Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Коррекционное развитие способностей учащихся на уроках профессионального - трудового обучения для школ VIII вида. Образование детей с ограниченными возможностями предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Такие условия предоставляют специальные – коррекционные образовательные учреждения Задача специальной (коррекционной) школы – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество, т.е. успешная социализация. Цель учителя трудового обучения в коррекционной школе – это формирование умений, необходимых для успешной социально – трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Задачи для достижения данной цели в процессе обучения: - формировать доступные школьникам технические и технологические знания; - развивать обще-трудовые умения, то есть: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы; - обучать школьников профессиональным приемам труда и прививать им соответствующие трудовые навыки; - воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.); Коррекционное развитие психофизических функций учащихся посредством трудовой подготовки. -Формировать доступные школьникам технические и технологические знания; - развивать обще-трудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы; - обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки; - воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.); - формировать коммуникативные умения; - формировать мобильность. Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Чтобы добиться успеха в своей работе, я тщательно подбираю эффективные технологии и методы обучения. Для более или менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести: 1) усвоение (осознание) цели работы; 2) усвоение порядка операций, необходимых для изготовления вещи; 3) умение производить оценку своей работы». В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями в трудовой и познавательной деятельности. Как писал С.Л. Мирский «Сравнительно высокие возможности мыслительных процессов на уроках труда объясняются тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя». Через специальные уроки и практические занятия, при помощи общественного полезного труда, вырабатываются у школьников с проблемами в развитии знания и умения, необходимые для успешной социально-трудовой адаптации. Трудовая подготовка учащихся с ограниченными возможностями – это система, включающая весь комплекс учебно-воспитательной работы, направленный на развитие учащихся. Один из самых значимых принципов, на котором построено обучение в коррекционной школе -коррекционно – развивающий, который направлен на коррекцию недостатков и развитие психофизических качеств детей с интеллектуальной недостаточностью. Коррекционная работа включает в себя деятельность учащихся, которая продвигает их в развитии. К основным моментам такой деятельности относится понимание учебного материала, связь теоретического материала с практической работой, развитие самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий и умения контролировать их результаты. Для учащихся с ограниченными возможностями характерны существенные недостатки, охватывающие различные стороны психики. Однако любые отклонения, проявляясь в различных психофизических процессах и свойствах личности школьника, не находятся на одном уровне по отношению к нормальному развитию: одни из них значительно отличают ученика с проблемами в развитии, другие менее существенны, они меньше влияют на трудовую подготовку. Например, между учеником вспомогательной и массовой школы одинакового возраста обнаруживается большая разница в способности к абстрактно- логическому мышлению (в установлении закономерностей, причинно–следственных связей), но эта разница значительно сокращается в отношении наглядно – действенного мышления. Ученик с интеллектуальной недостаточностью ограничен в своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и духовных потребностей, мировоззрение, но может не уступать умственно полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других качеств личности. У большинства учащихся специальных (коррекционных) отсутствуют такие нарушения физического развития, которые бы существенно мешали их трудовому обучению и воспитанию. Таким образом, психофизические особенности этих детей таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны личности. Это положение позволяет осуществлять трудовую подготовку учащихся с недостатком интеллекта по двум направлениям: • опора на сохранные способности; • расширение возможностей учащихся в трудовой деятельности. Для решения задач на уроках швейного дела, я разработала систему упражнений направленных на коррекционное развитие психических функций учащихся. Примеры упражнений направленных на коррекционное развитие психических функций учащихся на уроках швейного дела Задания на развитие памяти № 1. «Пословица» Один ученик начинает пословицу о труде, второй заканчивает и говорит начало второй пословицы и т.д. № 2. «Запомни» Прочитать вслух описание фасона изделия, записать по памяти. № 3. «Запиши» Записать как можно больше слов относящихся например к теме «Плечевые изделия»: а. халат; б. блузка; и др. № 4.«Запомни предметы» Запомнить разложенные на столе предметы. После изменения определить, что изменилось. № 5. «Зарисуй по памяти» Зарисовать фасон изделия, зачитанный вслух учителем. Упражнения на развитие мышления. № 1 «Выдели общее» Предлагается ряд эскизов изделий. Надо выделить общее, что имеется в этих изделиях. № 2. «Сравни» Предлагается два ряда изделий, одного фасона, отличающиеся некоторыми незначительными деталями: а) что общего между первым и вторым рядом; б) сравни, чем отличаются модели первого и второго ряда; в) чем отличаются модели первого ряда друг от друга. № 3. «Классификация» Даны пять словарных слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое – лишнее. Например: спинка, полочка, подборт, нитки, рукав. халат, комбинезон, топ, фартук, косынка. № 4. «Заполни пропавшие буквы» Даны словарные слова с пропущенными буквами. Например: в…л…к…о (волокно); п...я…а (пряжа); п..л...т..о (полотно). № 5 «Кроссворд» а) Предлагается кроссворд, составленный по изучаемой теме. б) Кроссворд на закрепление терминологии. Упражнения на развитие восприятия. № 1. «Восприятие величины предметов» Предлагаются определить на глаз размер линий, предметов. № 2. «Найди 10 различий» (объем восприятия) Предлагаются два одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями. Показывать в течение одной минуты, затем рисунки убрать. Написать на листе бумаги все найденные различия. Упражнения на развитие внимания № 1. «Исправь ошибку» а) Предлагаются словарные слова по теме с ошибками. б) Предлагается эскиз изделия и описание его фасона с ошибкой. № 2. «Найди 10 различий» Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями. № 3. «Найди общее» Предлагается два разных эскиза изделий. Найти общие детали, которые имеются в этих изделиях. № 4. «Что лишнее?» Предлагается эскиз изделия, в котором есть лишние детали, которые необходимо найти. № 5. «Найди детали» Предлагаются несколько эскизов изделий и отдельно нарисованные мелкие детали изделия. Надо найти эти мелкие детали на эскизах. ГУ «Областная специальная школа – интернат №1 для детей с ОВР» г.Шахтинска Статья: Коррекционное развитие способностей учащихся на уроках профессионально – трудового обучения для школ VIII вида. Подготовила: учитель трудового обучения В.Р. Кольцова | |
Просмотров: 8202 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|