Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания информатики в учебном заведении является совершенствование форм обучения информатики. Нельзя назвать эту проблему новой, но, думается, далеко не полностью раскрыто все многообразие ее сторон, вся значимость ее при решении задач активизации процесса обучения. У каждого молодого учителя, начинающего работать в учебном заведении, эта проблема вызывает трудности. Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении информатике. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика. Изучение интересов и склонностей школьников, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в совершенствовании традиционных форм обучения информатики и более глубокому изучению интерактивных форм обучения предмету. Конечно, осуществить все это на практике не так легко, как может показаться на первый взгляд. Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. И главной задачей является облегчение выбора форм обучения информатике в учебном заведении и их совершенствование или полная переработка. Нуждается в обсуждении и практическая цель обучения. Общая задача обучения информатике - это вопрос не методический, а социально-педагогический. Главная проблема тут - соотношение задач в области программирования и пользовательского курса. Решая эту проблему, надо учитывать такие факторы, как мера соответствия достигаемых результатов затратам общества, тот жизненный смысл, который видят (могут видеть) учащиеся в различных вариантах целевой установки предмета «информатика», степень сохраняемости полученных в школе навыков и умений при значительных перерывах в формальном образовании и др. Необходимо уделить внимание и общеобразовательной направленности учебного предмета «информатика». Известно, что уникальное общеобразовательное значение этого предмета, реализуемое при определенных условиях, заключается в специфическом положительном влиянии его на меру осознанности владения информационными технологиями, расширение кругозора подрастающего поколения. И, наконец, необходимо со всей категоричностью напомнить о том, что учебный предмет «информатика» должен закладывать основы умений самообразования в области этого предмета. От правильного решения проблем, целей и содержания обучения информатики в решающей степени зависит и мотивация учащихся. Это предполагает, в первую очередь, повышение уровня и качества практического владения информационными технологиями у обучающихся. Такая постановка вопроса не только непосредственно вытекает из современных задач, стоящих перед учебным заведением, но и имеет большое общегосударственное значение. Качество обучения информатике во многом определяется состоянием методики преподавания информатики как науки. К сожалению, здесь не все благополучно. Во-первых, на свет все еще появляются методические работы, абстрактные построения которых не согласуются с реальностью педагогического процесса, что приводит к надуманным рекомендациям, обоснованно отвергаемым учителями и преподавателями-практиками, и не способствуют повышению авторитета методики обучения информатики как раздела педагогической науки. Во-вторых, дальнейшее повышение уровня методических исследований тормозится рядом распространенных методических ошибок, допускаемых авторами. В-третьих, мы по существу предали забвению известную истину о том, что никакая наука не может плодотворно развиваться без дискуссий. Последнее является непременным условием формирования творчества учителя. Ведь любые, даже самые тщательно разработанные рекомендации беднее педагогической реальности, и для того чтобы успешно справляться с незапрограммированными трудностями в незапланированных ситуациях учебного процесса, учитель должен владеть гораздо более широким диапазоном методов и приемов обучения, чем те, которые уложились в концепцию конкретного автора учебника, методического пособия и т.п. Творческий подход учителя сегодня включает в себя: творческое планирование и перепланирование материалов учебника; разработка и включение дополнительных подготовительных упражнений на основании умения прогнозировать трудности для конкретного класса; разработка и проведение уроков в интерактивной форме. Интерактивный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Мнения педагогов на интерактивные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации учебного заведения, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Таким образом, проблемой нашего исследования является противоречие между теоретическим обоснованием интерактивных аспектов преподавания в контексте технологии развивающего обучения информатики и трудностью практической реализации данного подхода. Период глубокой реформации общества характеризуется новыми, повышенными требованиями к выпускникам средней школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным рыночным отношениям, социально защищены, быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, отклонениям в окружающей жизни, подготовлены к встрече с трудностями конкретной деятельности, иметь знания на уровне современной науки и техники, быть здоровыми физически и психически, быть информационно грамотны, владеть информационными компетенциями. Таким образом, определилась и тема исследования «Технология развивающего обучения на уроках информатики как средство формирования творческой, информационно компетентной личности». Основной целью работы является теоретическое обоснование необходимости использования технологии развивающего обучения, в том числе интерактивных форм уроков при обучении информатики и выявление эффективности их применения на практике. Задачи: 1. Дать теоретическое обоснование интерактивного подхода, как одного из ведущих в технологии развивающего обучения при организации уроков информатики. 2. Изучить различные методические подходы по организации интерактивных типов уроков при обучении информатики. 3. Разработать интерактивные типы уроков, направленных на формирование интереса к изучению информатики. 4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности использования разработанной системы интерактивных форм уроков по информатике. 5. Обосновать результаты проведенного исследования и умственных способностей каждого ученика. Идея формирования творческой личности на уроках информатики актуализировала проблему поиска наиболее эффективных форм и методов, способствующих решению данного вопроса. Выбор метода обучения определялся из особенностей учебного заведения и ученического коллектива. При построении системы работы учитывались личностные особенности обучаемых, их возраст, интересы, уровень подготовки, а так же техническая оснащенность учебного заведения. Ведущая идея методической темы – формирование творческой информационно компетентной личности учащихся – может быть осуществлена средствами уроков информатики, содержание которых строится на основе использования развивающих технологий. Формирование творческой личности представляется через внедрение развивающих технологий на уроках информатики, в том числе и интерактивных. Именно поэтому в педагогической практике отдается предпочтение формам и методам обучения, призванным содействовать выявлению и формированию информационных компетенций, которые являются ключевыми, жизненно необходимыми для современного человека. В основе этих компетенций лежит информационная культура личности. Наступление информационной эры, переход к качественно новым технологиям работы с информацией, открывающим широкие перспективы для удовлетворения информационных потребностей и запросов, вместе с тем существенно повышает требования к уровню информационной компетентности личности, актуализируя тем самым задачи ее формирования. Объект исследования: Процесс формирования информационной компетентности учащихся путем использования развивающих, в том числе информационных и интерактивных технологий. Предмет исследования: эффективность применения интерактивных форм уроков при обучении информатики. Гипотеза: Использование интерактивных форм уроков при обучении информатики повысит мотивацию учащихся к изучению данного предмета, и будет способствовать более эффективному усвоению материала. Методы исследования: Теоретические: • изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы; • изучение и анализ современных учебников для средних школ; • сравнение различных научных подходов и взглядов на интерактивный подход в обучении. Эмпирические: • педагогический эксперимент; • наблюдения; • обобщение опыта учителя. Задачи педагогической деятельности: • Провести анализ состояния в теории и практике проблемы формирования творческой информационно компетентной личности. • Раскрыть психолого-педагогические аспекты проблемы формирования творческой личности на уроках информатики. • Обосновать и опытным путем проверить определенную систему творческой личности • Рассмотреть этапы формирования творческой личности и в соответствии с ними определить эффективные формы и методы формирования поликультурной личности. • Разработать материалы для организации продуктивной урочной деятельности. | |
Просмотров: 3270 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|