Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Разработка урока "Национальные головные уборы народов Казахстана"
Тема урока: Национальные головные уборы народов Казахстана.
Казахский национальный орнамент ( 7 класс).

Цели: 1. Образовательная. Приобретение знаний о ценности и особенностях
народного костюма. Расширение кругозора, обогащение словарного
запаса, пополнение знаний о текстиле и фурнитуре. Закрепление
знаний о специфике казахского орнамента. Формирование образова-
тельной , культурологической, учебно-познавательной компетенций
2. Развивающая. Развитие образного мышления и воображения, фанта-
зии, любознательности. Развитие умения применять полученные
знания на практике, навыков планирования и проектирования своей
работы, умений сравнивать и обобщать.
3. Воспитательная. Воспитание уважения к культуре и традициям сво-
его и других народов, интереса к истории и народному творчеству.
Эстетическое воспитание.
Наглядный комплекс: образцы головных уборов, работы детей; стенд «Сла-
вянские головные уборы»; учебные таблицы «Казахский националь-
ный орнамент», «Казахские национальные головные уборы», плакат
«Национальные костюмы», казахские национальные головные уборы
в иллюстрациях, раздаточный материал «Виды орнаментов». Стенд
«Образцы тканей, дублирующих материалов и фурнитуры».
Материалы для учащихся: лист для эскиза, карандаш, линейка, см. лента.
Тип урока: комбинированный (вводная лекция и практическая работа).
Методы обучения: беседа, учебная демонстрация, работа в тетради, устное
изложение, самостоятельная работа.
Межпредметные связи: история, география, изобразительное искусство, язы-
коведение.

План первого урока:
Орг. момент (3 мин.)
Вводный инструктаж (5 мин.): а) готовность к уроку
б) проверка посещаемости
в) сообщение темы
Текущий инструктаж (ок.80 мин.): а) беседа
б) новый материал
в) работа в тетради
г) работа над эскизом
Заключительный инструктаж (5 мин.): а) итоги, рефлексия
б) оценивание
в) домашнее задание


-Как вы думаете, девочки, 100 лет назад вы смогли бы появиться на улице с непокрытой головой? А какой головной убор обязана была носить казашка или русская девочка вашего возраста? Сегодня на уроке вы об этом узнаете.
Запишите тему урока в тетради: «Национальные головные уборы народов Казахстана».
Вопросы:
-Какие национальности проживают на территории Казахстана?
-Чем они отличаются друг от друга? (внешне, язык, обычаи, культура)
-А как внешне можно представить целый народ, национальность?
Исторически у каждого народа сложился внешний облик в виде нацио-нального костюма. (Демонстрация плаката «Национальные костюмы»). Здесь представлены зрительные образы костюмов народов, проживающих на тер-ритории бывшего Советского Союза. По этим образам можно судить о мента-литете народа, о нравах, национальных чертах и территориально-климатичес-ких условиях проживания. (Обсуждение общего и различного, акцент на красочности, орнаментации, форме головных уборов).

Вы уже знаете, что 100 лет назад выйти на улицу без головного убора счи-талось неприличным. Непокрытая голова в старину- символ бесчестья. Отсю-да возникло выражение «опростоволоситься».
- Так какой же головной убор носили бы вы 100-200 лет назад?
Раскопки исторических пластов 11-12 вв. обнаруживают так называемые ОБРУЧИ и ПОВЯЗКИ на территории всех русских губерний. Девушка-славянка в знак того, что к ней уже можно свататься, меняла повязку с накосниками на обруч, венец или честной колпак. В косу вплетали ленту. (Демонстрация иллюстраций).
Работа в тетради:
Славянские головные уборы.
1. Повязки с накосниками.
2. Венец, честной колпак, венок.
3. Петух, почёлок.
Просватанная девушка:
1. Венец невесты, коруна.
2. Кика.
3. Кокошник.
Замужняя женщина:
1. Рогатая кика.
2. Сорока.
3. Каблучок и т.д.
Поздние головные уборы:
1. Повойники.
2. Платки, шали.
3. Зимние малахаи, треухи (прототип современной ушанки).
В разных губерниях головные уборы назывались по-разному, имели свои отличия. Но все они украшались вышивкой, бисером, бусами, стеклярусом, золотой канителью. Волосы на девичнике расплетали, вели невесту в баню и заплетали перед венчанием в две косы. Обряд этот сопровождался песнями-причитаниями. Платок в старину был любимым головным убором и у девушек, и у женщин, был самым желанным подарком невесте, матери. А молодой муж обязательно дарил платок жене после рождения первенца.

Казахские головные уборы.
Казахские головные уборы изучим подробнее.
- Кроме таки, какие ещё головные уборы вы знаете?
Как вы уже заметили, головной убор не только согревал, украшал, но и указывал на возраст и социальный статус человека (бедный- богатый, замужем или нет). В тетради записываем и схематично зарисовываем сначала мужские, затем женские головные уборы (работа по таблице).
Мужские головные уборы:
1. Тюбетейка (тақыя)- носили всегда, даже в юрте или под зимней шапкой. Голову брили налысо.Такия по форме круглая, с невысоким околышем, макушка плоская или клинообразная. Украшалась скромной вышивкой, цветной строчкой, аппликацией.
2. Борык (бөрік)- повседневная шапочка из войлока, покрытая тканью и обшитая мехом. Была круглой или в форме колпака.
3. Тумак( тұмак) –зимняя шапка, состоит из тульи и 4 лопастей, которые закрывают лоб, уши и шею. Идеально защищала кочевой народ от ветра и мороза. Обшивалась лисьим мехом, а сверху- бархатом.
4. Калпак (қалпақ)- удлинённая шапка из войлока, простой формы.
5. Аккалпак (аққалпақ)- высокая шапка из белого войлока.
6. Аиркалпак (аырқалпақ)- высокая с загнутыми вверх полями и с разрезами. Очень характерный и оригинальный головной убор.
Женские головные уборы:
Девушки заплетали волосы в мелкие косички. Их носили свободно за спиной, но чаще собирали в одну косу и прикрепляли подвески, монетки, обёртывали тканью.
1. Девушки носили летом такию, красиво крашенную бусами, кораллами, серебром. На макушку крепили үкі- султанчик из перьев филина. Для чего это делали? (как оберег).
2. Борык женский имел меховую опушку, которая не отворачивалась как у мужчин, тоже мог быть украшен перьями.
3. Наиболее оригинальным, не встречающимся ни у одного народа, был свадебный головной убор САУКЕЛЕ: высокая (до 70 см) шапка в форме усечённого конуса. На плотной основе, богато украшен бляхами из золота, жемчуга, монеток, блёсток, кораллов. Обычно из бархата, с меховой опушкой. Сзади по спине спускалась широкая, богато украшенная лента с золотой бахромой, с боков- наушники с украшениями. Обязательны были длинные подвески из нитей, кораллов, бирюзы, серебра и золота, монет, кистей. К верху крепили тонкую белую накидку (желек). Сукеле для богатой невесты готовили в течение года, стоимость его доходила до 2-3 тысяч рублей серебром( стоимость приблизительно 100 коней). Аналогичный русский венец готовили год в монастырях, эти головные уборы передавали по наследству как капитал семьи. Саукеле невеста могла одевать одевать по праздникам до рождения первенца. После рождения первенца могла впервые поехать к родителям с ребёнком, где обычно одаривалась особыми подарками.
4. Желек (жаулық)- головной убор замужней женщины. Изготавливался в разных вариантах, но обычно- накидка, спускающаяся на спину.
5. Замужняя женщина в возрасте носила КИМЕШЕК- белый, особо сшитый головной убор, закрывающий голову, шею, грудь, плечи и спину. Для лица делали вырез, его могли украсить белым жемчугом. Часто поверх кимешека накручивали ТЮРБАН (күндік) из длинной полосы белой ткани, сложным образом уложенный и закреплённый. В разных областях эти головные уборы выполнялись по-разному и требовали большого искусства в изготовлении.
Платки и шали были очень популярны с середины 19 века повсеместно, как и в России. Это было связано с развитием мануфактурного производства.
А теперь посмотрим на иллюстрацию. Полученные знания помогут вам понять, что происходит на этой картине.
- Кто сидит в центре? (невеста)
- Кто рядом? Где подружки, где снохи?
Это часть свадебного обряда- проводы невесты (ЖАР-ЖАР), молодая сидит с подружками и родственницами в своей юрте за занавесками, а жених с друзьями на лошадях находятся снаружи. Девушка поёт о родной земле, о любви к родителям, печалится о прошедшем детстве и подружках. А жених утешает её, обещая, что она обретёт новых подруг и родственников.

На следующих уроках вы изготовите тот головной убор, который вам больше понравился. Можно работать самостоятельно или в паре. Нужно учитывать, что по степени сложности эта работа различна: хорошо обдумайте и рассчитайте свои силы. Легче всего изготовить повязку-кокошник (вы видите работы учащихся на стенде), сложнее изготовить такию (она состоит из двух деталей) и борык ( из четырёх частей). Наиболее сложны в исполнении аиркалпак( четыре детали) и саукеле( всего две детали, но сложные в монтаже и декоре). Тем не менее в нашем фонде имеются и эти работы.
- Начальным этапом любой работы является обдумывание и изготовление чего? Правильно- эскиза. Вы помните, что эскиз должен быть крупным, цветным и с указанием размеров. (Демонстрация и анализ двух эскизов с анализом возможных ошибок).Эскизом мы займёмся на втором уроке, а на перемене постарайтесь ознакомиться с образцами тканей и фурнитуры на стендах.
Второй урок.
Народный костюм всегда был украшен орнаментом. Национальные орнаменты различны, т. к. они отражают жизнь народов, окружающую среду в символических образах. Человек видел небо, солнце, воду, растительный и животный мир. Эти образы он упростил и зашифровал в символах.
( На парты раздаются таблицы с элементами национальных орнаментов).
- Давайте вспомним виды и элементы казахского орнамента (сообщения учащихся).На таблице изображены 4 вида казахского орнамента. Через время после замужества девушка передавала родным информацию посредством вышивки (счастлива или нет в новой семье).При этом использовалась символика цвета: голубой-небо, белый- радость, жёлтый-знание, мудрость, красный- огонь, солнце,зелёный- весна, юность. Вам нужно обдумать- какой головной убор хотите изготовить, какой национальности( можно татарский, корейский и др., сведения о них найдите в Интернете или спросите у родителей). Постарайтесь использовать элементы национальных орнаментов в украшении.

Задание для самостоятельной работы:
1. Начать работу над эскизом, предварительно сняв мерку обхвата головы (демонстрирует учитель).
2. В цвете не торопитесь оформлять, т.к. материалы ещё не подобраны. Необходимо определить форму, размеры, декор.
3. Работа рассчитана на 20 мин. Во время работы не забывайте про осанку, не сутультесь. Орнамент в декоре может быть закомпанован по центру, в виде полосы, по углам. Орнамент изобразите условно, но помните, чем больше ручной работы, тем эффектнее смотрится изделие.

Рефлексия:
- О чем мы сегодня узнали на уроке?
- Что удивило, что понравилось?
- Нужно ли современному человеку знать народные обычаи и традиции?
За 5 мин. до звонка- запись в тетрадь домашнего задания.
1. Разработать эскиз.
2. Принести фурнитуру, украшения. Орнаменты в соответствии с эскизом.
3. Для каркаса принести на выбор: картон формата А3, жёсткий дублерин или фатин 50 см( образцы на стенде)
4. Скотч, ножницы, иглу, нитки, игольницу.
5. Для чехла на выбор: бархат, парчу, трикотаж нужного цвета. Для кокошника- 20 см., для борыка, саукеле- 40 см ( полоса).
- Всё понятно? Спасибо, на следующих уроках нас ожидает волнующий процесс создания шедевра.
Категория: Технология | Добавил: sedona09 (2012-10-30) | Автор: Васина Елена Николаевна E
Просмотров: 9192 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru