Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Утверждаю обл.ИПК и ППК зав.кафедрой «Содержание образования» Тушинская О.Ю. ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (Обработка конструкторских материалов с элементами машиноведения) 10 класс Составила: Кущ Е.Г. Учитель черчения школа №3 г. Петропавловск – 2009 г. Пояснительная записка Главной целью образовательной области «Технология» является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни, и овладению массовыми профессиями. В разделе Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения отраженно изучение основных видов машин, применение на производстве и в быту, дано представления о наиболее распространённых конструкторских материалах (метал, дерево, пластмасса) и их свойствах, о технологии обработки указанных материалов. Задачи: 1. Освоить правила, способы и приёмы чтения, выполнения чертежей различного назначения. 2. Формировать у учащихся пространственное воображение и основы графической культуры. 3. Развивать способности учащихся к логическому рассуждению и творческому мышлению. 4. Ознакомить учащихся с разработками технологических карт, планов. 5. Формировать умение выполнять отдельные операции и навыки изготовления простейших деталей из древесины и металла. 6. Воспитать у учащихся усидчивость, прилежность и самостоятельность. Чертежом называется документ, содержащий изображение предмета и другие данные, необходимые для его изготовления. Еще в начале XIX века французским ученым Гасиаром Монжем было высказано выражение, ставшее крылатым: «Чертеж - это язык техники». Чертеж является одним из видом графического изображения, к которому можно отнести так же рисунки, схемы, карты, диаграммы и условные знаки. В настоящее время трудно назвать специалиста, не пользующегося тем или иным графическим изображением. В данном разделе изучаются основные положения, теории и практические приёмы оформления, выполнения и расшифровки графических изображений. Умение чертить, признаётся второй грамотностью, после первой - умения читать, гак как в результате овладения навыками обработки конструкторских материалов, человек правильно применяет в быту свои мысли и понимает изображения выполненные другими людьми. В результате этого учащиеся по данному разделу учатся читать чертежи, умеют различать виды машин, виды различных распространенных конструктивных материалов, начинают знакомиться с общим алгоритмом. Содержание и структура курса «Технология обработки конструкторских материалов с элементами машиноведения» 10 класс № раздела Название раздела Количество часов в соответствии с ГОСО Углубленное изучение Введение в курс основ технического черчения 2 4 I Основы технического черчения с элементами машиноведения 10 20 II Чтение и выполнение чертежей 10 20 III Сборочные чертежи 16 32 IV Чтение сборочных единиц (болтовые, шпилечные соединения) 18 36 V Чертежи и эскизы деталей. Технический рисунок 12 24 VI Основы технического и строительного черчения 12 24 Всего 68 136 Введение (2/4 часа) Введение в курс основ технического черчения с элементами машиноведения. Понятие о резьбе, шаге резьбы, сборочных чертежах. Раздел 1. Техническое черчение с элементами машиноведения (10/20 часов) Тема 1. (2/4 ч) Виды изделий и конструкторских документов. ЕСКД - единая система конструкторской документации. Стандарты. Тема 2. (2/4 ч) Чертежи валов, пружин, осей. Понятие о взаимозаменяемости. 11оминальные линейные размеры. Практическое занятие. Выполнение чертежа цилиндрического зубчатого колеса. Модуль и число зубьев. Тема 3. (2/4 ч) Эскиз цилиндрическою зубчатого колеса. Основная надпись данного чертежа. Практическое занятие. Выполнение спецификации по эскизу зубчатого колеса. Тема 4. (4/8 ч) Резьба, её шаг и направление. Виды резьбы. Условное изображение резьбового соединения. Трапециидальная, упорная резьба. Шаг резьбы, его обозначения. Из истории развития резьбы. Понятие «стержень», «патрон», «резец». Практическое занятие. Выполнение чертежа трубной и упорной резьбы. Спецификация чертежа. Раздел II. Чтение и выполнение чертежей (10/20 часов) Тема 1. (2/4) Детали с резьбой. Болт, шпилька, гайка. Изображение резьбового соединения. Практическое занятие. Чертёж болта, гайки, шайбы. Чертёж резьбового соединения. Тема 2. (2/4ч) Шпонки. Призматические, сегментные. Виды шпоночных соединений. Практическое занятие. Чертёж шпоночного соединения (призматическая). Тема 3. (2/4ч) Понятие о зазоре на шпоночном соединение. Шпонка в разрезе. Условные обозначения. Практическое занятие. Выполнения чертежа шпонки в разрезе (фронтальный, горизонтальный). Тема 4. (4/8ч) Обобщение данного материала. Чтение шпоночных чертежей по сборочным единицам. Практическое занятие. Применение условных изображений и упрощений на чертежах крепёжных деталей. Раздел III. Сборочные чертежи (16/32 часов) Тема 1. (2/4ч) Общее понятие о сборочном чертеже. Спецификация. Практическое занятие. Знакомство со сборочным чертежом. Вычерчивание спецификаций по размерам стандарта. Тема 2. (2/4 ч) Зубчатое, шлицевое соединение. Изображение сварных соединений. Практическое занятие. Выполнение аксонометрической проекции сварных соединений. Тема 3. (2/4ч) Стыковое, нахлёсточное соединение. Практическое занятие. Чертёж стыкового соединения. Тема 4.(2/4ч) Угловое и мировое соединение. Условности и упрощения на чертежах. Практическое занятие. Чертёж таврового соединения. Тема 5. (2/4ч) Изображение соединений, полученных пайкой. Практическое занятие. Чертёж спаянного соединения. Тема 6. (2/4ч) Соединения при помощи склеивания и сшивания. Практическое занятие. Чертежи данных соединений. Тема 7. (4/8ч) Обобщающий урок по данным видам соединений. Практическое занятие. Чтение сборочных единиц. Соединения разъёмные и неразъёмные. Раздел IV. Чтение сборочных единиц. (18/36) часов Тема 1. (2/4ч) Понятие о чертеже сборочной единицы. Чертеж общего вида. Практическое занятие. Чтение чертежа общего вида. Тема 2. (2/4ч) Особенности выполнение чертежа подшипника. Необходимые упрощения. Практическое занятие. Выполнение чертежа подшипника (роликового). Тема 3. (2/4ч) Уплотнительные устройства. Техническая характеристика уплотнительных устройств. Практическое занятие. Чертеж уплотнительного устройства. Тема 4. (2/4ч) Упрощение на сборочных чертежах. Спецификация. Практическое занятие. Применение упрощений на сборочных чертежах. Тема 5. (2/4ч) Деталирование. План деталирования. Практическое занятие. Деталирование сборочных узлов (карточки задания, авт. И. Василенко) Тема 6. (2/4ч) ЕСКД - единая система конструкторской документации Практическое занятие. Работа по справочникам. Стандарты. Тема 7. (4/8ч) Повторение и обобщение раздела «Чтение сборочных единиц». Практическое занятие. Выполнение чертежа сборочной единицы с натуры (узла). Тема 8. (2/4ч) Практическое занятие. Чтение сборочных чертежей в паре. Чтение чертежей по карточкам. Защита сборочных чертежей в группах (малые КБ). Раздел V. Чертежи и эскизы деталей. Технический рисунок. (8/16) часов Тема 1. (2/4ч) Основная надпись чертежа. Практическое занятие. Выполнение основной надписи для чертежей и эскизов. Тема 2. (2/4ч) Эскиз детали. Основные этапы выполнения эскиза. Практическое занятие. Составление эскиза по плану. Тема 3. (2/4ч) Шероховатость поверхности детали. Практическое занятие. Выполнение чертежа и обозначение на чертеже вида обработки. Тема 4. (2/4ч) Практическое занятие. Выполнение эскиза детали с натуры. Технический рисунок. Элементы шрафировки (понятие «теней»). Раздел VI. Основы технического и строительного черчении. Топографический чертеж. (8/16 часов) Тема 1. (2/4ч) Общее сведение о строительных чертежах. Строительные материалы и их условные обозначения. Практическое занятие. Построение проекций с числовыми отметками. Тема 2. (2/4ч) Фасад, план, разрез. Практическое занятие. Чертеж фасада здания. Высотные отметки. Архитектурные особенности. Тема З. (2/4ч) Особенности нанесения размеров на строительных чертежах. Топографический чертеж. Практическое занятие. Применение условностей на топографических чертежах. Построение экспликации. Тема 4. (2/4ч) Технический паспорт квартиры. Обозначение площадей. Санитарно-техническое оборудование. Практическое занятие. Выполнение чертежа плана этажа. Чтение технических паспортов квартир. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать: • Виды изделий и конструкторских документов. • Винтовые движения и винтовые линии. • Виды резьбы и их обозначения. • Основы ТБ при выполнении графических работ. • Знать все виды шпонок (призматическая, клиновидная, сегментная). • Знать изображение сварных соединений. • Иметь понятие о чертежах сборочной единицы. • Иметь общее представление о строительном чертеже. • Оперировать стандартами. Учащиеся должны уметь: • Читать чертежи и технологические карты. • Выявлять технологические карты. • Выявлять технологические требования предъявляемые к детали. • Составлять технологический план. • Уметь читать сборочные единицы, узлы машин, станков. • Уметь читать спецификацию. • Разбирать строительные чертежи. • Уметь выполнять деталировку. • Уметь работать штангенциркулем, резьбомером. • Читать чертежи болтового и шпилечного соединения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Есмухан Ж.М., Черчение, Мектеп. 2002. 2. Есмухан Ж.М., Наби Ж.А., Пробное пособие для учителей, Мектеп, 2002. 3. Часова В.В., Техническое черчение в школе, Просвещение, 1976. 4. Вышнепольский И.С., Техническое черчение профтехобразование, Москва, Высшая школа, 1981. 5. Есмухан Ж.М., Экспериментальный учебник, Мектеп, 2005 6. Вышнепольский И.С. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Черчение, Москва, 2000 7. Василенко И.В., Карточки – задания, Москва, 1980. | |
Просмотров: 1204 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|