Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Кулий Елена Адамовна учитель технологии школы-гимназии №8 г. Щучинска Акмолинской области Открытый урок в 8 классе Раздел: «Основы домашней экономики» Тема: Бюджет семьи и ее потребности. Цель: Учить экономической и финансовой грамотности, необходимой для ориентации и социальной адаптации учащихся. Задачи: Дидактические: Обеспечить усвоение основных понятий и знаний входящих в содержание темы урока. Формировать умения постановки и решения учебных задач урока. Формировать умения решения проблемных ситуаций на уроке. Формировать умения выполнения продуктивных (творческих) заданий на уроке. Воспитательная. Воспитывать нравственность, бережливость, эконом- ное отношение к ведению домашнего хозяйства. Развивающая. Развивать у школьников познавательные способности, способности к самооценке, к самодиагностике личностного развития; способности открыто выражать свое мнение. Тип урока: Урок изучения нового материала. Технико- Возможные источники доходов школьников. Потребность. технологические Виды потребностей. Бюджет семьи. Расходы и доходы сведения: семьи. Наглядность и Диагностические карты, инструкции для определения оборудование: целей учения, учебный текст, для самоизучения. Межпредметные Русский язык – специфическая терминология. связи: Экономика «Основы домашней экономики» Практическая работа: 1. Составление структуры семейного бюджета. 2. Оформление бухгалтерской книги. Методы и формы источник передачи: диалог; беседа; инструктаж, обучения: объяснение; самост. мышления: репродуктивные, продуктивный; передача восприятия: дедуктивный метод; по степени управления: самостоятельная работа – работа с учебным текстом; мотивация к учению: убеждение в значимости учения; методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль. Словарная потребности, бюджет, расходы, доходы, дефицит бюджета, работа: избыточный бюджет, сбалансированный бюджет. Ход занятия. I. Организационный момент. • Отметить отсутствующих. • Подготовить и раздать раздаточный материал: инструкции по определению целей урока, карточки-задания для диагностики, учебны текст. • Создание положительного эмоционального настроя: Учитель: Посмотрите вокруг себя на учащихся класса, а теперь посмотрите на свою соседку по парте и попытайтесь ответить на вопрос «Почему я с ней си-жу?». Ответы учащихся: - мне с ней интересно общаться; - она очень умная, добрая и отзывчивая; - мы дружим с ней еще с первого класса и т. д. Учитель подводит итог: И так, с вами рядом, оказывается, сидит близкий вам человек. Вы провожаете и встречаете, друг друга на остановке, вы проводите время вместе не только в школе: помогаете, друг другу с уроками при выполнении домашних заданий, вместе посещаете спортивные секции, кружки по интересам. С ней вы делитесь своими радостями и неудачами, ей вы доверяете порой самое сокровенное. Значит рядом с вами сидит подруга? Как здорово, что у вас есть подруга! Вы вместе! Улыбнитесь друг другу! Вы вместе пришли поучаствовать в учебном процессе, вместе хотите почерп-нуть определенные знания, ну а я буду направлять вас и оказывать вам помощь, если у вас возникнут какие либо затруднения. Вводный инструктаж. (2 мин) Учитель: А теперь нам нужно сосредоточить свое внимание на уроке. Давайте проверим, на сколько, вы внимательны? Диагностика внимания: Можете ли вы менее чем за минуту найти квадратик, который содержит все ле-пестки этой розы (см. рис.)? Сообщение учителем темы урока. Учитель побуждает учащихся к формулированию задач урока, задавая наводящие вопросы: - Как вы думаете, какие знания вы можете получить, основываясь на смысл названия темы урока? - Какие умения вы можете, приобрети? - Чему хотели бы научиться? ИНСТРУКЦИЯ Определение целей учения на занятии Познавательные цели: Сегодня на уроке я хочу: Узнать… Уточнить… Понять… Выяснить… Раскрыть понятия… Учебные цели: Сегодня на уроке я хочу: Ставить вопросы… Изображать… Составлять… Производить расчет… Находить … Объяснять… Изготавливать… Учитель подводит итог и формулирует учащимися учебные задачи урока: - ознакомиться с понятиями доходов и расходов, бюджет семьи; - ознакомиться с возможными доходами и расходами семьи; - научиться, правильно планировать доход семьи; Повторение пройденного материала. (5 мин) 1. Что такое домашняя экономика? 2. Перечислите задачи домашней экономики. 3. Расскажите об основных функциях семьи. 4. Расскажите об экономических функциях семьи. III. Текущий инструктаж. (13 мин) Учитель: У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, работаем, набираемся сил, переживаем тяготы и неудачи жизни, вместе с близкими людьми радуемся победам. 1. Учитель побуждает учащихся к диалогу Учитель - Для чего работают ваши родители? Ученица - Для того, чтобы содержать семью Учитель - А кто в этом им помогает? Ученица – Им в этом помогают старшие братья и сестры. Учитель - А как ты думаешь, много ли денежных средств расходуется лично на тебя? Ученица – Расходы на меня занимают значительное место в семейном бюд-жете. Учитель - На что конкретно расходуются деньги? Ученица – Это расходы на питание, одежду, обувь, учебу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции) и различные увлечения. Учитель - Конечно затраты на твое содержание - это обязанность родителей, а твоя обязанность помогать им в этом всеми возможными силами, знаниями и умениями. Еще недавно единственным источником доходов в семье были доходы родителей. Сейчас многие школьники в состоянии иметь свой личный заработок не в ущерб учебе. Доходы школьников могут складываться из разных источников. Давайте выясним, что же это за источники? Например, от: Полилог: Отвечают разные учащиеся, сами ученики проводят коррекцию ответов других учащихся. Ответы записываются на доске в форме: , списка, кластера, таблицы, схемы (по выбору учащихся). • родителей (деньги на карманные расходы; • индивидуальной трудовой деятельности (художественно-прикладное творчество, изготовление игрушек, ремонт видео-радиоаппаратуры ит.д.); • коммерческой деятельности (продажа пирожков, газет и журналов, мороженого); • работа по найму (на государственном – курьером или семейном предприятии – торговым агентом); • оказание услуг (присмотр за ребенком, покупка продуктов пенсионерам и инвалидам уборка их квартир); • другие источники. Диалог ведут сами учащиеся: На уроках технологии мы можем приготовить различные полезные вещи для семьи, что сэкономило бы расходы семейного бюджета и было бы полезно для домашнего хозяйства (игольница, прихватки, кухонный фартук, вязаные вещи и т.д.). 2. Самостоятельная работа с учебным текстом Задание: 1) прочитать текст учебный текст 2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи; 3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи; 4) дать краткий ответ на свои вопросы; 5) записать вопросы на карточку; 6) обменятся карточками с партнёром; 7) ответить на вопросы партнёра (устно); 8) оценить работу партнёра. Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное. При составлении списка потребностей семьи и установления очередности их удовлетворения нам нужно учесть разумность потребностей. Каждый человек для удовлетворения своей потребности должен хорошо работать и хорошо зарабатывать. У каждого должна быть потребность самоограничения, соотношения своего личного с общественным. Существуют ложные (неразумные) и рациональные (разумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей не приносит пользы, а чаще дает вред. Это потребление в курении, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д. Следует различать материальные и духовные потребности. К материаль-ным относят: потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей. К духовным относятся: потребность в культуре, общении, знаниях, искусстве. 3. Объяснение учителя. Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год). Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупность доходов. Расход – затраты, издержки, потребление чего либо для определения целей. Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещают доходы семьи, на другую расходы. Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – тогда говорят, бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей. 4. Ролевая игра. Учитель приглашает одного учащегося поучаствовать в импровизированной игре, где ученик будет одним из родителей, а учитель – ребенком. Сюжет игры: ребенок просит маму или папу купить очередной модный, дорогой сотовый телефон. Родитель должен отказывать в просьбе ребенка обоснованно аргументируя свой отказ. IV. Практическая работа (10 мин) Практическая работа №1. Составьте структуру вашего семейного бюджета. Определите доходы и расходы вашей семьи. Задание можно выполнить в любой приемлемой для вас форме: в виде списка, схемы, кластера, таблицы. Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии. По сути дела каждый из ваших родителей (чаще мама) является домашним бухгалтером. В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека. Формы ведения: 1. Число и месяц, графы расходов и доходов. (графа расходов может быть дополнительная, если вы к примеру хотите отучить папу или брата курить. Эта сумма является веским аргументом в борьбе с курением. 2. Записи ведутся ежедневно, сразу после покупок – для людей любящих сравнивать и анализировать. Практическая работа №2. • Придумайте оригинальное название своей бухгалтерской книге. • Придумайте и зарисуйте эмблему на книге. В ходе практической работы учитель осуществляет контроль, делая целевые обходы: проверка правильности выполнения трудовых приемов работы, оказание дифференцированной помощи учащимся. Закрепление материала: Зарисуй цветок и напиши в каждом лепестке, с какими новыми словами или терминами мы сегодня познакомились. Дай им определение. Оцени себя. V. Заключительный инструктаж. - оценка работы и деятельности учащихся. Рефлексия: • Что понравилось, а что не понравилось тебе в уроке? • Какие знания ты отметил для себя как важные. • Какие вопросы ты хотел бы рассмотреть подробнее? • Какой вид работы на уроке тебе понравился больше всего и почему? • Какую оценку в плане активности на уроке ты бы себе поставил? - Домашнее задание: (2 мин) Разработайте проект на выбор: А) Как увеличить доход вашей семьи. Б) Как снизить расходы вашей семьи. Литература: 1. Учебник технология Е.В.Ермилова, И.А.Товченик, Алматы «Мектеп» 2008г. 2. Учебник технология для учащихся 8 кл. Симоненко В.Д. Москва «Вентана-Граф» 2000 год. 3. Учебный экономический словарь Б.Райсбер, Л.Лозовой, Москва «РОЛЬФ» 2000 год. 4. «Я познаю мир» - детская энциклопедическая экономика. Москва «Аст-рель» 2003 год. | |
Просмотров: 10158 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|