2. Оценки. 3. Уборка рабочего места. ХОД УРОКА. I. Организационный момент. 1. Организация класса, проверка рабочих мест, рапорт дежурного. Учитель: Кто сегодня дежурный? Рапорт дежурного. Учитель: Кто скажет, сегодня какой день недели? Правильный ответ: четверг – бейсенбі. Учитель: Число, месяц, время года? Правильный ответ: двадцать девятое января, время года – зима – жиырма тоғызынша қантар, қыс айы. Записываю на доске число, месяц. II. Повторение домашнего задания. Учитель: Ребята, начнём наш сегодняшний урок с повторения домашнего задания. Кто мне скажет, какие виды верхней одежды у казахского народа вы знаете? Правильный ответ: Виды одежды: ишик – ішік, тон; халат – шапан; женская безрукавка – камзол; женское платье – көйлек; штаны, шаравары – шалбар. Отвечает по картинке. Учитель: Какие материалы использованы в изготовлении этих видов одежды? Правильный ответ (демонстрационные макеты): Для платья – креп сатин, для камзола – парча и ещё используются дорогие материалы как велюр, вельвет. Учитель: Какие виды узоров вы узнаёте на них? Правильный ответ: ответ по узорам. III. Повторение видов узоров: Раздаю конвертики. В конвертах рисунки с изображением орнамента: ковёр и тускииз. Учитель: А теперь, я вам раздам эти конвертики, вы все должны за короткое время «сшить» тускииз и «соткать» ковёр. Активно участвующим командирам и ответившим на мои вопросы я раздаю фишки. Дети собирают, даю на сборку пару минут, и задаю вопросы. Учитель: Ребята, какие орнаменты изображены на этом рисунке? Название орнамента должно быть на двух языках. Правильный ответ: № 1 – Здесь изображены разные виды рогообразных элементов – мүйіз тектес оюлар, бараний рог – қошқар мүйіз, парные рога – қос мүйіз. № 2 – А здесь изображён орнамент “Крестовина” – «төртқулақ». Учитель: Правильно, эти узоры и орнаменты всегда с нами, мы их всегда и везде встречаем. (Показ картины). У казахов много предметов с орнаментом. Эти узоры можно передать в виде вышивки. Поэтому сегодня познакомитесь с видами вышивки. Наша тема: «Вышивка – любимый вид казахского прикладного искусства». Тему запишите в тетрадь. IV. Объяснение нового материала. Учитель: Одним из распространённых видов рукоделия является вышивание. Вышивание – дело трудоёмкое и сложное, требующее большой сноровки и опыта. Тех мастеров, которые придумывали орнаменты вышивок, называли – оюшы (чертёж нитками-аппликаторами). Ребята, есть вышивка не только на ткани, но и на коже, на войлочных изделиях. Мастера применяли четыре вида вышивки: 1. Тамбурный шов – бiз кесте; 2. Гладьевый шов – баспа кесте; 3. Канва – кенебе; 4. Двухрядовая вышивка – албыр кесте. Красочными вышивками оформлялись тузкиизы, войлочные футляры для сундуков, постельные принадлежности, мужские и женские головные уборы и различные детали убранства юрты. При вышивании применялись разноцветные нити: мулине, ирис и тонкий шёлк. V. Запись в тетрадях. Учитель: А теперь, открывайте тетради и запишите то, что мы сегодня прошли на уроке, с какими названиями вышивки вы познакомились. Виды вышивок: тамбурный шов, гладьевый шов, канва, двухрядовая вышивка. Виды ниток: мулине, ирис и тонкий шёлк. Новые слова: мастерицы, чертёжники, аппликаторы. Дети записывают, а я проверяю правильность записи, как сидят за партой, слежу за осанкой. Учитель: Ребята, внимание на меня, вот я вам раздаю карточки, прочитайте на карточках виды вышивок и названия на двух языках. И постарайтесь их запомнить. В это время я убираю вышивки, которые висели на доске. VI. Игра на внимание. Учитель: Повторим дети? Хорошо, карточки положите на стол и переверните. А теперь, внимание на доску. Мы с вами сейчас сыграем в прятки: «Вышивки спрятались». С начала я вам раздам карточки, а вы расставьте вышивки по местам согласно надписям. Дети по местам расставляют вышивки. Учитель: Ребята, давайте ещё раз повторим виды вышивок, и как они называются? Дети повторяют. В это время быстро убираю надписи. Учитель: После того, как всё повторим, карточки собираю, раздаю им надписи. А теперь, согласно видам вышивки расставьте их названия. Дети по местам расставляют названия вышивки. VII. Практическая часть. Объяснение техники вышивания. Повторение правил техники безопасности с колющими и режущими предметами. Учитель: Показываю на материале виды вышивки. а) Тамбурный шов – бiз кесте, тамбурный стежок с лицевой стороны напоминает цепочку. Выполняют тамбурный стежок сверху вниз. Оставляю иголку без ниток на столе. Ученик: Иголку нельзя так оставлять, надо хранить в игольнице. Учитель: Правильно, ребята, иголку всегда надо держать в игольнице. б) Баспа кесте – гладьевый шов, при выполнении гладью рисунок заполняется стежками, прилегающими друг к другу. Они образуют гладкую поверхность. При показе иголкой, сделаю вид, что уколола палец и спрашиваю: Дети, а что я сделала неправильно? Ученик: Надо при шитье применять напёрсток. Учитель: Правильно! Хорошо ребята, при шитье надо обязательно использовать напёрсток. в) Канва – кенебе, здесь сам материал называется канва, открытые клетки надо заполнить маленькими крестиками или звёздочками, конечно по рисунку. Показываю виды вышивки, в конце закрепляю нитки и собираюсь откусить нити зубами. Ученик: Неправильно делаете. Учитель: Хороший ответ, после окончания работы нитку надо отрезать ножницами. г) Двухрядовая вышивка – албыр кесте. Ими пользовались особенно наши бабушки. Двухрядовыми вышивками вышивали контуры вырезанного орнамента в виде аппликации. Показываю вышивки, закрепляю нитку и одному ученику передаю ножницы острым концом вперёд. Ученик: Вы неправильно передаёте ножницы, нельзя подавать ножницы острыми концами. Учитель: Молодец, ножницы передаём ручкой вперёд, в сомкнутом виде. Ребята сегодня мы с вами ознакомились с одним из древних и интересных видов декоративно прикладного искусства – вышивкой и некоторыми приёмами работы при вышивании и повторили технику безопасности при работе с колющими и острыми предметами. Я думаю, если допускала ошибки по технике безопасности, то вы не должны допускать этих ошибок во время практических работ, постоянно следите за собой. VIII. Практическая работа. Учитель: Но перед началом работы давайте разомнём наши пальчики, чтобы они у нас были ловкие, искусные и красиво шили. 1. Физминутка. 2. Практическая работа. Раздаю лоскуты. Учитель: А теперь, дети, я вам раздам лоскутки с номерами. На лоскутках точками указаны виды вышивок. Номер на лоскутках совпадает с номером вышивки, который висит на доске. Вашей задачей является правильно научиться вышивать. Ребята начинают практическую работу. Я подхожу к каждому ребёнку, индивидуально помогаю и проверяю. IX. Итог урока. 1. Просмотр работ учащихся, их анализ, выставление оценок. 2. Нацеливание на продолжение работы по данной теме с применением узора. Учитель: Ребята, на втором уроке, кто хорошо вышивал, будет делать определённые работы, а с остальными учащимися мы продолжим работу по выполнению различных видов швов для вышивки, потренируемся. На этом наш первый урок завершается. | |
Просмотров: 4961 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|