Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Оформление изделия элементами декоративно – прикладного искусства. Вышивка (швы тамбурный, шнурочек и др.).
Оформление изделия элементами декоративно – прикладного искусства. Вышивка (швы тамбурный, шнурочек и др.).

Цель урока: учащиеся изучат технологии выполнения основных стежков и швов на их основе.
Задачи:
Образовательные – учащиеся научатся выполнять швы по образцу; будут формировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации; научатся самостоятельно оценивать результаты работы.
Воспитательные - учащиеся будут воспитывать интерес к культуре и искусству вышивания; совершенствовать эстетические взгляды.
Развивающие - учащиеся будут улучшать сенсорные и моторные навыки вышивания; развивать творческие способности личности; развивать речь и внимание.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения:
теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, образцов) и схематических рисунков учителя на доске.
практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии учителя и самостоятельно.
Материальное обеспечение: схемы, образцы, ткань, нитки, иглы, булавки, пяльцы, ножницы, напёрстки, карандаши.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
• подготовка учащихся к уроку;
• сообщение новой темы.

2. Объяснение нового материала.
Историческая справка.
Вышивка - распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах, льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, и др.
Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. (На доске написаны слова “Вышивать, вышить что – нибуть, шить по чему-либо узоры шерстями, шелками, бумагой, золотом и пр.”-(Даль В.И.) Из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить когда впервые удалось воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, определить время возникновения этого искусства. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э.
Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для работы использовался каждый удобный момент.
Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом особой гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты.
Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы.
Вышиванием занимались во всех слоях общества - от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. Изделия не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.
Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же рисунок приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. Хорошо сочетаются:
Красный - с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым;
Синий - с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
Желтый - с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым; Зеленый - с темно-желтым, лимонным, салатным,серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;
Фиолетовый - с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.
Вопрос: Девочки, есть ли в вашем доме изделия с вышивкой?
Вопрос: Кроме швейных изделий, что ещё можно украсить вышивкой?
Вопрос: Кто в основном занимался вышивкой?
И в наше время люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.
Художественная вышивка - один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.
Демонстрация вышивок выполненных учащимися старших классов.
Классификация вышивок.
Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом и другими гобеленовыми швами по канве) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).
Инструменты и материалы для вышивания (с демонстрацией).
При выполнении вышивания необходимы материалы, инструменты и приспособления. В качестве материала используют ткани и нитки. Для вышивания крестом используют канву. Лучшие нитки для вышивания - мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.
К инструментам для вышивания относятся пяльцы, ножницы и иглы.
Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец - держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами - для подрезания ниток, и большие – для раскроя.
Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы№2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы№6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.
Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька.
Для перевода рисунка на ткань используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу. Калька- это прозрачная белая бумага, которая служит для перевода изображения, рисунка, орнамента.
Вопрос: Какие инструменты и приспособления вам знакомы?
Вопрос: С какими инструментами и приспособлениями вы работали?
Прежде чем браться за сложную работу, любой начинающей вышивальщице необходимо освоить простые швы. Начинают работу с закрепления нити.
Одними из признаков хорошо выполненной вышивки считаются отсутствие узелков, длинных петель и концов ниток. У опытных мастериц обратная сторона вышивки чистая и аккуратная.

Закрепление нити
Научиться закреплять нить без узелков не сложно. Вот несколько вариантов:
1.Если вы вышиваете в две нити, то нить, сложенную вдвое, проденьте концами в иглу. Сделайте небольшой стежок в начале работы и тяните нитку, пока не останется маленькая петелька. В эту петлю проденьте иглу с рабочей ниткой и затяните ее.

2.Закрепить конец нитки можно стежком "за иголку". Для этого нужно сделать прокол иголкой с изнанки на лицевую сторону, протянуть иглу и оставить с изнанки конец нитки длиной 15-20 мм, крепко его придерживая. Близко к первому проколу сделать второй на изнанку и вывести иглу с ниткой на лицевую сторону, закрепляя ею конец нитки.

3.При вышивании одинарной ниткой закрепить ее концы можно несколькими мелкими стежками в том месте, которое потом закроется вышивкой.

В конце работы нитку можно закрепить с изнанки под вышивкой несколькими мелкими стежками швом "за иголку" или "вперед иголку", оставшиеся концы обрезать ножницами.
Шов «вперёд иголку».
Захватываем 2-3 нити ткани в начале первой строчки почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов “вперёд иголку”. Шов состоит из последовательных стежков, укладывающихся по линии контура, который может быть прямолинейным или криволинейным. Шов выполняем справа налево, игла направлена всегда вперёд. Стежки должны быть одинаковыми по величине, длиной 2-3мм. Шов “вперёд иголку” применяется в шитье для обрисовки контуров и для смётки деталей, в вышивке этот шов выполняем толстыми нитками.

«Шнурочек» — очень простой декоративный шов, выполняемый на основе начальных. Ряды стежков (1—3 и более) швов «вперед иголку», «за иголку», цветными нитками. Сначала на ткани по линии рисунка или по контуру узора прокладывают ряды простых стежков, а затем цветной ниткой, не прокалывая ткань, обвивают их; создавая «змейки» (рис. а,б,в) и «барашки» (рис. г).

Тамбурные швы. Цепочка.
Тамбурные швы относятся к свободным декоративным швам и имеют много разновидностей. Их название происходит от специальных круглых пялец, применявшихся для вышивания больших шелковых ковров и покрывал и похожих на большой барабан — тамбур. В вышивках Древней Индии, Ирана, Рима, Греции, Сирии ручные тамбурные швы были известны еще до нашей эры, а вышивки тамбурным швом из Пазырыкских курганов датируются VI — III вв. до н.э. Со временем искусство тамбурной вышивки распространилось во многие страны Европы и Азии. В конце XIX в. были изобретены специальные машины, которые выполняли 17 видов тамбурных швов.
Тамбурные швы применяются в вышивке самостоятельно и в сочетании с другими швами.
Шов «цепочка» — глухой односторонний шов. Состоит из ряда петелек, выходящих одна из другой и напоминает цепочку, связанную крючком на лицевой стороне; и строчку — на изнанке (рис. а). Вышивают его сверху вниз, справа налево по контуру рисунка.
От закрепленной рабочей нитки образуем петлю: иглу вкалываем в точку выхода рабочей нитки, затем, придерживая петлю пальцем, набираем на иглу несколько нитей и вытягиваем ее внутрь петли. Следующий прокол делаем также в точке выхода рабочей нити, снова набираем столько же нитей и т. д. Петли надо затягивать равномерно: не слишком туго и не очень свободно.
Последнюю петлю фиксируем стежком через край и закрепляем нитку. 3 петли из 1-й точки дают «лапку», каждая петля фиксируется стежком.
Выполнив 4—5 петель из одной точки, получаем цветок. А если петли расположить по кругу и серединку заполнить стежками,— вышита ромашка. Если петли сгруппировать и соединить стебельком, получается веточка и колосок. Эти варианты тамбурного шва можно применять при соединении двух полотен, удлиняя платье по низу или кокеткой по верху. Такую вышивку можно выполнять одним цветом в тон основной ткани или разноцветными нитками.

Иглу направляем остриём вниз и каждый стежок образует петлю за счёт того, что до прокалывания ткани и выхода иглы на лицевую сторону материала движением правой руки рабочая нить укладывается на ткани по дуге. Вытянутая затем из ткани игла оказывается расположенной над этой дугой. Тамбурный шов применяется в украинских народных вышивках.
Посмотрите внимательно на доску и найдите знакомые вам швы. (К доске прикреплены карты с изображением швов) (Приложение).
А какие швы вам незнакомы? (Отвечают и показывают у доски по картам).
“стебельчатый шов”
Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В вышивках чаще всего применяется для исполнения стеблей, но может применяться для заполнения кружков либо других фигур. Удобнее исполнять стебельчатый шов снизу вверх либо слева направо. Иглу с рабочей нитью направляем назад, выходим на лицевую сторону материала примерно посредине последнего стежка, нить лежит слева либо справа от него. По окончанию работы с нитью закрепляем её, проводя под 5-7 стежком с изнанки и отрезаем остаток нити.
Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов мы можем приступать к выполнению практической части урока.
Практическая работа.
Санитарно - гигиенические требования.
Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным, свет должен падать слева или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы - в левой. Очень важно принять правильное положение при вышивании, т.к. неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости, а в последствии к сутулости, к искривлению позвоночника и к близорукости. Во время работы корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.
В процессе вышивания следуют соблюдать правила Т.Б. при работе:
с ножницами
ручной иглой
булавками
утюгом
1.На ткани учащиеся повторяют технологическую последовательность выполнения швов.
2. Учащиеся выбирают рисунок, учитывая то, где он будет располагаться и переводят на ткань с помощью копировальной бумаги.
Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии и длину стежка.
Итоги урока.
Проверка выполняемой работы и оценивание.
Домашнее задание: подготовиться к практической работе, посмотреть есть ли изделия с вышивкой дома и каким способом они выполнены.
Опорные понятия: мулине, пяльцы, копировальная бумага, шов “вперед иголку”, “стебельчатый шов”, тамбурный шов, “тамбурный шов”. (Написаны на доске).
Категория: Технология | Добавил: Larisa_Kurbatova (2012-05-22) | Автор: Курбатова Лариса Владимировна E
Просмотров: 3411 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru