Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Тема урока: Национальные головные уборы народов Казахстана. Казахский национальный орнамент ( 7 класс). Цели: 1. Образовательная. Приобретение знаний о ценности и особенностях народного костюма. Расширение кругозора, обогащение словарного запаса, пополнение знаний о текстиле и фурнитуре. Закрепление знаний о специфике казахского орнамента. Формирование образова- тельной , культурологической, учебно-познавательной компетенций 2. Развивающая. Развитие образного мышления и воображения, фанта- зии, любознательности. Развитие умения применять полученные знания на практике, навыков планирования и проектирования своей работы, умений сравнивать и обобщать. 3. Воспитательная. Воспитание уважения к культуре и традициям сво- его и других народов, интереса к истории и народному творчеству. Эстетическое воспитание. Наглядный комплекс: образцы головных уборов, работы детей; стенд «Сла- вянские головные уборы»; учебные таблицы «Казахский националь- ный орнамент», «Казахские национальные головные уборы», плакат «Национальные костюмы», казахские национальные головные уборы в иллюстрациях, раздаточный материал «Виды орнаментов». Стенд «Образцы тканей, дублирующих материалов и фурнитуры». Материалы для учащихся: лист для эскиза, карандаш, линейка, см. лента. Тип урока: комбинированный (вводная лекция и практическая работа). Методы обучения: беседа, учебная демонстрация, работа в тетради, устное изложение, самостоятельная работа. Межпредметные связи: история, география, изобразительное искусство, язы- коведение. План первого урока: Орг. момент (3 мин.) Вводный инструктаж (5 мин.): а) готовность к уроку б) проверка посещаемости в) сообщение темы Текущий инструктаж (ок.80 мин.): а) беседа б) новый материал в) работа в тетради г) работа над эскизом Заключительный инструктаж (5 мин.): а) итоги, рефлексия б) оценивание в) домашнее задание -Как вы думаете, девочки, 100 лет назад вы смогли бы появиться на улице с непокрытой головой? А какой головной убор обязана была носить казашка или русская девочка вашего возраста? Сегодня на уроке вы об этом узнаете. Запишите тему урока в тетради: «Национальные головные уборы народов Казахстана». Вопросы: -Какие национальности проживают на территории Казахстана? -Чем они отличаются друг от друга? (внешне, язык, обычаи, культура) -А как внешне можно представить целый народ, национальность? Исторически у каждого народа сложился внешний облик в виде нацио-нального костюма. (Демонстрация плаката «Национальные костюмы»). Здесь представлены зрительные образы костюмов народов, проживающих на тер-ритории бывшего Советского Союза. По этим образам можно судить о мента-литете народа, о нравах, национальных чертах и территориально-климатичес-ких условиях проживания. (Обсуждение общего и различного, акцент на красочности, орнаментации, форме головных уборов). Вы уже знаете, что 100 лет назад выйти на улицу без головного убора счи-талось неприличным. Непокрытая голова в старину- символ бесчестья. Отсю-да возникло выражение «опростоволоситься». - Так какой же головной убор носили бы вы 100-200 лет назад? Раскопки исторических пластов 11-12 вв. обнаруживают так называемые ОБРУЧИ и ПОВЯЗКИ на территории всех русских губерний. Девушка-славянка в знак того, что к ней уже можно свататься, меняла повязку с накосниками на обруч, венец или честной колпак. В косу вплетали ленту. (Демонстрация иллюстраций). Работа в тетради: Славянские головные уборы. 1. Повязки с накосниками. 2. Венец, честной колпак, венок. 3. Петух, почёлок. Просватанная девушка: 1. Венец невесты, коруна. 2. Кика. 3. Кокошник. Замужняя женщина: 1. Рогатая кика. 2. Сорока. 3. Каблучок и т.д. Поздние головные уборы: 1. Повойники. 2. Платки, шали. 3. Зимние малахаи, треухи (прототип современной ушанки). В разных губерниях головные уборы назывались по-разному, имели свои отличия. Но все они украшались вышивкой, бисером, бусами, стеклярусом, золотой канителью. Волосы на девичнике расплетали, вели невесту в баню и заплетали перед венчанием в две косы. Обряд этот сопровождался песнями-причитаниями. Платок в старину был любимым головным убором и у девушек, и у женщин, был самым желанным подарком невесте, матери. А молодой муж обязательно дарил платок жене после рождения первенца. Казахские головные уборы. Казахские головные уборы изучим подробнее. - Кроме таки, какие ещё головные уборы вы знаете? Как вы уже заметили, головной убор не только согревал, украшал, но и указывал на возраст и социальный статус человека (бедный- богатый, замужем или нет). В тетради записываем и схематично зарисовываем сначала мужские, затем женские головные уборы (работа по таблице). Мужские головные уборы: 1. Тюбетейка (тақыя)- носили всегда, даже в юрте или под зимней шапкой. Голову брили налысо.Такия по форме круглая, с невысоким околышем, макушка плоская или клинообразная. Украшалась скромной вышивкой, цветной строчкой, аппликацией. 2. Борык (бөрік)- повседневная шапочка из войлока, покрытая тканью и обшитая мехом. Была круглой или в форме колпака. 3. Тумак( тұмак) –зимняя шапка, состоит из тульи и 4 лопастей, которые закрывают лоб, уши и шею. Идеально защищала кочевой народ от ветра и мороза. Обшивалась лисьим мехом, а сверху- бархатом. 4. Калпак (қалпақ)- удлинённая шапка из войлока, простой формы. 5. Аккалпак (аққалпақ)- высокая шапка из белого войлока. 6. Аиркалпак (аырқалпақ)- высокая с загнутыми вверх полями и с разрезами. Очень характерный и оригинальный головной убор. Женские головные уборы: Девушки заплетали волосы в мелкие косички. Их носили свободно за спиной, но чаще собирали в одну косу и прикрепляли подвески, монетки, обёртывали тканью. 1. Девушки носили летом такию, красиво крашенную бусами, кораллами, серебром. На макушку крепили үкі- султанчик из перьев филина. Для чего это делали? (как оберег). 2. Борык женский имел меховую опушку, которая не отворачивалась как у мужчин, тоже мог быть украшен перьями. 3. Наиболее оригинальным, не встречающимся ни у одного народа, был свадебный головной убор САУКЕЛЕ: высокая (до 70 см) шапка в форме усечённого конуса. На плотной основе, богато украшен бляхами из золота, жемчуга, монеток, блёсток, кораллов. Обычно из бархата, с меховой опушкой. Сзади по спине спускалась широкая, богато украшенная лента с золотой бахромой, с боков- наушники с украшениями. Обязательны были длинные подвески из нитей, кораллов, бирюзы, серебра и золота, монет, кистей. К верху крепили тонкую белую накидку (желек). Сукеле для богатой невесты готовили в течение года, стоимость его доходила до 2-3 тысяч рублей серебром( стоимость приблизительно 100 коней). Аналогичный русский венец готовили год в монастырях, эти головные уборы передавали по наследству как капитал семьи. Саукеле невеста могла одевать одевать по праздникам до рождения первенца. После рождения первенца могла впервые поехать к родителям с ребёнком, где обычно одаривалась особыми подарками. 4. Желек (жаулық)- головной убор замужней женщины. Изготавливался в разных вариантах, но обычно- накидка, спускающаяся на спину. 5. Замужняя женщина в возрасте носила КИМЕШЕК- белый, особо сшитый головной убор, закрывающий голову, шею, грудь, плечи и спину. Для лица делали вырез, его могли украсить белым жемчугом. Часто поверх кимешека накручивали ТЮРБАН (күндік) из длинной полосы белой ткани, сложным образом уложенный и закреплённый. В разных областях эти головные уборы выполнялись по-разному и требовали большого искусства в изготовлении. Платки и шали были очень популярны с середины 19 века повсеместно, как и в России. Это было связано с развитием мануфактурного производства. А теперь посмотрим на иллюстрацию. Полученные знания помогут вам понять, что происходит на этой картине. - Кто сидит в центре? (невеста) - Кто рядом? Где подружки, где снохи? Это часть свадебного обряда- проводы невесты (ЖАР-ЖАР), молодая сидит с подружками и родственницами в своей юрте за занавесками, а жених с друзьями на лошадях находятся снаружи. Девушка поёт о родной земле, о любви к родителям, печалится о прошедшем детстве и подружках. А жених утешает её, обещая, что она обретёт новых подруг и родственников. На следующих уроках вы изготовите тот головной убор, который вам больше понравился. Можно работать самостоятельно или в паре. Нужно учитывать, что по степени сложности эта работа различна: хорошо обдумайте и рассчитайте свои силы. Легче всего изготовить повязку-кокошник (вы видите работы учащихся на стенде), сложнее изготовить такию (она состоит из двух деталей) и борык ( из четырёх частей). Наиболее сложны в исполнении аиркалпак( четыре детали) и саукеле( всего две детали, но сложные в монтаже и декоре). Тем не менее в нашем фонде имеются и эти работы. - Начальным этапом любой работы является обдумывание и изготовление чего? Правильно- эскиза. Вы помните, что эскиз должен быть крупным, цветным и с указанием размеров. (Демонстрация и анализ двух эскизов с анализом возможных ошибок).Эскизом мы займёмся на втором уроке, а на перемене постарайтесь ознакомиться с образцами тканей и фурнитуры на стендах. Второй урок. Народный костюм всегда был украшен орнаментом. Национальные орнаменты различны, т. к. они отражают жизнь народов, окружающую среду в символических образах. Человек видел небо, солнце, воду, растительный и животный мир. Эти образы он упростил и зашифровал в символах. ( На парты раздаются таблицы с элементами национальных орнаментов). - Давайте вспомним виды и элементы казахского орнамента (сообщения учащихся).На таблице изображены 4 вида казахского орнамента. Через время после замужества девушка передавала родным информацию посредством вышивки (счастлива или нет в новой семье).При этом использовалась символика цвета: голубой-небо, белый- радость, жёлтый-знание, мудрость, красный- огонь, солнце,зелёный- весна, юность. Вам нужно обдумать- какой головной убор хотите изготовить, какой национальности( можно татарский, корейский и др., сведения о них найдите в Интернете или спросите у родителей). Постарайтесь использовать элементы национальных орнаментов в украшении. Задание для самостоятельной работы: 1. Начать работу над эскизом, предварительно сняв мерку обхвата головы (демонстрирует учитель). 2. В цвете не торопитесь оформлять, т.к. материалы ещё не подобраны. Необходимо определить форму, размеры, декор. 3. Работа рассчитана на 20 мин. Во время работы не забывайте про осанку, не сутультесь. Орнамент в декоре может быть закомпанован по центру, в виде полосы, по углам. Орнамент изобразите условно, но помните, чем больше ручной работы, тем эффектнее смотрится изделие. Рефлексия: - О чем мы сегодня узнали на уроке? - Что удивило, что понравилось? - Нужно ли современному человеку знать народные обычаи и традиции? За 5 мин. до звонка- запись в тетрадь домашнего задания. 1. Разработать эскиз. 2. Принести фурнитуру, украшения. Орнаменты в соответствии с эскизом. 3. Для каркаса принести на выбор: картон формата А3, жёсткий дублерин или фатин 50 см( образцы на стенде) 4. Скотч, ножницы, иглу, нитки, игольницу. 5. Для чехла на выбор: бархат, парчу, трикотаж нужного цвета. Для кокошника- 20 см., для борыка, саукеле- 40 см ( полоса). - Всё понятно? Спасибо, на следующих уроках нас ожидает волнующий процесс создания шедевра. | |
Просмотров: 9192 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|